Предпосылки войны за независимость американских колоний Англии в XVIII в

Тема 3.2. Война за независимость и становление государства США

ПЛАН

1. Предпосылки войны за независимость американских колоний Англии в XVIII в.

2. Война за независимость и образование США.

3. Конституция 1787 г. Билль о правах 1789 г.

4. Конституционное развитие США в XIX в.

Предпосылки войны за независимость американских колоний Англии в XVIII в.

К их числу относятся: во-первых, отсутствие феодализма в качестве предшествующей капитализму общественно-экономической формации.

Во-вторых, наличие рабства, приведшее, в конце концов, к Гражданской войне 1861-1865 гг.

В-третьих, наличие обширных, свободных земель колонизируемых скваттерами (лица самовольно захватывающие свободные земли и создающие фермерское хозяйство).

В-четвертых, огромное влияние пуританизма в Новой Англии. Теория пуританизма решительно отвергала наслаждение богатством, призывала сократить потребление, особенно когда оно превращалось в излишество. Одновременно она освобождала приобретательство от психологического гнета традиционной этики христианства, разрывала оковы, ограничивающие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и угодное Богу занятие. Она требовала от богатых людей не умерщвления плоти, а такое употребление богатства, которое служило бы необходимым и практических целям. Мишурному блеску рыцарского великолепия с его шаткой экономической основой пуританство противопоставляло идеал уюта дома с его безупречной чистотой и солидарностью. Борясь за производительность богатства, пуританизм ратовал против недобросовестности, и против инстинктивной жадности. Лозунг пуритан: «мы обязаны призывать христиан к тому, чтобы они наживали столько, сколько можно, и сберегали все, что можно, т.е. стремились к богатству».

На восточном побережье Северной Америки в XVII в. были образованы 13 английских колоний, заселенных переселенцами из Европы.

Первые колонии были чисто коммерческими предприятиями. Их правовой статус определялся договорами между Британской короной и акционерами той или иной компании. В последующем своем развитии отношения между короной и колониями во все большей степени приобретали политический характер.

Система британского колониального управления в своих основных чертах сложилась к концу XVII столетия. К этому времени было образовано 13 колоний, которые по своему правовому положению подразделялись на три группы.

1) Род-Айленд и Коннектикут были самоуправляющимися колониями. Фактически они представляли собой республики, поскольку все органы управления в них избирались.

2) Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд принадлежали частым владельцам.

3) Остальные восемь — Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Вирджиния, Северная и Южная Каролина и Джорджия — являлись владениями британской короны. В этих колониях управление осуществлялось губернаторами, назначаемыми королем Англии. В них также создавались законодательные собрания. Но решения законодательных собраний могли быть отменены губернаторами либо королем.

Метрополия пыталась насадить здесь феодальные отношения. В северных колониях господствующее положение заняло фермерское хозяйство. Своеобразно развивались южные колонии, где на базе использования труда негров-рабов утвердилось крупное плантационное хозяйство.

В таких условиях в XVIII в. в колониях быстро расцветали рыночные отношения. Очень рано обнаружилось, что элементы феодализма, рабство негров, пестрота форм эксплуатации становились помехой на пути развития капитализма. А по мере развития колоний все нагляднее проявлялась связь между этими преградами и политикой метрополии, все яснее становилось, что невозможно покончить с ними, не освободившись от власти Англии.

В силу этого перед революцией в Северной Америке стояли две задачи:

1) утверждение демократического строя в результате ликвидации всех докапиталистических форм эксплуатации;

2) ликвидация колониального гнета, политическое объединение колоний в рамках единого самостоятельного государства. Наличие таких задач обусловило и особую форму революции в виде войны за независимость.

2. Война за независимость и образование США

В североамериканской революции также своеобразно выглядела расстановка классовых сил. Основной движущей силой были народные массы: фермеры, ремесленники, наемные рабочие, городская мелкая буржуазия. Помогали негры-рабы. Но руководство оказалось в руках национальной буржуазии и некоторой части плантаторов-рабовладельцев, выступавших в едином блоке. Лагерь контрреволюции был представлен господствующими классами Англии и лоялистами — теми элементами колонистов, которые поддерживали метрополию. Это часть плантаторов Юга, богатое купечество, королевские чиновники, священники англиканской церкви, крупные землевладельцы.

В 1774 г. был созван 1-й Континентальный конгресс, который обратился с посланием к королю и в знак протеста против притеснений английских властей объявил бойкот английским товарам. Но вскоре конгресс был распущен, что вызвало крайнее неудовольствие американцев. Вместо компромисса королевская власть сделала ставку на силовые ме­тоды решения проблем.

Революция в Северной Америке также прошла три этапа. Первый этап длился с 19 апреля 1775 г. по 4 июля 1776 г. В мае 1775 г. в Филадельфии начал работу II Континентальный конгресс, сыгравший роль первого американского правительства. Именно Конгресс оформил образование революционной армии во главе Дж. Вашингтоном. Вооруженная борьба с Англией переплеталась с борьбой против внутренней реакции. Большую помощь в подавлении роялистов оказали комитеты безопасности. Крупным рубежом стало принятие Конгрессом 4 июля 1776 г. Декларации независимости Соединенных штатов Америки. Юридически она не является источником права, но ее идеи оказали огромное влияние на развитие конституционно-правовой системы.

Согласно Декларации независимости все люди наделены неотъемлемыми правами, «в числе которых — жизнь, свобода и стремление к счастью». Для обеспечения этих прав устанавливаются правительства. Но если какая-либо форма правления становится губительной для этой цели «то народ в праве изменить или уничтожить ее и установить новое правительство». Именно таким, утверждала Декларация, было правление короля Великобритании, и перечисляла далее все те злоупотребления английского правительства, которые давали колониям основание для разрыва государственных связей с Англией и провозглашения нового независимого государства — Соединенных Штатов Америки.

С принятием Декларации независимости, начинается второй этап революции — период оформления нового государства и победы над его противниками. Длился он с 1776 г. по 1783 г. В это время был сделан первый шаг к объединению колоний в одно целое. В 1777 г. была одобрена конгрессом, а с 1 марта 1781г. вступила в силу первая конституция Соединенных Штатов под названием «Статьи конфедерации и вечного союза». Штаты вступали в дружеский союз «для общей защиты» для обеспечения своих вольностей, для взаимной и общей пользы». При этом каждый штат сохранял свое верховенство, свободу и независимость, всю полноту власти. Заведование общими делами осуществлял однопалатный Конгресс, полномочия которого ограничивались в основном вопросами обороны и внешних сношений. Для принятия решения требовалось согласие девяти штатов.

Конгресс учреждал также Комитет штатов. В итоге созданное в виде конфедерации объединение оказалось очень слабым: не было постоянного сильного органа исполнительной власти, единой денежной системы и т.д., устанавливался высокий имущественный избирательный ценз.

Органы конфедерации были слишком слабы для успешного осуществления функций управления. С принятием новой конституции 1787 г. был связан третий этап американского освободительного движения.

3. Конституция США 1787 г. и Билль о правах 1789 г.

Созванный в Филадельфии Конвент из представителей всех штатов под председательством Дж. Вашингтона подготовил новую Конституцию 1787 г., вступившую в силу 4 марта 1789 г. после ее ратификации 11 штатами.

Это был уникальный для своего времени документ и первая в мировой истории (исключая Статьи конфедерации) писанная конституция. Она закрепляла республиканскую форму правления в масштабах всей страны и в каждом штате. Но главная ее новизна состояла в особом значении положений, которым была придана сила главенствующей государственно-правовой нормы. Это определяющая роль конституции выражалась в том, что все законы, как общие, федеральные, так и действующие в отдельных штатах, должны соответствовать федеральной конституции. На практике это означало, что всякие попытки изменить форму правления, осуществить раздел страны, противопоставить федеральным законам законы штатов, стали расцениваться как государственная измена.

За основу устройства высшей государственной власти был принят принцип разделения властей. Учредители американской конституционной системы воспринимали этот принцип через призму своих собственных представлений о государственном устройстве, обусловленных специфическими условиями США. Характерной чертой «хорошего правления» они считали «силу» законодательной власти, сосредоточенной в руках конгресса, «энергию» исполнительной власти, возглавляемой президентом, и «мудрость» судебной власти, осуществляемой верховным судом и системой нижестоящих судов с участием присяжных заседателей.

Следуя принципу разделения властей, учредители стремились строго разграничивать компетенцию центральных органов государственной власти. Необходимо, писал Т. Джефферсон, чтобы «полномочия государственной власти были бы так разделены и сбалансированы между несколькими правительственными органами, чтобы ни один из них не смог выйти за пределы своих законных прерогатив, находясь под эффективным контролем и сдерживаемый другими». В соответствии с этим в Конституции была предусмотрена сложная система «сдержек и противовесов», предназначенная для взаимного сбалансирования властных полномочий государственных органов, так и для ограждения юридической самостоятельности каждой организационно выделенной ветви государственной власти.

При всем различии политических взглядов учредителей Конституции главным было умеренно-консервативное стремление «установить крепкий барьер против эксцессов демократии», поэтому в системе «сдержек и противовесов» наиболее мощные средства нейтрализации были направлены на законодательное собрание, которое по своей природе теснее связано с избирателями, чем на другие органы власти. Отсюда — стремление предотвратить «деспотизм большинства», необдуманность и поспешность его действий, стремление помешать узурпации власти народным собранием, его «тирании».

Мэдисон считал необходимым разделение законодательной ветви на две разные палаты, предоставление президенту право вето на законопроекты. Сама необходимость сдержек и противовесов выводилась Мэдисоном из наличия в обществе разнообразных интересов и мнений, которые, взаимодействуя и сталкиваясь друг с другом, как бы погашаются в процессе противоборства и соперничества, создавая в механизме управления некое стабилизирующее устройство, обеспечивающее национальное единство и политическую свободу. Действенным такое устройство может быть лишь при его институализации, т.е. воплощении в систему конституционно-правовых средств, методов и процедур компромиссного разрешения социальных конфликтов. Исходным принципом Мэдисона была формула: «правление большинства, но при уважении прав меньшинства».

Все это нашло отражение в Конституции. Суть системы «сдержек и противовесов» состоит в том, что власть палаты представителей сдерживается Сенатом, в котором все штаты представлены поровну. В свою очередь Сенат лишен права бюджетной инициативы. Власть обеих палат ограничена президентом — его правом отлагательного «вето». Полномочия же президента лимитируются сенатом, согласие которого требуется при назначении министров (госсекретарей) и др. высших госслужащих.

В Конституции была предусмотрена и специальная процедура, затрудняющая ее пересмотр. При голосовании по проекту поправок требовалось квалифицированное большинство — не менее 2/3 палат конгресса и при ратификации как минимум 3/4 от всех законодательных органов штатов. Весьма парадоксально, но проблема изменения встала сразу же после принятия. В самом тексте не было ни слова о гражданских правах.

В 1789-1791 гг. были разработаны и одновременно приняты 10 поправок — Билль о правах.

1-ая провозглашала политические свободы: слова, печати, собраний, свободу совести.

2-ая закрепляла за гражданами право носить и хранить оружие, связывая это право с необходимостью иметь народное ополчение для защиты государства.

4-ая — право граждан на неприкосновенность личности, жилища, имущества. Запрещались незаконные аресты и обыски. Последние возможны только на основании ордера при наличии достаточных оснований.

5-ая содержит запреты на повторное уголовное преследование за одно и тоже преступление, на принуждение человека к даче показаний против самого себя, на применение санкций против человека без надлежащей правовой процедуры, запрет на безвозмездное отчуждение частной собственности для общественного пользования. Привлечение к уголовной ответственности за тяжкое преступление должно осуществляться только расширенной коллегией присяжных;

6-ая закрепляет процессуальные гарантии и права обвиняемого: право на скорый и публичный суд присяжных, право знакомиться с сущностью и основаниями обвинения, право на очную ставку, на вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката.

7-ая устанавливает право на рассмотрение гражданских дел судом присяжных.

8-ая запрещает при уголовном преследовании требовать чрезмерные залоги, налагать чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания.

9-ая устанавливает, что перечисление в Конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание иных, не упомянутых в ней прав народа.

10-я устанавливала, что полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами либо за народом.

Всего за 200 с лишнем лет было принято 27 поправок, последняя в 1992 г.

Оценивая Конституцию, следует подчеркнуть, что она самая стабильная и долговечная, ибо в ней заложена большая приспособляемость к изменениям в общественной жизни.

Законодательная власть принадлежит Конгрессу, состоящему из 2-х палат: палаты представителей и сената. Истоки: Англия с его парламентом, федеральная структура государства. Палата представителей избирается пропорционально количеству населения штатов. Переизбирается полностью каждые два года. Председательствует спикер, он решает процедурные вопросы.

Сенат — избирается на 6 лет (30 лет — возраст, проживающий в штате избираемом, 9 лет гражданства США.) Конгресс имеет право издавать все законы.

Президент имеет право вето, но его можно преодолеть, если пройдет повторное голосование в 2/3 голосов в каждой из палат. Парламент располагает правом импичмента, т.е. судебным полномочием отстранения всех должностных лиц, включая Президента и членов Верховного суда: за государственную измену, взяточничество и т.д. Обвинение выдвигается Палатой представителей, а решение выносится Сенатом.

Исполнительная власть принадлежит Президенту, избираемому на 4 года в ходе двухстепенных выборов. Отдельные штаты избирают выборщиков по числу депутатов и сенаторов, выборщики избирают Президента и Вице-президента.

Президентом может быть любой прирожденный, но не натурализованный (получивший гражданство не по рождению) американец 35 лет, проживший не менее 14 лет на территории США. В отличие от английского монарха, который царствует, но не правит. Президент правит, но не царствует.

Круг его полномочий достаточно широк: право вето, право «карманного вето». Суть последней процедуры состоит в том, что он может задержать в любой палате непродуманный законопроект до последних дней сессии. Получаемый президентом менее чем за 10 дней до окончания сессии проект откладывается, «прячется в карман».

Вице-президент председательствует в Сенате. Но его реальные функции определяются в каждом конкретном случае Президентом. Центральное управление состоит из департаментов, возглавляемых государственными секретарями.

Но они не образуют кабинет министров, т.е., не имеют права принимать ответственные решения. Сначала их было три: госдепартамент (внешние дела), финансов и военный. Одновременно была введена должность Генерального атторнея (прокурора), позднее с 1870 г. возглавившего министерство юстиции. Все госсекретари назначаются Президентом и несут ответственность перед ним. Они не могут быть членами Конгресса.

Судебная власть принадлежит Верховному суду США, назначаемому президентом с согласия Сената. Сначала 6 членов, а с 1869 г. и до сих пор Верховный суд состоит из 9 членов. Как суд первой инстанции он рассматривает споры между штатами, исковые дела возбужденные против послов и официальных представителей иностранных государств, членов их семей или служащих. Осуществляет конституционный надзор, контролирует деятельность Конгресса. Причем этих полномочий нет в Конституции, они выработаны практикой американского судопроизводства.

В начале ХIХ в. председатель Верховного суда Дж. Маршалл выдвинул теорию судебной ревизии законов, и сам суд утвердил себя стражем Конституции. Доктрины Верховного суда составляют как бы неписаную часть Конституции.

Атторнейская или прокурорская служба возглавляется Генеральным атторнеем, который представляет интересы страны в судебных спорах, консультирует правительство, обеспечивает исполнение федерального законодательства через аппарат министерства юстиции.

США по конституции 1787 г. явились первым удачным примером федеративной формы государственного устройства.

Война за независимость в Северной Америке освободила американский народ от колониального угнетения, уничтожила феодальные напластования, создала условия для развития рыночных отношений.

Оценивая итоги войны за независимость в Северной Америке, необходимо учитывать, что она была призвана разрешить две задачи. Первая из них — политическая — решена полностью. На месте 13 британских колоний возникло независимое государство — США. Однако социально-экономическая задача не была доведена в ходе резолюции до конца, в результате чего было создано общество с пережитками докапиталистических форм эксплуатации (рабство негров).

4. Конституционное развитие США в XIX в.

Как отмечалось ранее, полностью решив политическую задачу — завоевание независимости, — американская революция не довела вторую задачу — социально-экономическую — до конца. Рабство негров было запрещено или ограничено лишь в северных штатах. Но в южных штатах рабство не только не было уничтожено, а даже стало с конца XVIII в. распространяться на новые территории. Сохранение плантационного рабовладельческого хозяйства на Юге Соединенных Штатов по мере развития капитализма входило во все большее противоречие с интересами демократического Севера.

Первое крупное столкновение произошло в 1820 г. в связи с принятием нового штата Миссури, что грозило нарушить сложившееся в Союзе равновесие (11 рабовладельческих штатов и 11 свободных). Попытка найти компромиссное решение (принимать сразу по два штата: один рабовладельческий, другой — свободный, провести границу между рабовладельческими штатами и свободными) не увенчалась успехом. Конфликт завершился гражданской войной 1861 — 1864 гг.

Победу одержал промышленный Север после того, как правительство А. Линкольна решилось в 1862 г. на издание законодательных актов — Закона о гомстедах (бесплатное наделение землей всех желающих, не воевавших на стороне южан) и Прокламации об освобождении рабов, превративших войну в подлинную демократическую революцию.

Победа Севера привела к ликвидации рабства, окончательно утвердился «американский путь» развития. И в этом смысле гражданская война 1861 — 1864 гг. может считаться продолжением и завершением революции, начатой войной за независимость.

Ее итогом был второй цикл поправок к Конституции США 1787 г. (XIII, XIV, XV поправки), и введение равноправия граждан перед законом и судом, окончательно утвердилось всеобщее мужское избирательное право.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: