Методические указания. 1. При подготовке первого вопроса необходимо выделить как духовные, так и материальные предпосылки, сформировавшие культуру Нового времени: переосмысление

1. При подготовке первого вопроса необходимо выделить как духовные, так и материальные предпосылки, сформировавшие культуру Нового времени: переосмысление догматов христианства, отделение церкви от государства, развитие светской культуры, формирование представлений о человеке как свободной автономной личности, выделение в человеке таких качеств как деловитость, предприимчивость, ориентированность на получение выгоды, ослабление сословной системы общества, развитие науки, появление машинного производства. Необходимо осознать, что Новое время – это начальный этап развития современной промышленной цивилизации.

2. Для подготовки второго вопроса рекомендуется обратить внимание на важные события, которые изменили социальную и политическую жизнь Европы в XVII веке. Во-первых, это Английская буржуазная революция, которая повлекла за собой ограничение королевской власти, создание парламента, юридическое закрепление прав граждан (равенство перед законом). Политические изменения привели к трансформации социальной структуры: на место сословного неравенства пришло неравенство классовое, основой которого стала собственность на средства производства. Вторым событием, изменившим облик Европы в Новое Время, стала Тридцатилетняя война, в результате которой план Габсбургов по созданию «мировой империи» потерпел крах и восторжествовала идея суверенных европейских национальных государств. В результате к концу XVII века Европа из простой мозаики государств превратилась в развивающееся «сообщество государств». Процесс становления национальных государств сопровождался уменьшением социальных, экономических и культурных различий внутри государств и увеличением различий между ними. Это способствовало появлению политических сообществ, члены которых обладали четко выраженным чувством национальной идентичности.

3. При изучении третьего вопроса следует обратить внимание на то, что становление новой буржуазной культуры порождало изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и оказывало революционизирующее влияние на сознание людей. Важнейшим фактором, обусловившим изменения в общественном сознании, стала наука и прежде всего математика и естествознание. Неслучайно XVII век называют эпохой научной революции. Научные открытия Г. Галилея (гелиоцентрическая модель движения небесных тел) и И. Ньютона (законы механики) оказали существенное влияние на формирование новой механистической картины мира: мир – это механизм, подчиненный законам механики. Кроме того, мир – это объект, на который направлена познавательная и практическая активность человека.

Выдающиеся философы XVII века Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц освобождают философию от схоластики и обращают лицом к науке. Основой философского познания становится не религиозная догма и признанный церковью авторитет, а разум, опирающийся на логику и факты.

4. При рассмотрении четвертого вопроса рекомендуется обратить внимание на то, что в ХVIII веке научное знание выходит за пределы университетов, лабораторий, кружков ученых и кабинетов мыслителей. Попадая в светские салоны Лондона и Парижа, оно становится предметом широкого обсуждения. Данное обстоятельство определило название этого периода в развитии европейской культуры – эпоха Просвещения.

Основной мировоззренческой установкой культуры Просвещения стала уверенность в мощи и неограниченных возможностях человеческого разума, в прогресс науки, создающий условия для экономического и социального благополучия человечества. Большой вклад в разработку идей просвещения внесли Ф.М.А. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, французские энциклопедисты Д. Дидро, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций. Они были убеждены в решающей роли знаний, особенно знания «естественного порядка», необходимого для исправления общественных отношений. Развитие общества рассматривалось ими на основе неуклонного совершенствования человеческого разума, преодоления невежества, фанатизма, суеверий, религиозной нетерпимости.

В процессе изучения этой темы необходимо овладеть следующим понятийным инструментарием: индустриальное общество, рационализм, исторический оптимизм, научная революция, сциентизм, национальная идентичность, механистическая картина мира, просвещение, теория естественных прав человека.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. – М.: Прогресс, 1986-1988. ТТ. 1-3.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

3. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.

4. История и культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000.

5.История мировой культуры. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

6. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002.

7. Культурология: курс лекций / Под ред. И.Г. Палий. – Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2006.

8. Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 10-е изд., 2006.

9. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1974.

10. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. – М.: ПРОГРЕСС, 1987.

11. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. Учебное пособие – М.: Высшая школа, 2003.

12. Шоню П. Цивилизация Просвещения. – Ектеринбург: У-Фактория; М.: АСТ, 2008.

ТЕМА 9. Западная культура XX – XXI вв.:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: