На практике встречаются нетипичные ситуации, в которых при отражении расходов возникают нормируемые расходы. К ним относятся: компенсация за использование личных автомобилей в служебных целях, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы в виде процентов по долговым обязательствам и т.д.
Для служебных разъездов работник может использовать свой личный автомобиль (мотоцикл). В этом случае фирма-работодатель должна выплачивать ему соответствующую компенсацию. Ее сумму определяет работодатель по договоренности с работником. Как правило, размер компенсации зависит от интенсивности использования автомобиля (мотоцикла), который эксплуатируется в служебных целях. Компенсацию назначают с учетом того, что работник должен возместить свои расходы, связанные с покупкой бензина, текущим ремонтом автомобиля (мотоцикла) и т.д. Поэтому, если сотрудник получает компенсацию, никакие дополнительные деньги на возмещение расходов по эксплуатации автотранспорта ему не полагаются. Компенсацию не выплачивают за те дни, когда работник находился в отпуске или болел, так как в это время он не мог использовать автомобиль в служебных целях.
|
|
В бухгалтерском учете суммы компенсации полностью включают в состав расходов по обычным видам деятельности. По правилам налогового учета компенсация включается в состав прочих расходов только в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92. Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см компенсация учитывается для целей налогообложения прибыли в сумме 1200 руб., а более 2000 куб. см - 1500 руб. в месяц. При этом не важно, какой автомобиль используется - отечественный или иностранный. Размер компенсации работнику за использование личного мотоцикла для служебных поездок составляет 600 руб. в месяц. Превышение суммы компенсации над установленными нормами в состав прочих расходов не включают, и оно налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшает.
Представительские расходы - это затраты фирмы по приему и обслуживанию:
- представителей других организаций, которые проводят переговоры для установления и поддержания сотрудничества;
- участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) фирмы.
Полный перечень представительских расходов приведен в ст. 264 Налогового кодекса. В налоговом учете сумму представительских расходов включают в состав прочих расходов только в пределах 4 процентов от затрат фирмы на оплату труда (ст. 264 НК РФ). Представительские расходы, которые превышают этот норматив, в прочих расходах не учитывают, и налогооблагаемую прибыль фирмы они не уменьшают.
|
|
В налоговом учете проценты, начисленные по любым заемным средствам, включают в состав внереализационных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). На какие цели получен кредит или заем (покупку ценностей, оплату текущих расходов и т.д.), неважно. Проценты уменьшают налогооблагаемую прибыль только в пределах определенных норм (ст. 269 НК РФ).
Есть два способа нормирования таких расходов:
1) исходя из среднего процента, который фирма уплачивает по долговым обязательствам того же вида (по договорам займа, кредита и т.д.), полученным на сопоставимых условиях, увеличенного в 1,2 раза;
2) исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза (если заем получен в рублях), или 15 процентов годовых (если заем получен в валюте).
Все, что относится к рекламным расходам, перечислено в п. 4 ст. 264 Налогового кодекса. В бухгалтерском учете затраты на рекламу отражают в составе расходов по обычным видам деятельности в полном объеме. В налоговом учете такие затраты учитывают в составе прочих расходов, причем в пределах нормативов. Эти нормативы приведены в таблице:
Виды рекламных расходов | Норма расходов |
Расходы на рекламу через средства массовой информации (объявления в печати, по радио, ТВ) и телекоммуникационные сети (Интернет и проч.) | Не нормируются |
Расходы на световую и наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов | Не нормируются |
Затраты на участие в выставках, ярмарках и экспозициях | Не нормируются |
Затраты на оформление витрин, выставок-продаж, комнат,образцов и демонстрационных залов | Не нормируются |
Затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации | Не нормируются |
Затраты на уценку товаров, потерявших свои качества при экспонировании | Не нормируются |
Затраты на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний | Не более 1% выручки от реализации (без НДС) |
Расходы на иные виды рекламы (например, затраты на разработку и распространение рекламных писем, открыток, этикеток, фирменных пакетов и т.п.) | Не более 1% выручки от реализации (без НДС) |