Методические указания. 1. При изучении темы необходимо обратить внимание на содержание понятия «Возрождение» как самоназвания эпохи

1. При изучении темы необходимо обратить внимание на содержание понятия «Возрождение» как самоназвания эпохи. При рассмотрении первого вопроса важно выявить социальные факторы предшествующей средневековой эпохи, способствующие появлению ренессансного типа культуры: рост средневековых городов и развитие городской культуры, развитие товарно-денежных отношений, кризис католицизма, рост еретических движений, высвобождение личности из-под гнета сословных отношений, появление людей свободных профессий (художников, музыкантов, поэтов, учителей) и т.д. Следует обратить внимание на появление в рамках городской культуры средневековья человека нового типа, характерными чертами которого стали: инициативность, предприимчивость, независимость. Вышеперечисленные факторы способствовали становлению нового типа мировоззрения – антропоцентризма, постепенно вытесняющего средневековый теоцентризм. Представления о человеке как о центре мироздания определили дальнейшее развитие культуры Западной Европы.

2. В рамках второго вопроса рекомендуется обратить внимание на динамику в развитии культуры итальянского Возрождения и содержательно охарактеризовать его основные этапы: предвозрождение (проторенессанс) – творчество Джотто и Данте; раннее Возрождение ‑ творчество Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Донателло, Ф. Брунеллески; высокое Возрождение ‑ творчество Л. Валлы, Дж. Пико делла Мирандолы, Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело; позднее Возрождение ‑ творчество Микеланджело и Тициана.

3. При изучении третьего вопроса важно понять, какие новые ценности и культурные потребности эпохи Возрождения способствовали формированию идеологии гуманизма, как и почему утверждались ценность и достоинство человека. В эпоху Возрождения индивид начинает осознавать себя творцом, не ограниченным ни природой, ни религией. В своей деятельности человек-творец не просто удовлетворяет свои интересы и нужды, но вслед за Богом творит мир, красоту, самого себя. Такой силы и власти над окружающим миром и самим собой человек не чувствовал ни в античности, ни в средние века. Следует обратить внимание на то, что основные идеи итальянского гуманизма (понимание человека как творца, культ земной жизни, идеализация телесного в человеке, неприятие средневекового аскетизма и т.д.) значительно отличаются от установок гуманизма Северного Возрождения (Германия, Нидерланды), ориентированного на религиозное совершенствование человека и обновление католической церкви.

В целях получения комплексного представления о культуре Возрождения необходимо рассмотреть феномен титанизма и его оборотную сторону ‑ аморализм как проявление ничем не ограниченного индивидуализма в мировоззрении и жизненной практике эпохи.

4. При рассмотрении четвертого вопроса следует всесторонне осмыслить явление Реформации: выявить и охарактеризовать социальные предпосылки появления данного религиозного и социально-политического движения XVI века на севере Европы, его роль в становлении буржуазной культуры. Следует раскрыть основные черты протестантского вероучения: во-первых, содержание нового типа отношений между Богом и человеком, не предполагающих посредника в лице церкви; во-вторых, основные положения протестантской этики (сочетание честного, квалифицированного, упорного индивидуального труда, ориентированного на собственное благо и глубокой искренней религиозной веры, как залога посмертного спасения). Следует выявить значение Реформации для формирования национальных культур (перевод Священного Писания на основные европейские языки), а также мировоззренческих установок культуры Нового времени, связанных с процессом раскрепощения личности. Необходимо также обратить внимание на возникновение контрреформации – жесткой ответной реакции на происходящие изменения со стороны католической церкви и феодального дворянства.

В процессе изучения этой темы необходимо овладеть следующим понятийным инструментарием: Возрождение, антропоцентризм, гуманизм, индивидуализм, титанизм, реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, секуляризация, контрреформация.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. – М.: РГПУ, 1995.

2. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. – СПб.: Мифрил, 1996.

3. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М.: Интрада, 2001.

4. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.: Прогресс, 1986.

5. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

5.История мировой культуры. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

6. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002.

7. Культурология: курс лекций / Под ред. И.Г. Палий. – Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2006.

8. Культурология / под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 10-е изд., 2006.

9. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978.

10. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – Л., 1986.

11. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. Учебное пособие – М.: Высшая школа, 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: