Методические указания. 1. При изучении темы необходимо выявить материальные и духовные предпосылки формирования средневековой культуры

1. При изучении темы необходимо выявить материальные и духовные предпосылки формирования средневековой культуры. При рассмотрении первого вопроса важно охарактеризоватьфеодальные отношения как материальную основу средневековой культуры, выстраиваемые вокруг главной ценности аграрного общества – земли. Необходимо выявить специфику и ориентированность хозяйственной деятельности в средние века: преобладание натурального хозяйства, естественное ограничение потребностей, идею достойного содержания, вытекающую из сословного статуса человека. Феодализм как форма политической культуры западноевропейского средневековья опирался на идеологию личного служения, закреплял иерархическую вертикаль и сословную организацию общества.

2. При рассмотрении второго вопроса необходимо выяснить влияние христианства на мировосприятие средневекового человека и охарактеризовать его основные черты: двумирность, иерархизм, символизм,универсализм,целостность, дидактизм, историзм. Важно обратить внимание на то, что христианство способствовало сложению в общественном сознании нового теоцентрического мировоззрения, в рамках которого Бог мыслился как абсолютное, совершенное бытие и высшее благо; смысл человеческой жизни понимался как подражание и уподобление Богу; основой нравственной жизни провозглашалось почитание Бога и служение ему. Под влиянием теоцентрического мировоззрения изменилось содержание нравственного идеала: на смену античному языческому гедонизму пришли аскетизм и смирение. Также следует отметить доминирующее положение института церкви практически во всех сферах жизни средневекового общества: политической, правовой, экономической, духовной.

3. При изучении третьего вопроса необходимо обратить внимание на особенности социальной структуры средневекового общества и её роль в формировании культуры. Социальная структура опиралась на принципы сословной иерархии, освященные римско-католической церковью. В средневековом обществе сложилось три основных сословия: духовенство, дворянство, народ. Наличие сложной социальной структуры обусловило существование трех культурных пластов: церковного, светского (аристократического) и народного. Клерикальная культура пронизывала практически все сферы духовной жизни средневекового общества ‑ образование, науку, искусство. Рыцарско-куртуазная культура задавала светскую направленность жизни средневековой аристократии, в её рамках сформировался кодекс рыцарской чести и правила куртуазного поведения. Народная культура объединяла языческие традиции с христианским вероучением и создавала свою систему норм, ценностей, идеалов. Одной из форм воплощения народной «смеховой» культуры выступал карнавал ‑ альтернативный официальной христианской культуре массовый поведенческий феномен, предполагающий хорошо разработанную систему обрядово-зрелищных и жанровых форм. Рекомендуется рассмотреть значение карнавала для городской средневековой культуры.

В процессе изучения этой темы необходимо овладеть следующим понятийным инструментарием: феодализм, вассалитет, христианство, теоцентризм, клерикальная культура, рыцарская культура, куртуазия, народная культура, карнавал.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.

2. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М.: Наука, 1989.

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М.: Искусство, 1991.

4. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. – М.: Наука, 1988.

5. Иванов К.Н. Многоликое Средневековье. – М.: Алетейя, 2001.

6. История мировой культуры. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002.

8. Культурология: курс лекций / Под ред. И.Г. Палий. – Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2006.

9. Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 10-е изд., 2006.

10. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

11. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. – М.: ПРОГРЕСС, 1987.

12. Хейзинга Й. Осень Средневековья. – М.: Айрис-пресс, 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: