Концепция культуры Г.В.Ф.Гегеля

Если Канта преимущественно интересуют нравственные аспекты культуры, а Шиллера — эстетические, то у Гегеля (1770-1831) иные идеи лежат в основании концепции культуры:

1. Прежде всего — разум, который возводится в ранг фундаментальной силы исторического процесса.

У Гегеля получает свое завершение и наиболее полное воплощение идея западноевропейской культуры о дерзновенной, прометеевской мощи человеческого разума.

2. Лишь европейская культура является каноном, образцом, которому должны подражать другие народы.

«Принципом европейского духа является разум, достигший своего самосознания, в такой мере доверяющей самому себе, что он уже не допускает, чтобы что-либо было для него непреодолимым пределом, и который поэтому посягает на все, чтобы во всем обнаружить свое присутствие. Здесь господствует поэтому бесконечное стремление к знанию, чуждое другим расам».

3. Человеческий разум не только познает мир, но и преобразует его. Он подчиняет внешний мир «своим целям с такой энергией которая обеспечивает ему господство над этим миром».

4. Мышление обнаруживает себя в человеческих делах отнюдь не менее очевидно, чем в словах. Более того, в реальных делах человек демонстрирует подлинный способ своего мышления гораздо более адекватно, чем в своих повествованиях об этих делах.

Так, дом — это воплощенный в камне замысел архитектора, машина — мысль инженера и т.д., а все колоссальное предметное тело культуры — это мышление в его чувственно-предметном воплощении.

5. Вся история человечества это — процесс внешнего обнаружения силы мысли, это — процесс эволюции человеческой культуры через эволюцию духа. Реально этот процесс исторически выглядит следующим образом. Иудаизм, античность, христианство — это ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней мирового духа.

6. Эпоха Просвещения — переход к новой, вызревшей в лоне христианства формации с ее правовыми и нравственными принципами. В работе «Феноменология духа» духовная культура представлена в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, мировой дух одновременно познает и себя как их творца.

7. Духовное развитие индивидуального человека воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с чувственного акта познания вещей и кончая абсолютным знанием.

Проще говоря, каждый из нас начинает с раннего детства приобщаться к культуре посредством усвоения ее через те предметы, которые нас окружают с колыбели. И лишь постепенно, по мере перехода каждого из нас от чувственного постижения мира к логическому, мы можем усваивать все более сложные идеи культуры. По сути дела речь идет о том, что каждый индивид в своем интеллектуальном развитии воспроизводит историю интеллектуального развития общества. Люди как бы просеивают через свой индивидуальный опыт историю человеческой культуры.

Значит, схема эволюции духа выступает в качестве всеобщей схемы научного образования индивидуального сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: