Задания для СРС. Тема 8. Борьба с преступностью

Тема 8. Борьба с преступностью.

На скамье подсудимых тенью преступника всегда незримо присутствует общество.

Г. Тард

Преступность - проблема общечеловеческая, все народы должны объединить усилия в поиске путей избавления от нее.

Задания для СРС

Формы самостоятельной работы по выбору студента:

1. Составьте схему «Основополагающие начала борьбы с преступностью».

2. Составьте схему «Цели криминологического прогнозирования».

3. Составьте схему «Виды криминологического прогнозирования».

4. Составьте схему «Содержание программы борьбы с преступностью».

5. Составьте схему «Формы международного взаимодействия в области борьбы с преступностью».

6. Заполните сравнительную таблицу «Система воздействия на преступность».

Элементы системы воздействия на преступность в Швейцарии Элементы системы воздействия на преступность в Японии Элементы системы воздействия на преступность в СССР 70-80 гг.
     

7. Покажите возможности количественных и качественных методов прогнозирования. Проиллюстрируйте это на конкретных примерах. В чем заключается прогнозирование и научное предвидение.

8. Разработайте два-три сценария состояния преступности через 5 лет в России или в отдельно взятом регионе.

9. В городе А. планируется провести в ближайшие 2-3 года крупное международное спортивное мероприятие. Определите, какие виды криминологических прогнозов следует выполнить, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.

10. Дайте аргументированный ответ на вопрос, каких специалистов следует пригласить в качестве экспертов для составления прогнозов преступности несовершеннолетних в масштабах страны, города, района.

11. Определите, какую информацию необходимо собрать для составления прогноза поведения лица, освободившегося из колонии после отбывания наказания за изнасилование.

12. Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) в 2009 г. проведен опрос населения, одной из целей которого было установление взглядов граждан относительно приемов противодействия преступности. На вопрос «Что из перечисленного могло бы остановить рост уголовной преступности, или Вы считаете, что остановить рост преступности сейчас невозможно?» ответы сложились следующим образом (в % от числа 1600 опрошенных респондентов):

Ужесточение наказаний за уголовные преступления  
Активные действия милиции  
Подключение к борьбе с преступностью служб государственной безопасности  
Создание местных служб общественной безопасности на основе добровольного участия граждан  
Подключение к борьбе с преступностью армии  
Разрешение гражданам ношения и использования огнестрельного оружия для защиты жизни и имущества  
Введение режима чрезвычайного положения на всей территории России  
Остановить рост преступности невозможно никакими средствами  
Другое  
Затрудняюсь ответить  

Прокомментируйте позицию опрошенных граждан. Согласны ли Вы с их точкой зрения и обоснуйте свой ответ.

13. Раскройте систему международных организаций, а также национальных органов, которые осуществляют международное сотрудничество в области борьбы с преступностью.

14. Раскройте использование возможностей ООН в области борьбы с международной преступностью.

15. Укажите основные формы и направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

16. Рассмотрите проект о внесении предложения об усилении борьбы с пьянством:

- отделу внутренних дел создать картотеку всех лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Предоставить право работникам полиции тут же уничтожить спиртные напитки у людей, распивающих их в неположенных местах (кафе, клубы, парки, скверы и т.д.);

- руководителям предприятий и организаций по представлениям органов внутренних дел лишать лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, права самостоятельно получать заработную плату. Передавать их заработок супругу (супруге) или совершеннолетним членам семьи;

- в порядке эксперимента на одном из завода выплачивать заработную плату рабочим и служащим только через сберегательные кассы по месту жительства;

- отделу образования включить в программу общеобразовательных школ преподавание основных знаний о вреде алкоголя;

- запретить продавать по воскресеньям всякие спиртные напитки.

Ваше мнение о проекте.

17. Дайте понятие, покажите роль и значение социального планирования мер борьбы с преступностью в трудовом коллективе, районе, городе и т.п.

18. Какие, по Вашему мнению, профилактические мероприятия должны быть предусмотрены в трудовом коллективе для борьбы с:

- хищениями государственного имущества;

- хулиганскими проявлениями к преступлениям против личности;

- неосторожными преступлениями, связанными с использованием техники.

Покажите их основное назначение в предупреждении преступности в целом и в предупреждении конкретных видов преступлений.

19. Группа, изучавшая состояние преступности несовершеннолетних в городе, пришла к выводу, что борьба с преступностью будет успешной при условии решения трех проблем: 1) ранней профилактики преступности; 2) неуклонного проведения в жизнь принципа неотвратимости наказания в процессе расследования и судебного рассмотрения дел; 3) предупреждения рецидивной преступности.

Раскройте содержание каждой проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Перечислите государственные органы (общественные организации), в компетенцию которых входит решение данных проблем. В соответствии с действующим законодательством очертите границы деятельности этих органов. Назовите формы и методы работы каждого субъекта правоприменительной деятельности. Достаточно ли решения этих проблем для сокращения преступности несовершеннолетних?

20. Хаитов (холост, б/п, образование 8 классов) в 2004 г. в мае прибыл по оргнабору в г.Навои, не проработав и полгода был уволен за прогулы и пьянство, в том же году был осужден за кражу. После освобождения вернулся в г. Навои, жил без прописки, работал грузчиком, слесарем, сантехником, подрабатывал у частных лиц, собирал бутылки, пьянствовал, неоднократно доставлялся в вытрезвитель, подолгу нигде не работал. Дважды (в 1998 и 2001 гг.) судим за кражу и нарушение правил паспортной системы и проживание в пограничной зоне. После каждого отбытого наказания пытался начинать «новую жизнь», но «на работу не брали без прописки, а прописывать не хотели, потому, что не работал». В последнее время проживал у сожительницы, постоянного места работы не имел, злоупотреблял спиртным, занимался реализацией краденных товаров, доставляемых дружками, с которыми ранее отбывал наказание в местах лишения свободы. По их просьбе несколько раз хранил у себя в доме, а затем передавал указанным лицам наркотики, получая за это денежное вознаграждение. Дважды употреблял наркотики сам, осенью планировал съездить в Каракалпакию, с целью сбора дикорастущей конопли на продажу и для себя.

Какие, по вашему мнению, следует принять социальные, правовые иные меря для более эффективной борьбы с антиобщественным образом жизни?

21. При подготовке прогноза преступности, для более полного учета криминогенных факторов ряду специалистов было предложено высказать свое мнение о различных явлениях, процессах, которые причинно связаны с корыстной мотивацией совершения преступления. Были выделены три сферы общественной жизни, применительно к которым следовало назвать криминогенные факторы: 1) производственно-экономическая сфера, 2) общественно-политическая (включая правовую), 3) семейно-бытовая. Какие криминогенные факторы корыстной преступности вы бы назвали применительно к этим сферам общественной жизни?

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Понятие и содержание борьбы с преступностью.

2. Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью.

3. Общая организация борьбы с преступностью.

4. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

Формы самостоятельной работы по выбору студента:

1. Составление презентаций, кроссвордов и других конкурсных работ.

Деловая игра:

2. Студентам (из числа желающих) предлагается подготовить научный доклад по одной из предложенных тем (по желанию студента и по согласованию с преподавателем тема доклада может быть изменена). Из числа студентов преподаватель назначает двух официальных оппонентов, которые предварительно знакомятся с докладом и готовят письменные отзывы. В ходе «защиты диссертации» все студенты группы выступают в роли членов ученого совета. Они могут задавать вопросы докладчику, выступать в поддержку его идей либо критиковать их. После завершения дискуссии «члены ученого совета» голосуют за присвоение докладчику «ученой степени».

Темы докладов:

  • Общество без преступности (идеальная модель и пути к идеалу).
  • Изменение культуры и воздействие на преступность.
  • Моделирование социальных процессов и воздействие на преступность.
  • Борьба с преступностью и социальное управление.
  • Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы.
  • Системы воздействия на преступность в мире.
  • Системы воздействия на преступность в России.
  • Моя будущая профессиональная деятельность в качестве субъекта воздействия на преступность.
  • Родители как субъекты предупреждения преступлений детей.
  • Насилие как элемент культуры общества.
  • Роль насилия в западно-европейской и индийской цивилизациях.
  • Преступный мир.
  • Криминальная культура.
  • Криминальная эволюция.
  • Преступность и власть.
  • Перспективы организованной преступности.
  • Преступность и политика.
  • Международный субъект воздействия на экологическую преступность.
  • Система борьбы с преступностью в США.
  • Жесткие меры воздействия на преступность и экстремизм.
  • Преступность: стратегия борьбы.
  • Борьба ОВД с неосторожными преступлениями.
  • Борьба с терроризмом на воздушном транспорте.
  • Сотрудничество государств в борьбе с преступностью.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: