Стилистика историческая (диахроническая), малоразработанное, но весьма перспективное направление исследований. С. историческая призвана изучать развитие стилистических средств литературного языка и его стилевых разновидностей: прежде всего формирование функциональных стилей (их специфики, речевой системности, стилевых категорий) в связи с историей русского литературного языка; кроме того, взаимодействие функциональных стилей, их роль в литературном языке на разных этапах его истории, т.е. в целом — обогащение литературного языка за счет функционально-стилевых разновидностей и др. Собственно говоря, это проблематика функциональной С. и С. ресурсов, но представленная не в синхронном «срезе», а в диахронии: с одной стороны, прослеживается формирование стилистических ресурсов языка на разных уровнях последнего (лексическом, грамматическом), с другой — образование различных стилей в истории языка, в том числе и функциональных стилей на более поздних этапах его развития.
|
|
Сопоставительная стилистика -предмет изучения — стилевые системы двух-трех сравниваемых языков, их различия и возможные сходства. Так, функциональные стили славянских и — шире — западноевропейских языков имеют многие общие стилевые закономерности. Однако по традиции сопоставительная С. до недавнею времени ограничивалась аспектом сопоставительной лингвистики, лишь частично изучая сходства и различия стилистических окрасок и значений языковых единиц по уровням языковой системы (лексических, грамматических и т.д.), выявляя национальные и другие характерологические черты сравниваемых языков, но без выхода в функционально-стилистические проблемы исследования. В последнее время помимо изучения в сопоставительном плане стилистически маркированных языковых единиц и стилистических систем сравниваемых языков (статический аспект) все чаще проводятся исследования сходства и различий в функционально-стилевой дифференциации разных языков (собственно функционально- стилистический аспект).
Стилистика кодирования и стилистика декодирования выделяются на основе структуры речевого акта (автор — код — получатель) с учетом того, на котором компоненте (первом или третьем) сосредоточивается исследовательское внимание. При этом стилистика кодирования (С. от автора) изучает речевое произведение (преимущественно художественное) в аспекте реализации в нем авторского замысла и движущих сил творческого процесса писателя. Она пересекается с историей и теорией литературы. Основные понятия С. кодирования заимствованы из теории информации. Методом анализа текста в С. кодирования является стилометрический (статистический), который устанавливает зависимость стиля речи, отбора языковых единиц от особенностей личности писателя. С. декодирования (С. восприятия, С. читателя) изучает те стороны высказывания, которые передают читателю (декодирующему, принимающему) сообщение, мысли и чувства автора, а также исследует факторы, определяющие воздействие текста на адресата. Цель анализа С. декодирования — объективное лингвистическое подтверждение идейно-художественного содержания произведения. Главная задача — изучение кодов и алгоритмов декодирования сообщения относительно разных уровней языка и культуры. С. декодирования является теоретической базой интерпретации текста. Практическое значение С. декодирования связано с необходимостью повышения культуры чтения.
|
|
Новые направления стилистики — прагмастилистика и когнитивная стилистика.
Прагмастилистика, находясь на пересечении стилистики и прагматики, а также теории речевых актов, риторики, герменевтики и ряда смежных дисциплин, изучает закономерности речевого воздействия на адресата в определенных ситуациях общения, вопросы определения истинных намерений говорящего (подтекст) и способов достижения ожидаемого эффекта. Она опирается на положение о том, что содержание высказывания не сводится к тому, что выражено в речи, но существует в опыте общения. Таким образом, прагмастилистика исследует стилистику прямых и косвенных речевых актов.
Когнитивная стилистика -направлена на исследование отражения в речи когнитивных, мыслительных процессов как детерминантов стиля. Она изучает вопросы связи подачи информации со специфическим отбором когнитивных операций в процессах построения и интерпретации текстов разных типов, а также зависимость этих процессов от типов личности. Исследует комплекс вербально реализуемых когнитивных процедур обработки знаний; имеет отношение, в частности, к изучению повествования, описания, аргументации в аспекте когнитивных процессов, определяющих структуру языковой деятельности человека.
- Стилистика текста
На рубеже 70—80-х гг. прошлого века, отчасти в связи с развитием лингвистики текста, появилась тенденция выделять особо стилистику текста. Сначала как одно из направлений стилистики, а позже как центральный и наиболее значимый ее раздел, изучающий стиль текста сквозь призму композиционно-смысловой организации последнего, его текстовых категорий и закономерностей употребления языка.
Стилистика текста – одно из направлений стилистики, предметом изучения которого является целый текст и его текстовые единицы в стилистическом аспекте, а именно закономерности организации текста как содержательно смыслового, композиционно-структурного, композиционно-структурного и жанрового единства в зависимости от целей и задач общения, идейного содержания и функционально-стилевой принадлежности со всем комплексом его экстралингвистических факторов – для наилучшей его интерпретации.
Текст издавна был объектом стилистики, поскольку стиль – свойство текста. Основы теоретической разработки стилистики текста были заложены в трудах Виноградова, Винокура, Бахтина. Однако в качестве особого направления стилистика текста оформилась лишь в последние десятилетия в связи с развитием лингвистики текста и на пересечении её с функциональной стилистикой.
По определению В. В. Одинцова, «стилистика текста изучает структурно-стилистические возможности речевых произведений (включая литературно-художественные), композиционно-стилистические типы и формы, конструктивные приемы и функционирование в речи языковых средств. Стилистика текста входит в состав стилистики речи...», ее «методологической основой... служит представление о... единстве формы и содержания», «стилистика текста, учитывая стилистическую значимость языковых единиц, стремится определить и описать стилистические эффекты, возникающие в речи благодаря структурной организации текста...». Важно! Функциональный подход к объекту. Предмет – конструктивные приемы и функционально-смысловые типы речи. Анализ текста в единстве формы и содержания, с целью углубленного прочтения.
|
|
Другие исследователи рассматривают стилистику текста как дисциплину в рамках лингвистики текста, почти отождествляя их (Гальперин), либо в соотношении с прагмалингвистикой, либо вообще выводят ее за рамки языкознания. Причины этого, очевидно, в том, что стилистический феномен наличествует и в системе языка, и в функционировании последнего, т.е. в речи, тексте, однако только в последнем он раскрывается полноценно. Но при этом нельзя забывать, что сам текст может изучаться в двух аспектах: структурном (когда лишь выделяются и систематизируются текстовые единицы) и функциональном (когда речь идет о функционировании этих единиц).
Стилистика текста оказалась на пересечении, с одной стороны, собственно стилистики и, с другой — лингвистики текста. Важнейшим в стилистике текста следует признать не структурный, а функциональный аспект, принципом анализа которого является выяснение роли структурных компонентов и природы развертывания текста для эффективной передачи содержания в соответствии с целями и задачами общения в той или иной коммуникативной сфере.
Таким образом, стилистика текста (любого) — это как бы продолжение функциональной стилистики: те же акценты на использовании единиц, на принципах текстообразования в разных сферах общения. Но есть отличия:
- интерес при исследовании текста к собственно текстовым единицам – стилистика текста; к общей организации речи – функциональная стилистика.
- функциональная стилистика – проблема типологии речи, специфики типов речи; стилистика текста – изучение конкретных текстов с целью их наилучшей интерпретации, наиболее глубокого осмысления их идейного содержания (единство формы и содержания)
|
|
- стилистика текста – внимание к идейному содержанию отдельного текста; фуекциональная стилистика – учет преимущественно лишь обобщенного содержания, его предметной направленности – при изучении типологии речи (текста).
Объект, предмет и метод анализа у одной части исследований стилистики текста общие с функциональной стилистикой, а у другой — со стилистикой художественной литературы.
Стилистика текста — это круг лингвостилистических исследований, изучающих структурно-смысловую организацию текста (группы текстов): его композиционно-стилистические типы и формы, конструктивные приемы и в целом функционирование в нем системы текстовых и дотекстовых единиц, их ролей в «построении» и выражении содержания конкретного произведения, его стилевого своеобразия.
Современная стилистика текста не является монолитной. В ней можно выделить три внутренних направления.
- первое изучает текст как конкретное произведение - сосредоточиваясь на проблеме связи содержания и его выражения, при этом в центре внимания вопрос: как построен данный текст, т.е. анализ связи содержания и формы. Исследование текста в этом случае сосредоточено на собственно построении, структуре текста, способствующей наилучшему его прочтению.
- второе рассматривает вопросы применения языка в качестве инструмента построения текстов, проблемы воздействия внелингвистических факторов на принципы организации текстов, а также направления выбора языковых средств в различных группировках текстов. В этом направлении речь идет не об отдельном произведении, а о группировках различных разновидностей текстов.
-третье - это собственно лингвистический подход к тексту, специально рассматривающий структуру, построение текста вообще, его единицы и их связи в композиции целого текста, их стилистические функции и стилистическую значимость. Это своего рода стилистика ресурсов текстовых единиц.
- О некоторых понятиях стилистики: Стилистических коннотациях (значениях, окрасках), стилистических средствах. О парадигматике и синтагматике в стилистике.
Значение слова: денотативное (отношение к конкретному объекту в речи), сигнификативное (отношение слова к понятию), эмотивное (отражение эмоций в слове), стилистическое (экспрессивная окраска).
С лексическим значением слова связана такая область языкознания как семантика + когнитивная лингвистика (учитывает сознание человека).
Ядро лексического значения слова – его значение.
Кроме основного значения у слова есть дополнительное значение, или коннотации (создает эмотивное и стилистическое значение)
Стилистической коннотацией (окраска, стилистическое значение) языковой единицы являются те дополнительные к выражению предметно-логического и грамматического значений экспрессивные или функциональные свойства (компоненты значений), которые ограничивают возможности употребления этой единицы определенными сферами и условиями общения и тем самым несут стилистическую информацию.
Стилистическая коннотация — одно из центральных понятий стилистики. В современной лингвистической литературе этот термин обычно употребляется в качестве синонима не только к стилистическому значению, но и к стилистической окраске, маркировке, поскольку под ним разумеется часть семантической структуры языковой единицы.
Стилистические коннотации разделить на три разновидности:
- Эмоционально-экспрессивные - оценка, отношение к содержанию языковой единицы заключены в самом ее значении, например: губошлеп, забулдыга, кляча, мешанина, книжонка, дуб (о человеке), тряпка (о мужчине). Здесь как бы опредмечивается и именуется само отношение к называемому предмету (в широком смысле слова) и само значение по природе своей коннотативно.
- Традиционно-экспрессивные - в самом логико-понятийном значении непосредственно не заключены оценка или отношение к предмету, но они как бы сопутствуют ему благодаря тому, что языковая единица употребляется в контекстах, сферах употребления оценочной значимости: большей частью — высоких, торжественных либо сниженных. Например: грядущий, стяг, стезя, очи и т.п.
- Функционально – стилистически окрашенные - коннотации заключаются в отнесенности к обычной для языковой единицы сфере употребления, функциональной разновидности языка. В данном случае можно говорить, что это — коннотации собственно функциональные: исходящий, дебет, истец; лабиализованный, гносеология, синхрофазотрон; коммюнике, репортаж и т.д.
В классификации Е.Ф. Петрищевой стилистически окрашенная лексика представлена следующими тремя группами:
1) сообщающая о сфере употребления (книжная, разговорная, соотносительная с тем или иным функциональным стилем);
2) сообщающая об отношении говорящего к предмету речи (разного рода эмоционально, экспрессивно окрашенная и оценочная);
3) характеризующая говорящего (нелитературная, просторечная, сленг, диалектная и т.д.).
Стилистические средства - языковые единицы, тропы и фигуры речи, а также стилистические приемы, речевые стратегии и тактики, используемые при выражении стиля.
Стилистически окрашенные языковые средства обычно разделяются на две большие группы в соответствии с характером окраски:
1) функционально окрашенные – книжные – классифицируются по отношению к функциональному стилю и разговорные – используются в разговорно-обиходной сфере;
2) экспрессивно окрашенные - единицы языка с ярко выраженными эмоционально-экспрессивными оттенками (торжественным, уничижительным, ласкательным, ироническим, неодобрительным, фамильярным и мн. др.).
Парадигматика - это совокупность разноуровневых единиц, составляющих стилистические ресурсы языка и обеспечивающих говорящему возможность выбора для осуществления акта коммуникации в соответствии с целями общения и всем комплексом экстралингвистических факторов речи. Парадигматический аспект предполагает описание статической системы сосуществующих, соотнесенных одна с другой единиц вне их пространственных (линейных) и временных характеристик. Стилистическая парадигматика лежит в основе стилистики единиц, или стилистики ресурсов, и составляет стилистику языка. Стилистические парадигмы пронизывают все уровни языка:
- фонетический - например, использование в речи фрикативного г вместо г взрывного несет очевидную стилистическую информацию о том, что говорящий является носителем одного из южнорусских диалектов; употребление нередуцированного о в безударной позиции – признак северного говора; ударения в словах дóбыча, искрá, кáучук, компáс, áлкоголь свидетельствуют о профессиональном жаргоне; просторечию принадлежат формы "чё" вместо чего или "што", "тока" вместо только и др.; для религиозной речи характерно оканье и т.д.
- морфологический - синонимия (взаимозаменяемость) морфем и 2) вариантность в употреблении морфологических категориальных форм.
- лексический - стилистическая инвентаризация лексики прежде всего предполагает ее подразделение на стилистически нейтральную и стилистически окрашенную; в свою очередь, стилистически окрашенная лексика в зависимости от типа окраски дифференцируется далее на эмоционально-экспрессивно окрашенную и функционально-стилистически окрашенную. Лексическая синонимия.
- синтаксический - относится совокупность существующих в языке параллельных форм (структур) предложений, обладающих соотносительной стилистической ценностью и преимущественным употреблением в том или ином функциональном стиле.
- фразеология.
Синтагматика - стилистически значимые линейные отношения между разноуровневыми языковыми единицами, совместно встречающимися в тексте, а также правила объединения единиц в некоторые последовательности (синтагматические цепочки). Стилистическая синтагматика лежит в основе стилистики речи. Стилистический эффект сообщения, как правило, создается не языковой единицей как таковой, а фактом совместной встречаемости, соотнесенности в тексте данной единицы с другой единицей. Характер их соотнесенности квалифицируется как то или иное стилистическое явление. Нередко сами по себе две или несколько единиц могут быть стилистически нейтральными: стилистически значимо лишь их взаимоотношение, тип их взаимосвязи. Данные явления изучаются уровневыми стилистическими дисциплинами – синтагматической фонетикой, синтагматической морфологией и т.д., суммарно называемыми синтагматической стилистикой, или стилистикой последовательностей.
- синтагматическая фонетика – к ней относятся проблемы просодии и взаимоотношений звуков в речи (ритм, рифма). Целенаправленное повторение на небольшом расстоянии друг от друга, одних и тех же гласных и согласных звуков – ассонанс и аллитерация, свойственные худож. стилю – прежде всего поэтической речи.
-синтагматическая морфология – исследует проблемы встречаемости морфем и грамматических значений в разных типах текстов и в литературном языке в целом.
-синтагматическая лексикология – исследует стилистические функции встречаемости слов разных стилистических тональностей в пределах словосочетания, предложения, а также сегментов большей протяженности.
- синтагматическая семасиология - отмечены фигуры тождества: сравнение, синонимы-заменители; фигуры неравенства: климакс (нарастание), фигуры противоположности (оксюморон, антитеза).
- синтагматический синтаксис - параллелизмы с различными видами лексико-синтаксических повторов: анафора, эпифора, симплока, анадиплозис (анадиплосис – "подхват"), хиазм ("перекрещивание"), прием обрамления.
- Определение понятий «стиль» и «функциональный стиль». О речевой системности функционального стиля
Нет единого определения понятия стиль.. Но общепринятым в русистике является определение Виноградова, стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа.
Отталкиваясь от этой формулировки, стиль - общественно осознанная, исторически сложившаяся, объединенная определенным функциональным назначением и закрепленную традицией за той или иной из наиболее общих сфер социальной жизни систему языковых единиц всех уровней и способов их отбора, сочетания и употребления.
Стиль — это свойства, признаки содержательного плана, обусловленные экстралингвистически, получающие реализацию через своеобразное построение (систему) материальных элементов — своеобразные «комбинации» языковых единиц, особое построение речи (текста), выступающее в качестве плана выражения. В этом проявляется системность и единство формы и содержания (в широком смысле).
Стиль – фундаментальное понятие стилистики, и по мере ее развития складывались разные понимания стилистики.
Признаки стиля: Связь понятия «стиль» с деятельностью человека: это характер либо самой этой деятельности как процесса, либо признаков ее в продуктах труда. Это явление глубоко системное (и в искусстве, и в речи, и в поведении). Это явление культуры, причем осознанное и целенаправленное, что вытекает из предшествующих черт. Это характерологический признак своеобразия чего-либо, кого-либо. Осознанность стиля. Коммуникативная, лингвистическая сущность стиля состоит в том, что он существует (и создается) в расчете на воспринимающего речь.
В современных лингвистических словарях термин стиль определяется прежде всего как функциональный стиль.
Функциональный стиль – это исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая специфическим характером (своей речевой системностью), сложившимся в результате реализации особых принципов отбора и сочетания языковых средств, это разновидность, соответствующая той или иной социально значимой сфере общения и деятельности, соотносительной с определенной формой сознания, – наука, искусство, право и т.д. Или иначе – это исторически сложившийся тип функционирования языка, отложившийся и существующий в сознании говорящих, который, реализуясь в речи в процессе общения, представляет собой крупные композиционные типы речи, обладающие спецификой. Функциональный стиль создается под влиянием комплекса базовых экстралингвистических стилеобразующих факторов: наряду с видами деятельности и формами общественного сознания – функции языка; типовое содержание, характерное для соответствующей сферы общения; цели общения, связанные с назначением в социуме той или иной формы сознания и вида деятельности и др.
Функциональный стиль не является монолитным, его можно рассматривать на разных уровнях абстракции: высшем – как макростиль (функциональный стиль) и низших, более конкретных (подстили и другие более частные разновидности).
Функциональный стиль – явление историческое и социальное; становление их и развитие связано с изменениями социально-культурных условий жизни общества и использования языка. Функциональный стиль реализуются в письменной и устной формах, но по-разному.
В. В. Виноградов определяет функциональный стиль как своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией.
Выделяют 5 основных функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный + религиозный. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы.
Одним из центральных понятий функциональной стилистики является понятие о речевой системности функционального стиля - это взаимосвязь языковых средств в конкретной речевой разновидности (как внутри каждого языкового уровня, так и между уровнями), а также текстовых единиц на основе выполнения ими единого коммуникативного задания, обусловленного экстралингвистической основой данной речевой разновидности. Это взаимосвязь и системность на текстовой плоскости. Языковые средства связаны между собой по определенному функциональному значению, выражающему специфику стиля. В результате этой взаимосвязи образуется общая функционально-стилевая окраска речи, которой обладает также та или иная отдельная языковая единица в контексте данной речевой разновидности. В процессе функционирования язык обнаруживает двойную системность:
- он функционирует в соответствии с правилами построения форм, слов и их сочетаний, т.е. сложившейся парадигматикой и синтагматикой, вернее, обнаруживая их в процессе употребления, иначе — реализует свою системность.
- в процессе функционирования языка создается другая, речевая системность, которая заключается в том, что в зависимости от целей и задач общения в конкретной социальной сфере, от проявляющейся в ней соответствующей формы мышления, от типа содержания и т.д. в речи активизируются определенные языковые единицы различных уровней и определенные их семантические значения, функционально-стилевые окраски. Эти единицы, реализуясь в конкретной речевой сфере, оказываются теснейшим образом функционально-стилистически взаимосвязанными на основе общего коммуникативного задания. Благодаря такой взаимосвязи высказывание (и тип речи) в целом оказывается стилистико-семантически своеобразным, «окрашенным». Все это и формирует то качество речи, которое воспринимается как ее стиль.
Речевая системность функционального стиля позволяет современному русскому языку — с его едиными и общеобязательными нормами, со сравнительно небольшим количеством устойчиво стилистически окрашенных грамматических средств — создавать вполне определенные, ярко очерченные функциональные стили. Так одни и те же языковые единицы, неодинаково функционирующие в различных сферах общения, способствуют образованию различных стилей. Указанную системность можно назвать и стилистико-речевой.
Без учета этого свойства стиля, этой его способности, т.е. без понятия стилистико-речевой системности, невозможно объяснить формирование функциональных стилей на современном этапе развития языка.
Понятие речевой системности функционального стиля вскрывает качественно иное явление. Оно позволяет показать единство взаимосвязей языковых единиц разных уровней в определенной речевой сфере и объяснить эти связи, определить их обусловленность, принцип их образования.
- О языковых навыках и типах речевой культуры.
Вопрос о языковых навыках (навыках владения языком) говорящих. Язык как закодированная в сознании система единиц и принципов их употребления мб представлен, во-первых, в обобщенном виде как потенциальная, готовая к употреблению система; во-вторых, как язык в процессе речевой деятельности.
Мельничук: «Наиболее непосредственно языковые навыки проявляются именно в процессах речевой деятельности».
Язык в целом — это, с одной стороны, абстрактная система (он воплощен лишь в сознании носителей данного языка и в текстах). Язык отдельного индивида (и отдельного текста) не совпадает с языком не только по полноте состава, но и по тем индивидуальным вариациям, от которых «отвлекается» языковая система в целом.
Мельничук: «...абстрактная система, оформленная в виде школьного курса языка в учебниках лучше усваивается носителями языка, накладывается на приобретенные в детстве языковые навыки и начинает контролировать и направлять их дальнейшее развитие».
Есть 2 степени овладения языком носителями языка (2 ступ язык навыков).
1 ступень: овладение строем языка, т.е. инвентарем языковых единиц, грамматических категорий и элементарными правилами их сочетания, иначе парадигматикой и синтагматикой языка (эти навыки шлифуются школой). Это ступень нормативного употребления языка.
Подобным оказывается обычно и овладение иностранным языком. Синтагматика (Соссюр) - стандартизир словосочетания, фразеология, предложения и типизированные высказывания, относя в целом свободные реальные высказывания.
2 ступень: творч владение языком, искусством слова. Действительное знание языка и свободное владение его богатствами, àвыразительность и коммуникативная эффективность речи. Это ступень функц-стилистическая.
Скворцов вводит понятие «культуры языка (речи)» и говорит о «двух ступенях освоения литер языка и двух способах владения им». 1 ступень - правильность речи. Изучение фонетики, лексики и грамматики. 2 ступень связана с оценкой вариантов: «лучше — хуже, точнее — уместнее». Развитие речи, творческое мышление, практическое усвоение стилистики.
Автоматизм первой ступени является лишь условием для овладения второй. Овладение функц-стилистическими богатствами и законами употребления языка не всем дается с одинаковой легкостью. Одни обладают «чутьем языка», другие — нет. Не случайно существуют выражения «муки слова», «дар речи». Если нормами владеют все грамотные люди, то не все из них оказываются хорошими ораторами, рассказчиками, не все владеют навыками общения в различных сферах устной и письменной речи (т.е. нормами различных функциональных стилей). Напр., трудности при составлении делового документа.
Владению нормами различных функциональных стилей нужно специально обучать даже филологов. Наименьшие трудности вызывает овладение разговорно-бытовой речью. Она не ограничивается строгостью правил, отличается узостью ситуаций и содержания речи, понимается с полуслова, но и потому, что разговорная речь обладает специф функц-стилист особенностями: непосредственность выражения эмоц мира в интонациях, эллиптической структуре фраз, фонде эмоц-экспрес лексики.
Наибольшие трудности овладения речью обнаруживаются на синтаксическом и особенно на текстовом уровне. Овладение связной речью (не только в письменной форме, но и в устной; ср. выступления на собраниях, по радио и т.д.) требует действительно больших усилий от говорящего (пишущего).
Для образования текста вовсе не достаточно знания комплекса языковых единиц и правил их сочетания. Для овладения техникой текстообразования требуется чтение (и анализ) литературы в соответствующей области. Закономерности построения текстов изучает функциональная стилистика; Анализ различных видов текстов, знание их специфики, законов построения, закономерностей функционирования языка будет способствовать осознанию второго уровня культуры речи и поможет практическому овладению им. Этим определяется значимость стилистики и анализа текста.
У большинства носителей языка - первая ступень язык навыков. Средняя школа ограничивается в основном преподаванием языка на уровне этой первой ступени.
Следует учесть, что владение тем или иным функциональным стилем речи в полной степени происходит в процессе самой практической деятельности в соответствующей сфере. Это подчеркивает социальность языка и связь его с человеческой деятельностью. Знание своеобразия функц стилей и элементарные навыки владения ими необходимы каждому культурному человеку, напр., умение написать тот или иной текст в соответствующем стиле (заметку в газету, научно-популярную лекцию или статью, протокол, акт и т.д.).