Налоговый учет резервов

Единовременное списание крупных расходов может привести к резкому увеличению себестоимости и может даже стать причиной убытка.

Поэтому для равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу и создают резервы предстоящих расходов. Например, фирма может зарезервировать средства:

- на оплату отпусков;

- на выплату вознаграждения за выслугу лет.

В бухгалтерском учете сумму таких резервов отражают в составе расходов по обычным видам деятельности. В налоговом учете эти резервы отражают в составе расходов на оплату труда.

Создавать резервы или нет, фирма решает сама. Решение о создании резервов и порядок резервирования средств должны быть предусмотрены в налоговой и бухгалтерской учетной политике.

Если вашей организации предстоит дорогостоящий ремонт основных средств, вы можете зарезервировать средства и на эти цели. Порядок создания резерва в бухгалтерском учете законодательством не установлен. Поэтому фирма вправе определить его самостоятельно, закрепив в бухгалтерской учетной политике. Чтобы упростить работу следует создавать резервы в том порядке, который предусмотрен налоговым законодательством. В этом случае не придется вести дополнительные регистры налогового учета.

Налоговый кодекс предусматривает два вида таких резервов:

- на оплату обычного ремонта;

- на оплату особо сложных и дорогих видов капитального ремонта.

Все затраты по ремонту основных средств списывают за счет созданного резерва. Если затраты превысили сумму резерва, их включают в состав расходов, которые уменьшают облагаемую налогом прибыль. При этом по правилам налогового учета уменьшить прибыль можно только в конце года (п. 2 ст. 324 НК РФ). Поэтому если планируемые расходы на ремонт больше, чем максимальная сумма резерва, то создавать его не нужно. По правилам бухгалтерского учета сумма превышения затрат по ремонту над резервом включается в расходы в том периоде, когда такие затраты возникли. Если фактические затраты на ремонт меньше, чем резерв, то остаток неиспользованного резерва увеличивает прибыль в конце отчетного года.

Сомнительный долг - это дебиторская задолженность по поставленным товарам (работам, услугам), которая не погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена гарантиями (залогом, поручительством или банковской гарантией).

Безнадежные долги фирма должна списать. Долг считается безнадежным, если он нереален для взыскания (например, организация-должник ликвидирована) или по задолженности истек срок исковой давности.

Списать сомнительный долг можно двумя способами:

- единовременно в месяце возникновения;

- постепенно за счет резерва.

Создавать резерв по сомнительным долгам или нет, фирма решает сама, отражая порядок резервирования в учетной политике. И в бухгалтерском, и в налоговом учете резерв по сомнительным долгам создают, если выполнены три условия:

- задолженность возникла по расчетам за продукцию (товары, работы, услуги);

- срок погашения задолженности по договору истек;

- задолженность не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.

Нельзя создавать резерв по задолженности, которая не связана с продажей товаров (работ, услуг). Сумма резерва зависит от срока возникновения обязательства (ст. 266 НК РФ).На полную сумму резерв создают по долгам, которые просрочены более чем на 90 календарных дней. Если время просрочки составляет от 45 до 90 календарных дней, в резерв включают только 50 процентов суммы задолженности. По задолженности, возникшей не более 45 календарных дней назад, резерв создавать нельзя. Резерв формируют на всю сумму долга, включая НДС, не перечисленный покупателем. Общая сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов выручки от продаж, полученной за отчетный период. Выручку определяют по правилам ст. 249 Налогового кодекса.

Для каждого вида созданного и утвержденного в учетной политике резерва в налоговом учете составляются свои регистры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: