Два основных направления общей стилистики: «стилистика ресурсов» и функциональная стилистика
1. «Стилистика ресурсов» или структурная стилистика - традиционное направление, изучает стилистические ресурсы языка («стилистика ресурсов»). Она изучает стилистические значения и стилистические окраски языковых единиц, стилистические потенции синонимов, антонимов, средства словесной образности, стилистические нормы, систематизируя и описывая обычно все эти средства по уровням языковой системы (фонетическом, лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом).
2. Функциональная стилистика исследует закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения и прежде всего специфику и речевую системность функциональных стилей и других функционально-стилевых разновидностей: «подстилевых», жанровых, ситуативных и т.д. В ее задачи входит изучение реализации потенциальных стилистических возможностей языка в зависимости от целей и задач общения, характера содержания, форм мышления и различных ситуативных особенностей общения в той или иной социальной сфере, иначе говоря — закономерностей функционирования языка в разных сферах общения. Предмет ее исследования — закономерности употребления, функционирования языка, а не его структура: не столько сами по себе языковые средства, сколько принципы их отбора и сочетания, определяемые экстралингвистическими факторами, и образующаяся в результате этого речевая организация (стилистико-речевая, текстовая, системность) в той или другой сфере общения. Функциональная стилистика — это лингвистическая наука, изучающая закономерности функционирования языка в различных сферах общения, соответствующих тем или иным разновидностям человеческой деятельности, а также речевую системность складывающихся при этом функциональных стилей и иных функционально-стилевых разновидностей, нормы отбора и сочетания в них языковых средств. Это, по признанию многих ученых, одно из центральных направлений современной стилистики, и весьма перспективное. Именно с его формированием связано оформление стилистики в XX в. в качестве самостоятельной научной дисциплины.
Функциональная стилистика в свою очередь включает стилистику текста, стилистику художественной речи.
3. Стилистика художественной речи включает частные направления:
а) Изучение художественной речи в аспекте функциональной стилистики, т.е. как одного из функциональных стилей, с учетом его специфики;
б) Наука о стилях художественной литературы - исследует взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии и прежде всего вопрос о том, в какой мере литературный язык определенного уровня развития может обеспечить потребности слагающегося стилистического направления литературы. К этому же направлению относится стилистика индивидуальной речи, или стиля писателя и отдельного художественного произведения, в частности вопросы интерпретации конкретных текстов.
в) Коммуникативная стилистика художественного текста (КСХТ), реализующая коммуникативно-деятельностный подход при анализе текста, опирается на разработанную Н.С. Болотновой систему коммуникативных универсалий, на основе которых и ведется исследование языковых единиц и приемов при функционировании их в тексте. Коммуникативно-деятельностный аспект предполагает изучение текста с точки зрения взаимодействия деятельности автора и адресата.
Художественная речь настолько многообразна, специфична и богата стилевыми функциями, что она предполагает разнообразные аспекты изучения, которые трудно ограничить какими-либо рамками. Кроме указанных направлений ее исследования, можно назвать, например, такой аспект, как поэтическое речевое мышление. Это направление изучает зафиксированную в тексте творческую интеллектуальную деятельность поэта, связанную с его способностью создавать образы, обладающие эстетикой, индивидуальной семантикой и вызывающие представление благодаря использованию богатых возможностей семантической структуры слова. В последние годы стало развиваться еще одно направление — поэтика грамматических категорий или поэтическая грамматика. Оно исследует семантико-стилистические функции грамматических форм и конструкций в поэтических текстах, например смысловую структуру поэтического «Я»; ипостаси лирического «Я».
4. Стилистика текста изучает целый текст, структурно-стилистические возможности речевых произведений, их композиционно-стилевые формы и типы, конструктивные приемы и функционирование в речи языковых и собственно текстовых единиц (сверхфразовых единств, абзацев и др.) в единстве с идейным содержанием произведений.
5. Практическая стилистика. Одним из главных принципов стилистики, который должен усвоить каждый говорящий и пишущий, является целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения и, следовательно, конкретных его целей и задач, ситуации, содержания высказывания, жанра и других экстралингвистических факторов. Практическая стилистика должна воспитывать у говорящих стилевое чутье, знакомить с нормами того или иного функционального стиля, развивать умение строить речь, связный, протяженный текст в соответствии со спецификой последнего. Практическая стилистика сегодня призвана способствовать формированию стилистических навыков и умений в коммуникативно-речевой деятельности, необходимых каждому будущему учителю для его успешной работы в школе по повышению уровня стилистико- речевой культуры учащихся.
6. Экспрессивная стилистика -смыкается со стилистикой ресурсов, но более широко и специально изучает всю коннотативную «сферу» языка, средства и способы достижения выразительности речи в соответствии с целями общения и интенциями говорящих в тех или иных ситуациях и сферах коммуникации. Ориентирована на изучение закономерностей функционирования выразительных средств языка в речи. Предметом ее изучения являются не столько сами по себе экспрессивно-эмоциональные и другие выразительные средства языка, сколько сложившиеся (и окказиональные) приемы, способы использования этих средств в речи, их сочетания — стилистические и композиционные приемы — и достигаемый при этом коммуникативно-стилистический эффект.
Однако структурные подразделения стилистики не ограничиваются названными основными. Как всякая наука со сложным объектом исследования и достаточно длительной историей существования, стилистика представляет собой разветвленную систему научных направлений. Они различаются по объекту и материалу исследования: стилистика художественной речи, стилистика текста, стилистика нехудожественной речи (научной, деловой, публицистической, разговорной), стилистика изобразительных средств; по методам и аспектам исследования: стилистикатеоретическая, стилистика практическая, стилистика языковых единиц - статичная, стилистика функциональная - динамическая, стилистика экспрессивная, стилистики синхроническая, диахроническая, иначе историческая, сопоставительная, стилистика кодирования и стилистика декодирования); по уровням языковой системы: стилистика грамматическая и стилистика лексическая, стилистика синтаксическая, фоно- и ортостилистика; с учетом форм речи: стилистика устной речи, стилистика письменной речи; с учетом взаимодействия стилистики с другими научными дисциплинами: прагматическая стилистика и когнитивная стилистика и др.
Несмотря на выделение в общей стилистике (как одном из разделов языкознания) довольно большого числа направлений, почти все их можно подразделить на два круга исследований: структурный (строя языка) и функциональный, т.е. статический и динамический. Именно здесь проходит главный «водораздел» двух разных подходов к языку и стилю, как это свойственно языкознанию вообще (ср. структурная и функциональная грамматики соответственно подразделению: лингвистика языка и лингвистика речи). Иначе говоря, по аналогии с дихотомией языка-речи можно говорить о I) стилистике языковых единиц (в аспекте строя, системы языка) и 2) стилистике речи (использования, употребления языка), функциональной стилистике.