Это понятие толкуют через понятие идиолекта. В широком смысле (по Щукину) это система речевых средств отдельного носителя языка, который формируется на основе усвоения языка и развивается в процессе жизнедеятельности данного индивидуума. В узком смысле идиолект — это специфические речевые особенности данного носителя языка.
Идиостиль — это специфические особенности писательского идиолекта, выраженный в его произведении.
Идиолект писателя-человека — это основа идиостиля писателя-творца; это этап формирования идиостиля.
Три точки зрения на способы исследования идиостиля:
1) Когда выделяют стилистическое ядро — «систему средств выражения, которая неизменно присутствует в произведениях этого автора хотя бы в пределах отдельного периода его творчества». Наблюдения над изменениями этой стилистической системы в произведениях того же автора в последнее время дают материал для заключения о последовательной эволюции авторского стиля.
С этим понятием связано понятие доминант — это выдвинутые компоненты произведения, в частности концепты, которые репрезентируют картину мира.
2) Когда делается упор на охвате целого языка писателя и составляют тезаурусы (Гаспаров). Тезаурус — это полный словарь языка определённого писателя. Различают тезаурус формальный и функциональный. Идиостиль — это функциональный тезаурус, в котором выявлены семантические связи языка исследуемого автора. НО словарь конкретного автора не обнаруживает идиостиля.
3) Для поэтики характерно соотношение общего и индивидуального. При этом язык автора рассматривается в контексте определённого исторического этапа развития языка, национально-культурных традиций, литературно-эстетического направления, в ряду собственных авторских произведений. Например, рассмотрение поэтики А. Блока в рамках символизма.