Религия Египта

Основной элемент, позволяющий объяснить своеобразие египетской культуры, связан с мифом. Особенности основного мифа органически вплетаются в египетскую религию. Ее, египетскую религию, как большинство древних религий, точнее всего называть языческой. Что же такое язычество?

Нужно признать, что современная наука о религии не любит термин язычество, считая, что он не имеет определенного содержания. По историческому происхождению этот термин означал лишь тот факт, что данный народ не относится к племени израильскому. Однако в культурологическом аспекте этот термин имеет вполне ясное значение.

Сущность религии состоит в том или ином отношении человека к Божеству, что в свою очередь зависит от представления о Боге. Можно выявить два типа такого отношения. Одна концепция под именем Бог разумеет личного Создателя всего из ничего и Промыслителя над всем созданным. Другая – считает Бога лишь составным элементом природы. При всем многообразии языческого представления о Боге – вторая концепция отождествляет Бога с естеством.

Первая идея Бога признает исходным пунктом бытия самобытного Бога-Создателя всего из ничего, признает его Промысел, рождает идею Царства Божьего. Вторая – признает самобытность мира, последствием чего является идея автономного царства мира.

Первая концепция исторически принадлежит Израилю, а в окончательном виде христианству. Вторая – именно тем народам, которых евреи называли язычниками.

Язычество есть явление всечеловеческое, всемирное. Оно суть работа ума и чувства всего человечества. Народы живут не изолированно друг от друга – они обмениваются результатами своих наблюдений, своей духовной работы. И последствия данного факта мы можем наблюдать не только в научно-технической сфере, но и в религиозной.

Характеристика язычества Египта. Язычество всегда политеизм. В политеизме исчезает образ Бога личности, Бога творца. Язычник обожествляет природу, полагая, что жизненные силы в ней живут в виде отдельных духов. Так начинается анимистическое мировоззрение. В нем дерево, камень, ветер, молния заключают в себе сознание и волю. Наряду с анимизмом распространяется фетишизм. Фетиш – необыкновенный, легко запоминаемый предмет, в связи с которым происходит нечто благоприятное или неблагоприятное. Этот предмет начинает рассматриваться как местопребывание опасного или благоприятного духа. К названным духам прибавляются еще и духи предков. И это понятно. Уже сны показывают потомку, что его умерший предок не уничтожился. Он является во сне, дает советы и требует услуг как это было при жизни. Дед и отец заботились о семье при жизни. Поэтому данные духи вызывают у человека наибольшее доверие – есть основание полагать, что они не оставят их и после: будет помогать и заботиться. Он требует себе пищи (жертвы). Но и сам помогает потомству.

У египтян высшие Боги были предками. У египтян было множество богов - причем каждая область имела своих богов. Хотя жрецы сводили многообразие Богов к одному общему богу, так как сводят различные имена к одному понятию, все же можно говорить, что Египтом владел целый народ Богов. Эти боги имели очень узкое существование. Бог представлял какую-то определенную функцию, конкретный момент существования человека во вселенной. Когда являлась эта функция – являлся и бог, проходила она – исчезал и он до следующего раза. Были боги утреннего и вечернего солнца, разных времен года, тех или иных случаев жизни человека (рождение, смерть и т.д.). В общей сложности боги были повсюду. В основе этого, очевидно, было понятие о личном проявлении общего божественного элемента в мире. И таким образом политеизм родственен пантеизму, т. е. всебожию.

Принижение понятия о Боге Когда представление о Божестве свелось к верованию в огромное количество более или менее крупных и мелких существ, слитых с силами природы, это принизило представление о Боге. Силы богов были ограничены. Боги действовали не совместно, а врозь; они враждовали друг с другом. В страхе перед одним люди могли прибегнуть к помощи других. Наконец, боги сами нуждались в пище, которую могли получать только от людей, отсюда возникала возможность прямого влияния на них.

Идея о том, что боги нуждаются в кормлении, возникла в культе предков. На предков легче всего переносить свойства живых людей. Если же эти духи нуждаются в пище, то легко данное свойство перенести на духов вообще (на всех духов). Но как боги могли поедать предложенную пищу? Жрецы ответили – потому, что у предметов питания был свой дух, который именно и питал богов. Этот дух - подобен флюидам, магнетизму, то есть таинственным природным силам.

Боги Египта очень походили на людей. У людей кроме тела была еще душа, черная тень (Ка) и двойник (подобный отражению в воде). То же было и у богов. Боги были существа более тонкие и могущественные, чем люди. Но у них были кости и мускулы. Они также ели и пили. Особый таинственный флюид «са» циркулировал в их теле, оживлял его. Для богов в свое время наступало одряхление и старость. Была даже перспектива смерти (Идея неизбежной смерти Богов выражена в одном месте главы 8 «Книги «мертвых»).

Таким образом, питание было необходимо богам, и жертвоприношение было неким юридическим актом, который, будучи совершен в должной ритуальной форме, давал богу пищу и обязывал его к оказанию просимой услуги. Но Боги не зависели полностью от человека – у них существовало какое-то озеро, из которого они могли самостоятельно получать необходимый им флюид.

В понятии о жертвоприношении проявилось невысокое представление о божестве и воспитывалось убеждение о возможности властвовать над богами. Другой источник человеческой власти вырос в заклинании.

Заклинание представляет явление, выросшее из доселе не разгаданного полностью влияния слова, из преклонения перед словом. Слово в магии не просто выражает мысль, не просто наименование предметов или понятий, но выражает какую-то самостоятельную силу. Оно иногда содержало в себе силу богов, передаваемую ими в словесной формуле. Но и само слово обладало силой в качестве элемента бытия. У египтян слову приписывалось значение, равное материальному факту. Тень умершего (Ка) жила в его набальзамированной мумии и нуждалась в пище. Но если она не получала ее, то могла погибнуть. Она могла наделать много бед живым, пустившись высасывать у них соки самостоятельно. Но слово в молитве о хлебе, пиве, жаренном мясе и проч. продуктах для Ка вполне заменяло их реальное присутствие.

Как уже отмечалось, кроме Ка (души) у человека была еще Ба (дух). В то время, когда Ка жила в мумии, Ба должна была подыматься к богам, где оставалась жить с ними. Но путь этот был трудным и сопровождался разными препятствиями, вроде затворенных дверей. "Книга мертвых" имела особую главу волшебных слов, которые Ба должна была знать для преодоления препятствий, и если Ба знала их и умела произносить с надлежащими ударениями и интонациями, то перед ней открывались все затворы. В противном случае она могла погибнуть в пути.

Впоследствии, когда у египтян развилась идея суда над Ба, после смерти человека, у Осириса взвешивалось сердце умершего, и по нем узнавали все грехи его. Но если на талисмане, изображающем сердце умершего, писали особое заклинание, то сердце не открывало Осирису ничего предосудительного, и загробный процесс проходил удачно для Ба.

Философско-религиозную картину бытия постепенно разработали жрецы. Она не содержит идеи создания, творения бытия. Дело обстоит значительно проще.

«Вначале был Нун, первичный Океан, в глубинах которого плавали зародыши вещей. Во всей вечности бог зарождался и порождался сам в недрах этой жидкой массы, еще без формы и без определенного назначения. Этот Бог был существо единственное и совершенное, одаренное знанием и разумом, непостижимое до такой степени, что нельзя даже сказать, в чем оно непостижимо. Он есть один живущий в субстанции, единственный на небе и на земле, который сам не порожден, отец отцов и мать матерей».

Но как он смог производить что-то, если не имел пола? Создания, творения ум язычника еще не мог вместить. Он знал только рождение. И вот перед нами появляется такая концепция:

«Единственный по существу, он не един в лице. Он отец по одному тому, что он есть, и сила его природы такова, что он вечно порождает не истощаясь. Он не имеет надобности выходить из самого себя для своего постоянного порождения. Один в полноте своего бытия он зачинает свой плод, а у него зачатье не может быть различено от порождения, поэтому он во всей вечности производит в самом себе другого самого себя. Он одновременно есть отец, мать и сын Бога».

Этот Бог, тройной и единственный имеет все свойства Бога – безмерность, вечность, независимость, всемогущую волю, безграничную доброту. Он вечно развивает эти верховные свойства, создает собственные элементы, которые суть Боги. Каждый из этих вторичных богов, будучи идентичен первому богу, может рождать новый тип, из которого эманируют таким же образом боги низшего типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: