Психологическая структура речи. Лингвистическая единица речи. Виды речевой деятельности: экспрессивная (как процесс высказывания) и импрессивная (как процесс понимания) речь. Речевые функции. Периферические и центральные механизмы речи. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы. Афазия, определение. Неафазические нарушения речи (дизартрии, алалии, логоневрозы, псевдоафазии и др.). Классификация афазий по А.Р. Лурия (сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, семантическая, афферентная моторная или кинестетическая, эфферентная моторная иди кинетическая, динамическая афазии). Парадигматические и синтагматические нарушения речи. Роль правого полушария в организации речевой деятельности. Методы исследования нарушений речевых функций.
Целевая установка:
Студент должен знать психологическую структуру речи, виды речевой деятельности, основные речевые функции, периферические и центральные механизмы речи, классификацию нарушений речи.
Вопросы для самоконтроля:
|
|
1. Дайте нейропсихологическое определение речи.
2. Что является основой смыслоразличения речи в звуковом составе языка?
3. Как называются основные виды речи?
4. Кем впервые была показана структурная дифференцированность нарушений речи?
5. Какие зоны мозга и корковые поля относятся к числу речевых?
6. Как функционально организована последовательность исполнения речевой деятельности?
7. Что такое афазии и от каких форм патологии их необходимо отличать?
8. В чем первичная симптоматика сенсорной афазии?
9. Какая афазия возникает при поражении зоны Брока?
10. Какие варианты расстройств лежат в основе разных форм амнестичес-ких дефектов речи?
11. Поражение каких отделов коры мозга связано с возникновением афферентной моторной афазии?
12. Какой признак речевых нарушений является ключевым при семантической афазии?
13. Почему семантическая афазия часто сопровождается акалькулией?
14. Опишите симптомы динамической афазии и возможную локализацию очага поражения при ней.
15. Каков наиболее вероятный механизм возникновения симптомов проводниковой афазии?
16. Поражение каких участков мозга может обусловливать диагноз псевдоафазий?
17. Что такое дисфазии и псевдоафазии?
18. В чем специфика расстройств речи в детском возрасте?
19. Какой компонент речи преимущественно страдает при правополушар-ных поражениях?
20. В чем проблема диагностики локализации очага поражения мозга при возникновении афазии у левшей?
Рекомендуемая литература (2, 11, 13-20).