1. При изучении темы необходимо обратить внимание на содержание понятия «Возрождение» как самоназвания эпохи. При рассмотрении первого вопроса важно выявить социальные факторы предшествующей средневековой эпохи, способствующие появлению ренессансного типа культуры: рост средневековых городов и развитие городской культуры, развитие товарно-денежных отношений, кризис католицизма, рост еретических движений, высвобождение личности из-под гнета сословных отношений, появление людей свободных профессий (художников, музыкантов, поэтов, учителей) и т.д. Следует обратить внимание на появление в рамках городской культуры средневековья человека нового типа, характерными чертами которого стали: инициативность, предприимчивость, независимость. Вышеперечисленные факторы способствовали становлению нового типа мировоззрения – антропоцентризма, постепенно вытесняющего средневековый теоцентризм. Представления о человеке как о центре мироздания определили дальнейшее развитие культуры Западной Европы.
2. В рамках второго вопроса рекомендуется обратить внимание на динамику в развитии культуры итальянского Возрождения и содержательно охарактеризовать его основные этапы: предвозрождение (проторенессанс) – творчество Джотто и Данте; раннее Возрождение ‑ творчество Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Донателло, Ф. Брунеллески; высокое Возрождение ‑ творчество Л. Валлы, Дж. Пико делла Мирандолы, Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело; позднее Возрождение ‑ творчество Микеланджело и Тициана.
3. При изучении третьего вопроса важно понять, какие новые ценности и культурные потребности эпохи Возрождения способствовали формированию идеологии гуманизма, как и почему утверждались ценность и достоинство человека. В эпоху Возрождения индивид начинает осознавать себя творцом, не ограниченным ни природой, ни религией. В своей деятельности человек-творец не просто удовлетворяет свои интересы и нужды, но вслед за Богом творит мир, красоту, самого себя. Такой силы и власти над окружающим миром и самим собой человек не чувствовал ни в античности, ни в средние века. Следует обратить внимание на то, что основные идеи итальянского гуманизма (понимание человека как творца, культ земной жизни, идеализация телесного в человеке, неприятие средневекового аскетизма и т.д.) значительно отличаются от установок гуманизма Северного Возрождения (Германия, Нидерланды), ориентированного на религиозное совершенствование человека и обновление католической церкви.
В целях получения комплексного представления о культуре Возрождения необходимо рассмотреть феномен титанизма и его оборотную сторону ‑ аморализм как проявление ничем не ограниченного индивидуализма в мировоззрении и жизненной практике эпохи.
4. При рассмотрении четвертого вопроса следует всесторонне осмыслить явление Реформации: выявить и охарактеризовать социальные предпосылки появления данного религиозного и социально-политического движения XVI века на севере Европы, его роль в становлении буржуазной культуры. Следует раскрыть основные черты протестантского вероучения: во-первых, содержание нового типа отношений между Богом и человеком, не предполагающих посредника в лице церкви; во-вторых, основные положения протестантской этики (сочетание честного, квалифицированного, упорного индивидуального труда, ориентированного на собственное благо и глубокой искренней религиозной веры, как залога посмертного спасения). Следует выявить значение Реформации для формирования национальных культур (перевод Священного Писания на основные европейские языки), а также мировоззренческих установок культуры Нового времени, связанных с процессом раскрепощения личности. Необходимо также обратить внимание на возникновение контрреформации – жесткой ответной реакции на происходящие изменения со стороны католической церкви и феодального дворянства.
В процессе изучения этой темы необходимо овладеть следующим понятийным инструментарием: Возрождение, антропоцентризм, гуманизм, индивидуализм, титанизм, реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, секуляризация, контрреформация.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. – М.: РГПУ, 1995.
2. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. – СПб.: Мифрил, 1996.
3. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М.: Интрада, 2001.
4. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.: Прогресс, 1986.
5. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
5.История мировой культуры. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
6. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002.
7. Культурология: курс лекций / Под ред. И.Г. Палий. – Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2006.
8. Культурология / под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 10-е изд., 2006.
9. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978.
10. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – Л., 1986.
11. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. Учебное пособие – М.: Высшая школа, 2003.