Языковой уровень | Раздел стилистики | |
Грамматический | Синтаксический | Синтаксическая стилистика |
Морфологический | Морфологическая стилистика | |
Лексический | Лексическая стилистика | |
Словообразовательный | Словообразовательная стилистика | |
Фонетический уровень | Фоника |
Такой, условно говоря, «горизонтальный» способ ориентирован в большей мере на выявление стилистического языкового ресурса. Он позволяет дифференцировать основные единицы языка с точки зрения их функционально-стилистической принадлежности или экспрессивно-эмоциональной окрашенности и, в конечном итоге, изучает систему стилистических вариантов – синонимов на всех языковых уровнях, например:
· на лексическом: родина – родная земля – отчизна – отечество; скоро – быстро;
· на грамматическом: верить – веровать; тот, кто умеет читать – умеющий читать; настанет время – не заставит себя ждать время – придет время; и т. д.
На основе такого подхода в рамках стилистики можно выделить следующие разделы:
|
|
· стилистика ресурсов,занимающаяся изучением и описанием стилистически значимых средств и возможностей языка; этот основной раздел стилистики по-другому называют стилистика языка, структурная стилистика, аналитическая стилистика;
● экспрессивная стилистика, изучающая средства выразительности речи;
· сопоставительная стилистика, предмет изучения которой – стилевые системы двух или нескольких сравниваемых языков.
2. Подход,подразумевающий определение на всех уровнях языка средств, являющихся характерными для определенной коммуникативной ситуации, функционального стиля (схематически он представлен в рис. 7.5).
Стилистически нейтральные средства | Книжные или разговорные средства | Специфические для определенного функционального стиля средства | |||||
Грамматический уровень | |||||||
Лексический уровень | |||||||
Словообразовательный уровень | |||||||
Фонетический уровень | |||||||
Рис. 7.5. Функциональный аспект стилистики
Данный подход является основой для активного развития следующих разделов стилистики:
· функциональная стилистика, основным предметом изучения которой являются закономерности использования языковых ресурсов в типичных речевых ситуациях;
· стилистика текста, которая, являясь составной частью функциональной стилистики, всё же имеет свой предмет изучения – закономерности организации речевого произведения; разумеется, при этом в первую очередь учитываются способы наилучшей для реализации авторского замысла организации текста;
|
|
· историческая стилистика, изучающая формирование функциональных стилей в связи с историей развития русского литературного языка;
· стилистика художественной речи, предметом рассмотрения которой является своеобразие функционирования языка в художественном тексте, а также индивидуально-авторские стили.
В целом, стилистика – это молодая и перспективная наука. Её взаимосвязь с другими учениями, их взаимовлияние может послужить основой для становления и развития как других разделов стилистики, так и новых научных дисциплин.
► Как, с Вашей точки зрения, взаимодействуют стилистика и психология, стилистика и социология?
Список рекомендуемой литературы
1. Введенская Л.А., 2002. | Гл. 2. § 2.3. Гл. 2. § 2.4. | Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности; Функциональные стили литературного языка. | |
2. Введенская Л.А., 1997. | Стили и формы речи. Речь письменная и устная, кодифицированная и разговорная. | ||
3. Голуб И.Б. | Разд. I | Стилистическая система современного русского языка. | |
4. Ипполитова Н.А. | Гл. 2. § 8. | Стилистическая окраска текста. | |
5. Сидорова М.Ю., 2002. | Лекция 14. | Человек – это стиль. | |
6. Сидорова М.Ю., 2005. | Лекция 4. | Стили русского языка. Цели языкового общения и факторы, определяющие успешность коммуникации. | |
7. Учебное пособие-словарь. Терминологическо-понятийное поле «Язык и речь: текст как речевое произведение» |
ЛЕКЦИЯ № 8