Космогенез Человека 4 страница

Версия вторая: у астрального субъекта никаких снов быть не могло, так как не было и явной яви (явной реальности). Если сон в фигуральном смысле и был, то всего-навсего в качестве инобытия яви, реальности, которая ему во сне не столько являлась, сколько воплощалась, реализовывалась в его протоментальных структурах. Если явь и была, то лишь как обратная проекция сна. Отсюда и понятие нирваны как чего-то среднего между явью и сном. Более того, видимо, своим интенсивным трансцендированием в этом пограничном состоянии протосубъект наиболее эффективно воспроизводил космические сущностные силы. Если сон разума рождает чудовищ, то трансцендентный сон порождает Гармонию из Хаоса. Трансцендентный сон был средством позитивного вытеснения сакрального и астрального в протоментальную пустоту, а следовательно, средством перманентного возвращения к Абсолюту. Ввергая себя в нирвану, человек таким образом оказывался в объятиях вечного покоя, в котором находил отдохновение от реалий собственного именитства.

Е.П. Блаватская считает, что Абсолют, Бог и есть Бессознательное. Если принять эту версию, то тогда напрашивается вывод о том, что астральный субъект не обладал явно выраженной формой сознания, его ментальность была в основном бессознательной. Если эту версию смягчить, то можно говорить о некоем первичном синкретизме сознания и бессознательного в ментальности Протосубъекта. Протосубъект не "осознавал" Онтологии, в которой был укоренен, потому что этой онтологией был его собственный Дух. Здесь можно говорить не о сознании, а о самосознании Духа, об абсолютной непостижимости непостижимостью, ведь его ментальным содержанием выступала Пустота, или Ничто.

В отличие от всех иных форм сознания, которые всегда суть некий синтез истинного и ложного в менталитете, абсолютное символическое сознание является только истинным. Это единственная форма сознания, которая релевантна единственно истинной реальности — онтологии Духа. «По мере нашего продвижения в развитии, — писала Е.П. Блаватская, — мы постигаем, что в стадиях, через которые мы прошли, мы приняли тени за реальности и что восходящий процесс Эго состоит из целого ряда прогрессивных пробуждений и каждое продвижение приносит с собой убеждение, что наконец теперь мы достигли "реальности". Но только когда мы достигнем абсолютного Сознания и сольем с ним наше сознание, только тогда мы будем освобождены от заблуждений, порожденных Майей»38.

Видимо, первичное самораспаковывание ментального вакуума до первопроявленной именной формы осуществлялось под воздействием мощных "тектонических подвижек" в сфере Абсолютного Духа, в сфере внутрисубъектных отношений в связи с их инверсией в субъектно-субъектные. На космических подмостках разыгрывалась вселенская драма, противоборствующие силы в которой вытесняли в пределы Хаоса первичные переживания Протосубъекта, постепенно обретавшие форму транс-трансцендентных интенций, содержавших в себе эманационное начало. Шел процесс интенсивного вытеснения истинно сакрального из протореальности, феноменальная история Человека приходила на смену его космической предыстории.

Вся последующая история человечества — это многоактная психоаналитическая драма, в которой из сознания главного действующего лица — Человека в сферу коллективного бессознательного от акта к акту вытеснялось все самое ценное и универсальное, пока он не оказался наедине со своим телесным Я в ожидании полного физического распада. Однако весь его ценный жизненный опыт, вытесненный историей в бессознательное, навсегда остался достоянием Абсолютного Духа. Человек умирает в Теле, чтобы воскресать в Духе. Таков трансцендентный круговорот в сакрально Сущем.

2.4. ТИПОЛОГИЯ АСТРАЛЬНОГО СУБЪЕКТА

Человеческое я может быть расширено только внутреннею, сердечною взаимностью с тем, что больше его, а не формальным только ему подчинением, которое, в сущности, ведь ничего не изменяет.

В. С. Соловьев. Нравственный смысл

жизни в его предварительном понятии

Под астральным субъектом мы будем понимать человека, в структуре ментальности которого в явной форме содержится символическое ядро, ментальная пустотность, трансцендентное Я. Пустотный Субъект, превращаясь в процессе своего перманентного самопроявления, самораспаковывания в полнотного, завершенного, консолидированного, не утрачивает своего высшего онтологического статуса, а последовательно присовокупляет к нему родовой, социальный и телесный бытийственные статусы. В процессе исторического самопроявления над космическим статусом Человека надстраивается целая иерархия онтологических статусов менее универсальных, выступающих по отношению к нему в качестве вложенных.

На протяжении всей истории Человека его предыстория, ментализированная в космологическом блоке субъективности, остается самотождественной и неизменной основой его самоизменяющейся экзистенции, так как совокупность исторических инноваций — не что иное, как проявленности его первозданной онтолого-семантико-ментальной пустотности. И так как астральная составляющая человеческого менталитета присутствует не только в пустотном субъекте, но и в его проявленных исторических формах, можно говорить об определенной типологии астрального субъекта. Основанием для типологизации астрального субъекта выступает степень проявленности, распакованности ментального вакуума. Если обратиться к схеме 5, то к этой типологической группе относятся 1, 2, 4, 8-й типы ментальности. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Возможное сочетание компонентов менталитета Индекс степени распакованности менталитета Субъект (онтологическая форма ментальной целостности)
A B C D
+ – – – + + – – + – + – + + + – + – – + + + – + + – + + + + + +   Астральный Астрально-антропный Астрально-социальный Астрально-антропно-социальный Астрально-телесный Астрально-антропно-телесный Астрально-социально-телесный Астрально-антропно-социально-телесный

Схема 5. Онтологическая типология астрального субъекта.

Астральный субъект (+А; -В; -С; -D). Это не только универсальный и целостный ментальный тип, но и тип идеальный. Однако, эта его идеальность не релятивная, как наблюдается у всех последующих субъектов данного ментального ряда, а абсолютная. Астральный субъект — универсальный, целостный и абсолютно идеальный протоментальный человеческий тип, центрирующий собой не отдельный универсум, а всю иерархию Бытия.

"Структура" ментальности астрального субъекта состоит из непроявленного ментального вакуума, или символической формы сознания, и предкосмического (предсимволического) бессознательного. Астральный субъект осознает целостность мироздания посредством Логоса, Слова, Символа. Реальность, которая и вытесняет и вытесняется, есть символическая реальность, онтология Слова. Видимо, между Макрокосмом и Микрокосмом периодически возникали какие-то катаклизмы, вытеснявшие в некое протобессознательное некий символический опыт, который приходил в несоответствие с медленно самораспаковывающейся протореальностью. Процесс постепенного обретения Человеком своей именной формы существования и являлся "фактором" символического самовытеснения Человека как Ноумена.

Космическое сознание — это такая форма осознания символической реальности, которая удерживает в себе идею целостности Мироздания. Что же собой представляло "в ту пору" бессознательное? Можно предположить, что функцию бессознательного астрального субъекта выполнял первозданный неструктурированный Хаос. Первичный символический опыт вытеснялся в предонтологию Абсолюта, в Хаос, который был по своей онтологической сути предкосмическим, предсимволическим бессознательным. Может быть Проточеловек вечно находился в полудреме, нирване, как Будда, и когда "спал", то осуществлял трансцендирование, перманентное "выхождение" в Хаос, в свою Предонтологию и заново порождал Себя в качестве Микрокосма. Вытеснялось бессодержательное в сферу предбессодержательного. Абсолют самовытеснением в Предонтологию закреплял в структурах Хаоса алгоритм перманентного самопорождения в качестве пустотной первоосновы Мироздания.

Астральный субъект обладает сознанием, релевантным онтологической непроявленности Космоса. В связи с пустотностью астрального субъекта его сознание гомогенно. Эту форму субъективности лишь условно можно обозначить термином "сознание", так как она выступает идеализированным объектом предельно абстрактного теоретизирования. В качестве ментальной пустотности астральный субъект — всего лишь один из трех пустотных модусов Ничто. Ментальный модус Великой Пустоты виртуально содержит в себе весь целостный континуум еще не проявленных субъективных форм, личностных Я.

Основной экзистенциальной функцией самотрансцендирующего субъекта выступают перманентное расширенное воспроизведение космического универсума и символическое означивание его абсолютной целостности. Интенции ментальной пустоты придают онтологическому вакууму Протосубъекта форму Абсолюта. Астральный субъект в качестве ментальной пустоты может рассматриваться как некая протоинтериоризация онтологической и семантической пустот Единого, так же как и эти пустотные модальности Абсолюта вполне могут быть представлены протоэкстериоризацией ментализирующего Субъекта.

Вряд ли среди конкретных людей, существующих в наше время или существовавших когда-либо ранее, можно отыскать живой реальный прототип астрального субъекта. И все же на наш взгляд, под этот ментальный тип условно можно подвести тех протоисторических субъектов, которых сциентистское сознание уничижительно определяет такими понятиями, как "первобытный человек", "архаичный человек", "доисторический человек". Носителями реликтовых форм ментальности являются представители малочисленных народов Крайнего Приполярья, племена, живущие в дебрях Амазонки и проч. В Агни Йога говорится: "Нужно изучать движения первобытных народов, среди них найдем не только выражения ритма космического, но и явления, связанные с пониманием первых центров — человек в сущности своей знает многое, что ушло из первого слоя памяти"39.

В структуре менталитета астрального субъекта отсутствует актуальное бессознательное, его функцию выполняет онтология Макрохаоса. Доминантой внутренней активности субъекта выступает креативная символическая интенциональность. Символически означивая внутрисубъектные отношения Единого, отношения между Микро- и Макрокосмом, астральный субъект тем самым ментализирует онтологию Макрокосма и онтологизирует ментальность Микрокосма. Внутрисубъектные отношения, как мы ранее условились, суть не что иное, как протоинверсия внутриобъектных отношений Хаоса. Астральный субъект — это инверсирующий субъект, перманентно преобразовывающий внутриобъектные отношения Хаоса во внутрисубъектные отношения Абсолюта. Таким образом, он является не только инверсирующим, но и эманирующим субъектом, перманентно порождающим Космос как Целое.

Хотя в ментальной структуре астрального субъекта и отсутствует в явном виде актуальное бессознательное, зато неявно содержится потенциальное бессознательное в трех его основных непроявленных формах: антропной, социальной и телесной (три минуса, следующие за плюсом). Потенциальное бессознательное астрального субъекта — резервуар целостного континуума непроявленных форм сознания, ментальных форм, проявлять которые призван так называемый исторический процесс. В ходе естественного самораспаковывания ментальной пустоты астральный субъект превращается в ядро ментальной полноты, перманентно обрастающее, по мере самопроявления, антропной, социальной и телесной личностными инфраструктурами.

Астральный субъект обладает абсолютным онтологическим статусом, или статусом Абсолюта в его именной форме. В связи с тем, что он репрезентирует своей субъективностью абсолютную целостность Бытия, астральный субъект является не присваивающим, а продуцирующим свои сущностные силы, одновременно воздействующим на состояние и "внутреннего", и "внешнего" Космосов. В плане абсолютной онтологии соотношение Макрокосма и Микрокосма — не что иное, как трансцендентная самотождественность астрального субъекта, а потому совершеннейшей бессмыслицей оказывается теологическая проблема выяснения местонахождения "обители Бога". Бог в качестве Великой Пустоты есть все во всем, а следовательно, он обитает и в ментальном вакууме астрального субъекта. Внутренний Бог, или Микротеос, одновременно является и Внешним Богом, или Макротеосом, а потому не только Вселенная воздействует на онтологический статус астрального субъекта, но и он сам своими трансцендентными интенциями изменяет онтологический статус Вселенной, активно участвуя в космогенезе, созидая своей духовной экзистенцией Ноосферу.

Когда мы говорим об астральном субъекте, то прежде всего имеем в виду его сакральную свободу от сил неорганизованного Хаоса. Космос — это организованный Хаос. Придавая Хаосу порядок Свободы, астральный субъект тем самым освобождается от деструктивных воздействий порядка Необходимости, которым подчиняется неорганизованный, неструктурированный Хаос. Таким образом его онтологии органически присуща и свобода для превращения неорганизованного хаоса в космическую гармонию. Лишь в качестве абсолютно свободного существа он в состоянии экзистировать в Космосе, как в своем собственном доме, ойкосе. За порогом своего космического ойкоса Человек свободен не абсолютно, а относительно.

Свободным существом Человек выступает за пределами каких-либо онтологических определений, определенностей лишь постольку, поскольку он трансцендентно самоопределен (высшая форма семантической неопределенности), т.е. отделен от Хаоса не внешним Рацио, а внутренним Логосом. Абсолютно свободным Человек является только в своем внутреннем космосе, микрокосме, самоорганизованном на принципе предельной онтологической неопределенности. Свою онтологическую неопределенность он расширенно воспроизводит самокреацией, самосимволизацией. Астральный субъект есть тождество Микрокосма и Макрокосма. Макрокосм ему не дан как нечто внешнее, а сотворен им самим, в нем нет ничего такого, что изначально в непроявленном виде уже не содержалось бы в Микрокосме. Космос есть самотождественность человеческого в Абсолюте и абсолютного в Человеке, но лишь в онтологической ситуации, когда Человеку никто не противостоит в акте самокреации = креации мира.

Итак, еще раз задержимся на признаках астральности в Субъекте. Астральный субъект, во-первых, — это самотрансцендирующее и трансцендирующее мир существо. Он осуществляет символическое означивание мира ноуменов, а потому выполняет функцию интеллигенции в ее изначально сакральном значении.

Во-вторых, это субъект, выступающий демиургом Космоса, как внутреннего, так и внешнего. Любой субъект, каким бы проявленным и распакованным он ни был, если в структуре его ментальности сохраняются хоть какие-нибудь следы астральной неопределенности, не может не обладать креативными, творческими потенциями и способностями.

В-третьих, астральный субъект является самообладающим субъектом, свободным от каких либо внешних форм обладания.

В-четвертых, это субъект, наделенный предельно широким космическим онтологическим статусом, позволяющим ему эффективно воздействовать на состояние онтологического статуса Вселенной. Он ответствен не только за свою космическую судьбу, но и за человеческую судьбу Космоса. Если понятие "космоцид" и обладает смысловым содержанием, то его "виновником" может быть только саморепрессирующий человек, человек не столько поверяющий, сколько искажающий алгеброй гармонию.

Рассмотрим смешанные ментальные типы, в которых в явном виде присутствует астральное ядро, трансцендентное Я, символическое сознание.

Астрально-антропный субъект (+А; +В; -С; -D). Это астральный субъект, у которого ментальность проявлена, распакована до антропной формы субъективности. Это уже не унитарная протосубъективность, а субъективность, обладающая иерархией ментальных структур. Она состоит из ментальной пустоты и ее вложенной системы, которой является " антропное Я ", ценностное сознание. В целом в структуре менталитета две формы сознания: астральное (символическое) и антропное (ценностное) и две формы потенциально бессознательного: социальное (нормативное) и телесное (рациональное).

Астральное ядро ментальности позволяет субъекту продолжать оставаться микрокосмом, тождественным макрокосму, и в ситуации, когда его онтология оказалась проявленной до собственно человеческого универсума, до онтологии субъектно-субъектных отношений. Но трансцендентное Я уже "обволакивается" не бесструктурным Хаосом, а ментальной инфраструктурой из ценностных субъективаций, интегрируемых антропным Я, помогающим субъекту перманентно реинтегрироваться в человеческий универсум, в человечество, не разукореняя его в космосе, а напротив, являясь для сакрального укоренения проявленной опорой, имя которой — Культура. Истинная антропная полнота субъекта основывается на иерархической соподчиненности в нем человеческого сакральному, на гармонии в отношениях между Человеком как Ноуменом и как Феноменом, ведь это один и тот же Человек, но обладающий более расширившейся вселенной Духа. "Всякие ценности, какие существуют в мире, — писал Л. Шестов, — лишь постольку являются истинными ценностями, поскольку они находят себе место в категориях, объективно установленных не произволом и капризом человека, а высшими законами, стоящими вне и над всеми произволами и капризами"40.

Астрально-антропный человек одновременно является и трансцендирующим и актуализирующим субъектом, причем его актуализирующие интенции, направленные на воспроизводство его родовых сущностных сил, иерархизированы и субординированы с интенциями, связанными с воспроизводством онтологии абсолютного Существования, существования в Абсолюте. В пределах такой формы субъективности "ментальная плазма" Духа находит себе опору в пространстве межчеловеческих отношений. В качестве астрального существа Человек экзистирует при своем бессмертии и при этом ощущает еще и всю полноту существования в "родовом имении", каковым для него выступает человеческий род.

Существование в человечестве, в родовой онтологии для него остается чем-то вторичным и производным по сравнению с присутствием в качестве Микрокосма при астральной Вечности и Бессмертии. Более того, само Имение, созидаемое из пространства самопроявляющихся человеческих душ, — всего лишь "обитель Бога", пытающегося эмпирически ощутить свою антропную инаковость. Обретая облик Человека и формируя "твердь" — именитствующую онтологию, Бог тем самым находит опору для своей трансцендентной пустотности. Обмирвщляясь антропной самопроявленностью, экзистируя в родовом именитстве, ценностно фиксируясь в человеческих душах, Бог тем самым передвигает границы Вселенной в онтологические глубины Хаоса, расширяет пределы Свободы. Астрально-антропная форма субъективности — это органический симбиоз сакрального и человеческого, в котором человеческое, выступая проявленностью сакрального, не оказывается "слишком человеческим", не противостоит целостности Мироздания, а органически реинтегрируется в него своими родовыми сущностными силами. "Тот, кому удается составлять одно целое с самим собой, не раздваиваясь, — учил Плотин, — одновременно соединяется с Богом, которого обретает в молчании"41. В астрально-антропном типе ментальности ценностное и добродетельное подчинено символическому и свободному в человеческой экзистенции. Ценности культуры здесь не только не обосабливаются от символов культа, но и продолжают оставаться их трансцендентной проекцией на онтологические пределы человеческого именитства. Они лишь меняют свою форму с неявной астральной (трансцендентные ценности) на явную антропную (ценности как эвалюативные значения), систематически подпитывающуюся неисчерпаемой, смысловой энергетикой символов. Н.А. Бердяев подчеркивал, что у "субъекта, живущего в недрах самого бытия, может быть лишь желание активно творить ценности в самом бытии, развивать бытие к совершенству....С самим бытием, с самой реальной действительностью происходит нечто такое, в силу чего бытие творчески совершенствуется, развивается, осуществляет ценность"42.

Ценности лишь тогда являются подлинно человеческими, когда не только не противополагаются породившим их своей семантической эманацией символам, но и служат им опорой, способствуя укоренению абсолютно-астрального в антропно-релятивном и перманентной реинтеграции второго в целостность первого. Всемерно гармонизируя связи и отношения между людьми, ценности подлинной культуры тем самым способствуют их совместному, соборному трансцендированию в Абсолют, в Богочеловечество.

Онтологическую основу Богочеловечества составляет органический синтез ноуменальных, внутрисубъектных, и феноменальных, субъектно-субъектных, отношений, в котором первые являются ведущими и определяющими во взаимоотношениях между людьми. "Отношение между я и ты — ноуменальное, — пишет Я.С. Друскин, если между ними Бог; если один из членов отношения я и ты увидел между собою и ближним Бога, то и другой увидит, потому что сознание по природе соборно, в грехе человек ограничился, в вере он восстанавливает незамкнутость сознания"43.

Добродеяние, лежащее в основе межсубъектных отношений, также выступает некоей актуализированной формой трансцендентной Свободы. В пределах данной формы субъективности Свобода укоренена, с одной стороны, в Ничто Духа, что делает ее абсолютной и сакральной, а с другой стороны, в Нечто, содержащееся в Душе, — в органический процесс добродеяния самоактуализирующегося антропного субъекта, позволяющего Свободе обретать опору в человеческой феноменальности. Если свобода Духа конституируется трансцендирующим Абсолютом, то душевная свобода обретается самоактуализирующимся Человеком в добре ради свободы. На этом ментальном континууме Свобода систематически меняет свою форму с сакральной на антропную и наоборот, тем самым онтологически поддерживая органический и перманентный синтез Микрокосма и Родового Субъекта, Ноумена и Феномена в единую астрально-антропную ментальность.

Итак, астрально-антропный субъект — это некий трансцендентный синтез сакрального и человеческого под приоритеты существования Человека в расширяющейся вселенной Духа. Синтез символического и ценностного образует такую форму ментальности, в которой проявленные антропные структуры субъективности гармонизированы по отношению к ментальному вакууму Абсолюта. "Пред лицом Абсолютного, пред бесконечной полнотой всех возможностей и своеобразий, — писал П.И. Новгородцев, — личность освящается в своем индивидуальном призвании и вместе с тем вводится в связь с другими лицами потребностью высшего синтеза"44.

У астрально-антропного субъекта бессознательное представлено двумя основными формами: социальным и телесным потенциальным бессознательным. Неявными семантическими коррелятами социального потенциального бессознательного выступают трансцендентные и эвалюативные нормы, имплицитно содержащиеся в символах культа и ценностях культуры. Протосоциум, постепенно формирующийся в рамках астрально-антропного сообщества, вполне поддается регуляции средствами неявных нормативов. Социальное потенциальное бессознательное есть не что иное, как припоминание нормативов, выступавших явными регуляторами социального долженствования в предшествовавших полных циклах не только автоэволюционирующего, но и автоинволюционирующего Абсолюта. Их своеобразным ментальным резервуаром и является социальное потенциальное бессознательное, хранящее до времени, до социального времени, регуляторы совокупной человеческой деятельности в форме протонормативов трансдолженствования.

Поскольку телесная определенность этой формой субъективности еще не гипостазируется в качестве самодостаточной витальности, постольку и все физиологические процессы вполне рационализируются неявными знаниями (трансцендентные знания, эвалюативные знания), неявно присутствующими в символическом и ценностном сознании. Именно эти формы неявного знания выступают семантическими коррелятами рационального потенциального бессознательного.

Астрально-антропный субъект, в ментальности которого четко иерархизированы сакральное и человеческое под приоритеты сакрального, в качестве идеального типа личности представлен в раннехристианской доктрине. Христианский гуманизм был подчинен абсолютному в Человеке. Обращая взоры к Небу, первые христиане были крайне индифферентными ко всему социальному и телесному в Сущем. «Мир христианина составляет только Бог и человек — лицом к лицу, — писал Ортега-и-Гассет. — Они связаны между собой специфическим отношением, которое можно определить как чисто моральное, а еще лучше — как сверхморальное....человек осознает свою абсолютную зависимость от Другого — Верховного Сущего или, что то же, рассматривает себя исключительно как творение. Для того, кто живет как творение, жить — должно означать невозможность существовать независимым образом, исходя из себя, на свой страх и риск — но в страхе Божием и в постоянном отношении с Ним. Поэтому для истинного христианина и мирское, и природа не представляют особого интереса. Отсюда пренебрежение ко всем мирским делам — к политике, экономике и к наукам, свойственное первым векам христианства. Единственная подлинная реальность — это душа и Бог. "Душа" — традиционное понятие, обозначающее "Я". Св. Августин, прототип сложившегося христианства, обращенного, скажет: "Бог и душа влекутся друг к другу. — И нет ничего кроме этого? — Ровно ничего"»45.

Астрально-антропный субъект одновременно обладает и космическим, и родовым статусом. В качестве самотрансцендирующего существа он оказывает свое воздействие на онтологический статус Вселенной, достраивая ее до Ноосферы, а в качестве самоактуализирующегося родового субъекта расширенно воспроизводит свои родовые сущностные силы и этим перманентно реинтегрирует Человечество в Космос.

Продолжая распаковываться естественным образом, эта форма субъективности порождает еще одну вложенную ментальную систему, проявляясь до социальной полноты.

Астрально-антропно-социальный субъект (+А; +В; +С; -D). Этот ментальный тип также является астральным, но проявленным уже до социальной формы субъективности. Структурно ментальность состоит из иерархически соподчиненных трех форм сознания: астрального, антропного и социального — и одной формы бессознательного — телесного потенциального бессознательного.

Это такой субъект, чья ментальность проявлена естественным образом до социальной полноты. Ядро ментальности остается прежним — трансцендентное Я. Прежним остается и его антропная инфраструктура (человеческое Я), но над ней надстраивается социальная инфраструктура, инфраструктура инфраструктуры — социальное Я. Человек, чью ментальность можно идентифицировать с этим типом субъективности, одновременно существует в трех иерархически взаимосвязанных мирах: астральном, антропном и социальном. При благоприятных условиях он может в своем дальнейшем самопроявлении обрести абсолютную ментальную полноту, породив и развив еще одну вложенную ментальную подсистему — рациональное Я.

Социальное Я в этом ментальном симбиозе есть всего лишь вложенная система антропного Я, которое, в свою очередь, выступает вложенной системой космического Я. Социальная ментальность — это вторая производная, или удвоенная вложенность ментального вакуума Абсолютного Субъекта. Социальное Я в пределах такого ментального симбиоза есть совокупность не отчуждаемых от субъекта общественных связей и отношений, деятельностных актов и представляет собой не столько интроецированный внешний социум, сколько его персонализированный инвариант.

В этой ментальной ситуации не человек выступает слепком с безличных общественных отношений, а сами общественные отношения суть проявленности социальных интенций целостной и многомерной ментальности. Социальный статус здесь принадлежит не внешнему социуму как псевдосубъекту, а является "одним из" в иерархии онтологических статусов Человека, одновременно экзистирующего и в Космосе, и в Роде, и в Социуме. Это не столько интериоризирующий (усваивающий), сколько экстериоризирующий (воспроизводящий) социальный субъект, и необходимые и достаточные социальные качества в нем не столько привносятся внешним долженствованием, сколько самопорождаются эманированием ценностного сознания, внутренней его культурой. Этот человеческий тип — не столько социализирующийся под воздействием диктата внешней действительности субъект, выступающий объектом нормативного долженствования, сколько самосоциализирующийся субъект, своим нормотворчеством перманентно и расширенно воспроизводящий социальное не -Я, инвариантное своему имманентному социальному Я. В пределах социального универсума, в рамках общественного разделения совокупной человеческой деятельности, астрально-антропно-социальный субъект — не только исполнитель, но и создатель социально-ролевого репертуара. В многомерном онтологическом пространстве астрально-антропно-социального субъекта постоянно совершается перенос социального статуса во-вне, и потому внешний социум (макросоциум) всегда оказывается релевантным и гомоморфным внутреннему социуму (микросоциуму).

Этот сложный человеческий тип, выступая экзистенциальным синтезом трех иерархически сопряженных онтологии, одновременно оказывается релевантным Макрокосму, Макрочеловеку (человеческому роду) и Макросоциуму. Справедливо и обратное: в идеальной онтологической ситуации самораспаковывания ментальной пустоты до социальной полноты космический, человеческий и социальный универсумы оказываются иерархически релевантными символическому, ценностному и нормативному Я Человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: