Управление в уголовно-исполнительной системе, как элемент социального управления, традиционно основывается на объективных законах, закономерностях и принципах общественного развития. Соответственно, знание и использование закономерностей и принципов управленческой деятельности, как важнейшие звенья механизма управления, синтезируют в себе социальные законы и конкретные подходы к их реализации на практике.
Законы социального управления выражают реальные отношения в системах управления различной масштабности и носят объективный характер. В общественной жизни действие законов проявляется в виде тенденций как следствие исключительно деятельности людей. Поэтому законы социального управления- это объективные, повторяющиеся, существенные причинно-следственные связи, взаимозависимости субъекта и объекта управления в конкретной системе управления (например, в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы) в процессе ее функционирования. Объективная природа законов социального управления проявляется как связь, совпадение или противоречие интересов сторон взаимодействия. Познание законов управления создает возможность управлять социальными процессами, оптимизировать их результаты.
|
|
Многообразие объекта управления по различным признакам исполнения наказания (в виде лишения свободы или без изоляции от общества) диктует закон необходимого разнообразия и быстродействия. Неразвитость субъекта управления, ограниченность его способностей и возможностей действенно влиять на объект управления и продуктивно взаимодействовать с ним закономерно снижает управляемость и результативность конкретной системы управления. Закон обязывает либо принимать организационные выводы, либо форсированно повышать управленческую квалификацию, либо принять мужественное решение - подать в отставку.
Закон гармонизации интересов субъекта и объекта управления отражает их объективную взаимозависимость и потому необходимость взаимосодействовать друг другу в реализации целей системы и своих интересов. Игнорирование или недопонимание этого закона непременно создает организационную и социально-психологическую разобщенность, а в итоге - отчужденность, социальную напряженность между субъектом (руководители учреждений и органов УИС) и объектом (работники УИС и осужденные) управления по вопросам исполнения и отбывания наказания.
Закон соответствия требует выбора адекватных средств и методов влияния на объект управления (мер воспитательного и исправительного воздействия) с учетом его особенностей, состояния и других характеристик. Проявление различных нарушений этого закона свидетельствует о низком профессионализме или полном несоответствии статусу управленца.
|
|
Закон возвышения потребностей и целей обязывает руководителей всех уровней управления понимать естественное желание и право человека жить лучше, стремиться к развитию и реализации целей, в том числе в рамках конкретной системы управления и с ее помощью, обеспечивая, тем самым, повышение социальной активности, интеллектуального и организационного потенциала. В связи с этим, в рамках кадрового обеспечения работников УИС предполагается: обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника УИС, законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья работникам УИС и членам их семей; широкое применение практики материального и морального стимулирования, дальнейшее развитие системы мер поощрения; повышение качества службы и условий труда работников УИС, соответствующих характеру работы и уровню условий труда работников пенитенциарных учреждений развитых европейских государств; ротация руководящих кадров УИС.
Закон слабого звена в системе управления, в процессе управления как системе, в отношениях с потребителями, поставщиками и местными органами власти обязывает к профилактическим действиям по предотвращению разрыва сложной цепи технологических, функциональных и других связей. Реализация комплекса мер по искоренению коррупции и должностных злоупотреблений в УИС, определение в качестве приоритета в работе по предупреждению нарушений противодействия злоупотреблениям в сфере закупок для нужд УИС, незаконному содействию условно-досрочному освобождению и коррупционному содействию незаконному доступу в места лишения свободы предметов как разрешенных, так и запрещенных к использованию.
Закон выживания - один из особо важных в нынешних российских условиях - диктует необходимость решения двух значимых управленческих задач: обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции. Понятна их взаимосвязь и взаимозависимость для обеспечения не только выживания, но и для развития системы. Существенную роль данный закон сыграл в управлении УИС в период формирования новых общественных отношений в условиях развития рыночной экономики в 90-е годы. С изменением законодательной базы проведена реформа всей системы правоохранительных органов[12]. В 1998 г. уголовно-исполнительная система МВД России передана в ведение Минюста России[13], а в 2004 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации образована Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)[14]. Каждая из задач предполагает разные средства и методы их решения.
Под закономерностями общественного развития следует понимать устойчивые повторяющиеся связи и отношения между явлениями, определяющие объективные условия существования и развития данного социального феномена. Закономерность отражает не зависящие от воли человека причинно-следственные отношения и связи в социальном управлении. Надо иметь в виду, что в отличие от закона закономерность носит вероятностный характер, т.е. близка к категории случайности. Иными словами, закономерность - это форма конкретного проявления закона.
В целом законы и закономерности социального развития остаются еще недостаточно изученными. Восполнить этот пробел мешают многоаспектность, методологическая неоднозначность и междисциплинарный характер науки и теории управления.
Закономерностей управления много, поэтому важнее не перечислять их, а классифицировать по критериям. По критерию специфики систем можно выделить три группы закономерностей:
1) закономерности, действующие на уровне социальных институтов и социальной структуры общества (классовая, слоевая принадлежность, статус в обществе, формы проявления политического, экономического поведения, культура и т. д.);
|
|
2) закономерности, действующие на уровне организации (функционирование трудовых коллективов, групп; распределение функций, ответственности, иерархия подчиненности, полномочий и т.д.);
3) закономерности, действующие на уровне психологии личности[15].
Первой наиболее общей закономерностью управления можно назвать необходимость приведения его систем и механизма в соответствие с уровнем развития производственных и общественных отношений. Второй закономерностью управления является зависимость его эффективности от сближенности целей управляемых и управляющих систем. Третьей закономерностью выступает потребность установления демократических процедур обратной связи, регулирующей жизнедеятельность его систем.
Исходя из реализации организационно-технических целей управления, можно выделить следующие закономерности характерные для сферы исполнения наказаний:
а) обусловленность организации субъекта управления особенностями объекта, исходя из видов учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и категорий осужденных;
б) относительный консерватизм структур управления по сравнению с подвижностью, изменчивостью его функций;
в) цикличность, непрерывность процесса управления в сфере исполнения наказаний;
г) развитие функциональной специализации систем управления по мере его усложнения.
Так, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в разделе 3 «Основные направления развития уголовно-исполнительной системы» в части 3 «Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала» предполагает:
а) совершенствование ведомственного контроля, создание и использование комплексной системы непрерывного мониторинга и оценки деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
|
|
б) регулярное проведение мониторинга состава осужденных и персонала в целях получения объективных данных для принятия решений о дальнейшем реформировании уголовно-исполнительной системы;
в) интеграцию автоматизированных систем уголовно-исполнительной системы с автоматизированными системами судебных и правоохранительных органов;
г) внедрение электронного делопроизводства, включая оснащение всех учреждений и органов уголовно-исполнительной системы автоматизированными рабочими местами, формирование и ведение регистра унифицированной системы электронных документов, перевод в цифровой формат 100 процентов документов информационных фондов и архивов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы к 2020 году;
д) совершенствование инфраструктуры информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и развития системы передачи и обработки данных, систем информационной безопасности и защиты информации;
е) создание резервного центра управления сетевыми ресурсами, позволяющего повысить надежность работы информационно-телекоммуникационной сети, хранения и защиты информации;
ж) обеспечение пользователям информационными ресурсами уголовно-исполнительной системы возможности доступа к сети связи общего пользования, сетям взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти на основе межведомственных регламентов и соглашений;
з) интегрирование средств связи и передачи данных в телекоммуникационную инфраструктуру органов исполнительной власти, судебных и правоохранительных органов с учетом проблем труднодоступных районов России;
и) предоставление осужденным и лицам, содержащимся под стражей, технической возможности использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, в том числе средств видеоконференцсвязи, электронной почты и др.;
к) дальнейшее развитие сети специальной связи в целях обеспечения информационной безопасности уголовно-исполнительной системы, участие в создании и развитии межведомственных сетей передачи шифрованной информации органов государственной власти, организация на их основе межведомственного электронного документооборота, комплексов информационного взаимодействия;
л) активное использование научного потенциала ведомственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, обеспечение приоритетности диссертационных исследований, направленных на научный анализ актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, повышение требований к контролю качества образования;
м) проведение научных исследований, соответствующих современному уровню развития пенитенциарных систем иностранных государств, на базе действующих и вновь создаваемых лабораторий, научных центров и других подразделений.[16]
В целях формирования эффективной системы государственного управления необходимо осуществить целый ряд конкретных действий. В частности, оптимизировать функции федеральных органов исполнительной власти. Это в свою очередь означает:
а) упразднение функций избыточного государственного регулирования;
б) исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
в) передачу функций федеральных органов исполнительной власти саморегулируемым организациям в области экономики;
г) организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом;
д) завершение процесса разграничения функций между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Российская уголовно-исполнительная система создается для реализации определенных, обусловленных объективными потребностями общественного развития задач, многообразие и масштабность которых требуют рассмотрения ее как сложного социального организма, состоящего из большого количества составных частей, взаимосвязанных друг с другом разнообразными связями.
Таким образом, уголовно-исполнительную политику России сегодня определяют комплекс факторов, основу которых составляют социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нём нравственные ценности и правовые представления, структура и динамика преступности в стране, требования международных актов о правах человека и об обращении с осуждёнными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук.