Память как система, обладающая механизмами запечатления, сохранения и актуализации информации. Психологическая структура мнестической деятельности. Виды нарушения памяти. Непроизвольная и произвольная память. Произвольное запоминание как мнестическая деятельность. Модально-специфическая и модально-неспецифическая память. Нарушения памяти: амнезии, гипермнезии, гипомнезии, парамнезии. Теории забывания. Ретроактивное и проактивное торможение. Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром. Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Нарушения памяти как мнестической деятельности (активного запоминания и воспроизведения) при поражении лобных долей мозга. Нарушения семантической памяти. Методы исследования памяти (узнавания, гетеро- и гомогенной интерференции и др.).
|
|
Целевая установка:
Студент должен знать функциональные механизмы памяти, виды и классификацию нарушений памяти.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие процессы обеспечивают работу памяти?
2. Как классифицируются виды памяти?
3. Что такое энграмма?
4. Перечислите варианты нарушений памяти.
5. Поражение каких уровней мозга может приводить к патологии неспецифической памяти?
6. Какая локализация очага поражения может сопровождаться корсаковс-ким синдромом?
7. Как в структуре патологии неспецифической памяти меняется ее произвольный и непроизвольный компоненты при смещении очага поражения с нижележащих мозговых структур к вышележащим?
8. Чем отличаются модально-специфические нарушения памяти от неспецифических?
9. В чем заключаются различия в работе памяти правого и левого полушария головного мозга?
Рекомендуемая литература (2, 11, 21, 20, 24).