Раздел 2. Социология культуры

Глава 3. Проблемы социокультурной динамики

1. Формы приобщения к культуре

2. Материальная и духовная культура

3. Диалог культур и национальная ментальность

4. Массовая и элитарная культура

История мировых цивилизаций в самом общем виде и представляется историей развития человечества. Взаимосвязь культуры и цивилизации, по мнению ряда исследователей (И.Е. Козновой), и определяет социодинамику культуры. Социодинамика культуры изучает развитие культуры в зависимости от особенностей развития общества. Исследование социальных процессов, истории идей и их реализации в культуре – одна из наиболее сложных задач современной культурологи.

Задачи культурологи во многом сходны с задачами самой культуры. Заключаются они, прежде всего, в освоении людьми каждого последующего поколения положительного исторического опыта. Он же, в свою очередь, должен обеспечить прогрессивное развитие человечества, благополучие слагающих его стран и народов. Кроме того, все более важной задачей культуры становится сохранение на земле условий, достаточно благоприятных для жизни будущих поколений. Изучение данной дисциплины обычно начинается со знакомства с системой классификации культуры.

Культуру принято делить на материальную и духовную. Под материальной культурой понимают все то, что создается людьми в утилитарных целях. Это также способы, технологии производственной деятельности, необходимые для ее осуществления знания и уменья. К материальной культуре относится и физическая культура, отношение к собственному здоровью, к месту своего обитания.

Понятие духовная культура более сложное, многогранное. Это познавательная (в широком смысле слова) и интеллектуальная деятельность, этические нормы и эстетические представления, религиозные убеждения. К духовной культуре относится также ряд аспектов педагогической деятельности, правовых представлений. В целом же провести четкую границу между материальной и духовной культурой нельзя. Например, одни и те же предметы могут играть роль утилитарных и эстетически ценных, являясь, по сути, произведениями искусства (например, ковры, посуда, архитектурные сооружения). Очевидно, в одних случаях такие предметы будут удовлетворять преимущественно утилитарные, в других – преимущество духовные (эстетические) потребности. Интеллектуальная деятельность также может направляться как на решение сугубо практических задач, так и на философское осмысление мира.

Культуру можно делить по временному (историческому), территориальному (этническому) или социальному принципам. Так изучается культура античного периода, средневековья и т.д. Есть культура Востока, европейская культура, арабская культура, процесс освоения ценностей других культур и называется диалогом культур. Можно говорить о культуре майя, культуре инков или других народов. Внутри национальной культуры выделяют субкультуры отдельных социальных групп. Существует народная культура, элитарная культура, массовая культура.

Массовая культура – особый способ производства культурных ценностей, рассчитанный на массовое потребление, на потребности «массового человека».

Элитарная культура создается высокими профессионалами, ориентированана определенный круг просвещенной элиты, требует подготовки, достаточно высокого уровня образования, в том числе художественного.

Все эти разделения в той или иной мере условны, и четкую границу между разными категориями бывает провести сложно. Понятие культура может носить и технологический характер или характеризовать какую-либо иную деятельность. Так, есть культура земледелия, физическая культура, культура межличностных отношений и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: