1. При подготовке первого вопроса необходимо выделить как духовные, так и материальные предпосылки, сформировавшие культуру Нового времени: переосмысление догматов христианства, отделение церкви от государства, развитие светской культуры, формирование представлений о человеке как свободной автономной личности, выделение в человеке таких качеств как деловитость, предприимчивость, ориентированность на получение выгоды, ослабление сословной системы общества, развитие науки, появление машинного производства. Необходимо осознать, что Новое время – это начальный этап развития современной промышленной цивилизации.
2. Для подготовки второго вопроса рекомендуется обратить внимание на важные события, которые изменили социальную и политическую жизнь Европы в XVII веке. Во-первых, это Английская буржуазная революция, которая повлекла за собой ограничение королевской власти, создание парламента, юридическое закрепление прав граждан (равенство перед законом). Политические изменения привели к трансформации социальной структуры: на место сословного неравенства пришло неравенство классовое, основой которого стала собственность на средства производства. Вторым событием, изменившим облик Европы в Новое Время, стала Тридцатилетняя война, в результате которой план Габсбургов по созданию «мировой империи» потерпел крах и восторжествовала идея суверенных европейских национальных государств. В результате к концу XVII века Европа из простой мозаики государств превратилась в развивающееся «сообщество государств». Процесс становления национальных государств сопровождался уменьшением социальных, экономических и культурных различий внутри государств и увеличением различий между ними. Это способствовало появлению политических сообществ, члены которых обладали четко выраженным чувством национальной идентичности.
|
|
3. При изучении третьего вопроса следует обратить внимание на то, что становление новой буржуазной культуры порождало изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и оказывало революционизирующее влияние на сознание людей. Важнейшим фактором, обусловившим изменения в общественном сознании, стала наука и прежде всего математика и естествознание. Неслучайно XVII век называют эпохой научной революции. Научные открытия Г. Галилея (гелиоцентрическая модель движения небесных тел) и И. Ньютона (законы механики) оказали существенное влияние на формирование новой механистической картины мира: мир – это механизм, подчиненный законам механики. Кроме того, мир – это объект, на который направлена познавательная и практическая активность человека.
|
|
Выдающиеся философы XVII века Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц освобождают философию от схоластики и обращают лицом к науке. Основой философского познания становится не религиозная догма и признанный церковью авторитет, а разум, опирающийся на логику и факты.
4. При рассмотрении четвертого вопроса рекомендуется обратить внимание на то, что в ХVIII веке научное знание выходит за пределы университетов, лабораторий, кружков ученых и кабинетов мыслителей. Попадая в светские салоны Лондона и Парижа, оно становится предметом широкого обсуждения. Данное обстоятельство определило название этого периода в развитии европейской культуры – эпоха Просвещения.
Основной мировоззренческой установкой культуры Просвещения стала уверенность в мощи и неограниченных возможностях человеческого разума, в прогресс науки, создающий условия для экономического и социального благополучия человечества. Большой вклад в разработку идей просвещения внесли Ф.М.А. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, французские энциклопедисты Д. Дидро, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций. Они были убеждены в решающей роли знаний, особенно знания «естественного порядка», необходимого для исправления общественных отношений. Развитие общества рассматривалось ими на основе неуклонного совершенствования человеческого разума, преодоления невежества, фанатизма, суеверий, религиозной нетерпимости.
В процессе изучения этой темы необходимо овладеть следующим понятийным инструментарием: индустриальное общество, рационализм, исторический оптимизм, научная революция, сциентизм, национальная идентичность, механистическая картина мира, просвещение, теория естественных прав человека.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. – М.: Прогресс, 1986-1988. ТТ. 1-3.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.
3. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.
4. История и культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000.
5.История мировой культуры. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
6. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002.
7. Культурология: курс лекций / Под ред. И.Г. Палий. – Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2006.
8. Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 10-е изд., 2006.
9. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1974.
10. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. – М.: ПРОГРЕСС, 1987.
11. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. Учебное пособие – М.: Высшая школа, 2003.
12. Шоню П. Цивилизация Просвещения. – Ектеринбург: У-Фактория; М.: АСТ, 2008.
ТЕМА 9. Западная культура XX – XXI вв.: