И.Гердер (1744-1803) — один из наиболее влиятельных мыслителей Германии. Его концепция культуры, разработанная в книге «Идеи к истории философии человечества», оказала существенное влияние на дальнейшее развитие культурологических концепций.
«Нет ничего менее определенного, — замечает Гердер, — чем это слово — «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать ее к целым векам и народам. Как мало культурных людей в культурном народе! И в каких чертах следует усматривать культурность? И способствует ли культура счастью людей?
Из сказанного Гердером видно, что его интересует следующее: что такое культура, каковы ее специфические признаки, в чем ее смысл?
Сущность культуры Гердер осмысливает в контексте единого, непрерывно развивающегося целого, закономерно проходящего определенные, вполне необходимые ступени. О том, как он представлял себе эти ступени, можно судить на основании его представления об организации всего мироздания:
- Состав материи — теплота, огонь, свет, воздух, вода, земля, вселенная, электрические и магнитные силы.
- Организация Земли по законам движения, всевозможное притяжение и отталкивание.
- Организация неживых вещей — камней, соли.
- Организация растений — корень, лист, цветок, силы.
- Животные: тела, чувства.
- Люди — рассудок, разум.
- Мировая душа: все».
В основе концепции культуры, по Гер деру, лежат следующие идеи:
|
|
1. История общества непосредственно примыкает к истории природы, сливаясь с ней. При этом, существует грань, когда культурные силы, дремавшие в лоне природы, вырываются из нее и начинают действовать самостоятельно.
2. Разум и всякое искусство человека начинается с языка; ибо лишь благодаря языку человек царит и над самим собой и властен раздумывать и выбирать. «Речь пробудила дремлющий разум или, лучше сказать, стала живой силой, воплотилась в действие — способность, которая сама по себе навеки осталась бы безжизненной, мертвой».
3. Язык не просто показатель перехода человека к культуре, но и связующее звено от одного поколения к другому. Таким образом, язык выполняет трансляционную функцию по передаче опыта и формирует такое свойство культуры, как воспроизводство прошлого.
4. Прошлое выполняет роль воспитателя. «Воспитание человеческого рода — это процесс и генетический и органический; процесс генетический — благодаря передаче, традиции, процесс органический — благодаря усвоению и применению переданного.
5. Язык, пробудивший человека от природного сна, не только сплотил людей, но и способствовал развитию науки, ремесел, искусства. Человек становится не только разумным, но и деятельным2. Таким образом, природа культуры носит деятельностный характер и способствует возрастанию и интеллектуального, и технического могущества человека.
|
|
2 В «Письмах для поощрения гуманности» Гердер писал: «Природа человека есть умение. Все, к чему есть склонность в его бытии, со временем становится предметом умения... Бесконечны связи, в которые могут быть включены предметы природы; дух изобретательства с целью их использования ничем не ограничен и прогрессирует. Одно изобретение влечет за собой другое, одна деятельность побуждает другую. Зачастую одно изобретение открывает тысячи, десятки тысяч новых видов деятельности».
Смысл культуры, по Гердеру, реализуется в гуманизации человека и общества3. «Мне хотелось бы словом «гуманность» охватить все, что я до сих пор говорил о человеке, о воспитании его благородства, разума, свободы, высоких помыслов и стремлений, сил и здоровья, господства над силами Земли».
Гуманность соответствует природе человека. Если люди не достигли такого состояния, то они должны винить только самих себя; никто свыше не поможет им, но и никто не связывает им руки. Вся история народов является школой соревнования в скорейшем достижении гуманности. Никакой деспотизм, никакие традиции не могут задержать его.
6. Человек имеет право на счастье в этом мире, на возможность осуществить гармоническое развитие своей личности. В этой идее и заключается весь пафос гердеровского понимания культурно-исторического прогресса.