Иеромонах Иларион (Соколовский)

1. «Не все мне бывает полезно…». Так пытается достучаться до ума и сердец язычников Коринфа любвеобильный Апостол Павел. Аргумент о пользе всегда впечатляет, поскольку он всегда касается твоей пользы и значит, выгоды. Например, человека, злоупотребляющего спиртным, можно вразумить тем, что указывать, насколько это ему неполезно: смотри, вот ты расшатываешь свое здоровье, в негодность приходят твои внутренние и внешние силы, ты имеешь плохой вид, кучу неприятностей: теряешь уважение людей, плачут домашние и т. п.

И поскольку предмет этой статьи — явление современной астрологии, то можно было бы и здесь указывать на болезненность тех явлений, которыми сопровождается соприкосновение с этой «красивой» и модной эпидемией. Что ж, отдавая дань нашей «американской» эпохе, мы скажем и об этом, укажем на невыгодность вовлеченности в «астрологический бум».

Но все же эта небольшая заметка обращена к людям русским — в надежде, что не до конца еще утерян тысячелетний Православный иммунитет, накопленный в народе. Есть свидетельства о том, что когда в 20-е годы люди бежали из России за границу от красных, то, оказываясь за рубежом, они образовывали там очаги Православия совершенно бессознательно — просто на чуждом фоне неожиданно для них самих раскрывалось то, что они имели в глубине своей души только благодаря укладу и атмосфере, в которой росли.

Поэтому заметка и взывает к благочестию народа религиозного, а не говорит так, как об этом можно было бы говорить лишь с язычниками…

2. Астрология, как и всякое гадание, есть дело нечестивое — оно раздражает и гневит Бога. Об этом знал еще в древности Израиль, об этом же определенно говорит и христианское учение: Чадо мое! Бегай (избегай) всякого зла и всего, подобного ему… Не будь ни птицегадателем, поелику оно ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай и смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение (Учение двенадцати Апостолов).

По сути этим все сказано.

Кто же толкает нас сейчас к беззакониям и охмурению? Мощная темная волна «духовности новой эры». В ее арсенал, помимо астрологии входит вовлечение людей в псевдовосточную мистику, агрессия лжеучений (антропософии, теософии, нового гностицизма), хитроумная стимуляция поиска «синтеза» христианства с заведомо чуждыми ему элементами (как будто кому-то срочно нужен такой «синтез»). На эту волну работают крупные невидимые «рогатые корпорации».

Метод работы «духовности новой эры» состоит в особом льстивом, виртуозно-чарующем воздействии на сердце и сознание человека посредством создания видимости некоторого правдоподобия и осмысленности там, где ее нет. При этом используется постматериалистическое влечение масс ко всему иррациональному, подспудный укор в «неверии» и «кондовости» (с целью «расколоть»), а также интенсивность самого воздействия. При отсутствии церковного питания, на фоне хронического духовного голодания — чего не съешь? Тогда побеждает «логика»: раз сильно действует, значит, правда.

Цель всего этого наступления — пополнение человеческих ресурсов преисподней, а метод — смешение понятий в умах, незаметное размывание нравственных позиций приторно-ядовитым излучением, внутренний хаос и разврат, деградация личности.

В том-то и дело, что грамотный современный астролог непременно станет отрицать факт своего идолослужения. Он скажет: «Ну что вы! Это раньше поклонялись звездам, думали, что они целиком определяют судьбу человека и многое ведают… Теперь же — век науки. Теперь астрология открылась нам как замечательное символическое целостное знание о всеобщих мировых процессах, о циклических явлениях в макрокосме и микрокосме, об удивительной синхронности этих миров, свидетельствующей о мудрости творца. И ведь сам же человек есть организм, и судьба его тоже исполнена больших и малых периодов, и весь наш земной шар есть единый целостный организм. И звездное небо, само будучи астрономическим организмом, — не способно ли отразить на себе все эти большие и малые циклы?! Надо только научиться читать, соотносить и применять эту музыку сфер. Притом, это ведь только знаки судеб, людей, городов, стран и их характеров. Такое познание способствует проявлению терпимости среди людей, а это непременно ведет к любви. Мы не говорим, что все это «жестко детерминировано», — нет, звезды только указывают…» и т. п. И тут уже требуется некоторый опыт различения духов, чтобы за всей этой «красотой» увидеть волчий хвост.

3. «Ничто не должно обладать мною…». Вера в приметы, в гадания, в гороскопы — разве она не связывают свободу человека, насильно овладевая его религиозным сознанием? Православная Церковь не случайно называет ее мракобесием и использование ее расценивает как грех.

Суеверие насквозь пронизывает собой языческое мироощущение. Христос дал своим ученикам свободу от всякой «космической» власти. А потому ориентация на звездную информацию есть попрание дарованной нам во Христе свободы, погружение в рабство, недостойное христианина. Да, наша природа действительно вплетена в общие космические циклы, но — отнюдь не наша личность с ее свободной волей. Астрология, фиксируя наше немощное сознание на крупицах относительных истин, наслаивает на них массу лживых умозаключений, закрепощая его дополнительными законами и обусловленностями, хотя бы и «наукообразными».

На практике любые формы суеверия, к которым можно отнести натянутые или поспешные обобщения, распространенную типологию, исходят из метода «чистой феноменологии». Этот метод состоит в отвержении логического осмысления как такового; он предлагает «освободиться» вообще от логических «помех», как внешних «загрязнений» ума, чтобы усмотреть таким образом «вещи как они есть». Такой подход является своего рода утопией. Согласно православному миропониманию, путь к чистоте восприятия лежит вовсе не через отказ от рассудительности ума, а через преодоление дурных страстей сердца, одной из которых как раз и является неверие и адогматизм (отсутствие любых сущностных опор и ориентиров).

«Неверие и суеверие, безбожие и страх пред образами фантазии идут почти всегда рука об руку. Когда неверие закрывает для человека полноту и богатство духовной жизни, чувство не знает, на чем и остановиться: голая материальность поражает его, как что-то пустое, бессодержательное, на то оно не может опереться и что не наполняет и не интересует его; так стекло совершенно прозрачное не есть даже и предмет для видения глаза; имея пред собою такое стекло, глаз наш все еще ищет предмета, который занял бы его способности и остановил бы на себе его стремления. Но так как чувство не находит предмета, который бы наполнял его, среди чистой материальности, то оно ищет опоры в фантазии и ее привидениях, потому что эти привидения все же вносят жизнь и содержание туда, где их прежде не было» (Памфил Юркевич).

4. Попробуем все-таки поближе взглянуть на механизм суеверий. Для этого сначала зададимся вопросом о том, что такое приметы и что представляет собой вера в них.

Итак, приметы. Они представляют собой особые знаки. Вот бежит черная кошка. Как кошка она здоровая, шерстистая; дорога сухая, летняя, бежит себе кошка и бежит… Но в глазах человека, верящего в приметы, все это уже не просто нормальный ход событий и даже не просто факт, а знак, т. е. особый сигнал для сознания, который почему-то «говорит» о том, что быть беде, хотя вроде бы все в порядке.

Вот суеверный человек принял этот знак, и тот стал для него ориентиром: теперь он ждет беды, а это влияет на его дальнейшее поведение. Спрашивается: зачем же он поверил примете? Так научила бабушка и другие люди. Допустим, их предрассудки оказали воздействие на сознание. Но зачем такое принимать и предполагать связь там, где ее нет? Причины две: сидящая в нас постоянная тревога и мнительность (которых не замечаем только потому, что это привычный внутренний фон) и желание владеть ситуацией. А раз я начеку, надеюсь на себя, а не на Бога, то «на помощь» приходят приметы.

Поучительна в этом отношении сказка братьев Гримм об умной Эльзе, оплакивающей воображаемую цепь несчастий. Аналогичное происхождение имеют постыдные, но, к сожалению, столь распространенные явления в православных кругах, как предсказания о «конце света» в таком-то году. В определенные моменты сила подобного рода психозов, охватывающих церковные круги, бывает весьма значительной.

И никто посторонний в этом не виноват: мы сами отдаемся в рабство суеверию, поддавшись бесовскому страхованию (устрашению), в результате чего возникает «связь». Где же логика, почему там одно из другого вытекает? Потому что темна вода души нашей — из нее и вытекает.

5. С астрологией дело обстоит посложнее. В ней содержится некоторая разумная символическая основа, но воспользоваться ею мало кто может. Почему? Потому что наряду с этим там имеется большой простор для «гадания на кофейной гуще». Пытается же она говорить о таких предметах, которые значимы для большинства людей. Пользуясь спросом, «на помощь» непременно придут духи властолюбия и пытливости.

В наш научный век люди стали забывать, что знание — это власть, и немалая. Поэтому такая невинная с виду вещь, как «всего лишь познание», может оказаться для слабого человеческого духа смертельной. Защищая в раю от этого соблазна пралюдей Адама и жену его Еву, Творец мира запретил им беспорядочно вкушать именно от древа познания. Согрешившая же жена призналась, что оно вожделенно, потому что дает знание (Быт. 3, 6). Поскольку в наш научный век такой вид вожделения стал привычным, то мы его просто не замечаем.

Вряд ли кто-нибудь серьезно увлечется правилами дорожного движения, хотя они и практически полезны и сами по себе довольно познавательны. Они представляют собой способ регулирования коллективного поведения: тут и проблема общих дорог, и сложные ситуации, требующие типизации и стандартных правил и многое другое. Тем не менее людей, зациклинных на дорожных правилах, мы не найдем. Потому что эти правила — вещь не «обещающая». Нет омута — и крутым чертям там делать нечего, хотя бесята «универсальных схем» и на ниве дорожных правил попастись могут.

Другое дело астрология. Она идеально годится для того, чтобы на ее основе иметь диверсионную бомбу массового воздействия. Знания эти — древнего происхождения, имеют богатую символику, могут гибко интерпретироваться в вопросах о судьбах людей и государств, способствуют успешному «самопознанию» и «самореализации»… Кто устоит?! Эпидемия охватила практически весь мир, ибо он и так с утра до ночи гоняется за «своим»…

Верующему человеку непременно следует соблюдать гигиену ума, добровольно ущемляя свои познавательные притязания из послушания Богу. Падший мир гордо кричит: «Хочу все знать!». Пусть кричит. Православный же человек в такой момент должен усилить молитву и просить об избавлении от сего пагубного вожделения. И только выдержав подобную борьбу, можно реально повзрослеть и набраться понимания. От вожделений разве является истина?! Без Божиего благословения мы ни себе, ни другим ничего хорошего сделать не можем. Господь благ, и Он же есть единственный Источник блага. «Заповедь Господня светла, просвещающая очи», — говорит псалмопевец Давид.

6. Поскольку все астрологическое представление проистекает от неугодного Богу темного духа, то оно уже в корне своем порочно. С большой силой открылась эта истина в III веке Киприану-волхву, который до того профессионально и очень успешно занимался звездами и прочей магией. Душой этот человек, однако, не кривил и в глубине своей не переставал искать Истину; будучи обманут диаволом, он искренне думал, что своей деятельностью служит людям, выручает их и им помогает. Когда же обольщение обнаружилось, — горячо было его обращение ко Христу! Имея такой богатый, даже уникальный опыт, священномученик Киприан и поныне внимает молитвам всех ослепленных навязчивым астрологическим видением и жертв гадания — и с участливым состраданием подает свою благодатную помощь.

7. Помимо возбуждения познавательной похоти, астрология производит еще больший вред, когда используется как система гадания и планирования поведения. В этом случае и астролог и его клиент становятся соучастниками серьезного преступления против заповедей Божиих. Они оба совершают прорыв в темную область, ибо соглашаются принимать советы падших духов. Конечно, таковые невидимые духи ничего действительного им сообщить не могут, ибо сами находятся в неведении. Но лукавство, пронырливость, наблюдательность, способность «просчитывать» и самая изощренность бесов намного превосходят всякий человеческий ум. Бесы по-своему заинтересованы в правде как в исходном материале. Дело в том, что демонское «творчество» — это внесение искажений в нечто исходно правдивое, а исказить можно только правду, причем только ту, которая доступна, известна (не тайно пребывающую).

Блаженный Августин пишет о гороскопах: «Так как это служит к уловлению людей, то оно бывает действием совратившихся духов, которым попускается знать кое-что истинное из области временных предметов отчасти потому, что они обладают более тонким чувством, или более тонкими телами, или более богатым, благодаря своей продолжительной жизни, опытом. Поэтому истинный христианин должен остерегаться как астрологов, так и всяких прорицателей, особенно тех, которые говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов его душу, они не запутали его в свое сообщество» («О книге Бытия», 2-я книга, глава 17).

8. И вот современный «образованный» человек теряет здравомыслие и начинает дожидаться полнолуний, новолуний, пенять на «квадраты» и т. п. Дело тут не в том, что он верит ложному как фактам. Нет, астрология действительно способна быть отчасти «правдивой», как предсказательная система. В том-то и дело, что человек ради этого незаметно для себя отдает ей свою свободу, — а это и есть идолопоклонство. И тогда уже астрологические приметы становятся для него законом, а сам он оказывается в замкнутой системе, в рабстве суеверия. Оставив блаженную свободу во Всевышнем и Всемогущем, рвется в обширный и разветвленный зачарованный лабиринт.

Итак, получая правдоподобную информацию, клиент губит свою душу. И когда связь с таким «каналом доверия» становится устойчивой, бесы уже могут серьезно сбивать человека с жизненного пути, наводить тоску и всячески сбивать с толку даже в тех несложных ситуациях, в которых он раньше вел себя правильно. Раньше был относительно зрячим, теперь же его сознание заштамповано и сбивчиво, ибо часть жизненной силы незаметно для клиента ушла.

9. Вряд ли кто-нибудь не догадывается, что пьянство — это порок, что ненависть и вражда — зло. Но здесь сама грубость пороков и их отвратительность наводит ум на правильные выводы. Гораздо опаснее помрачение сознания, ибо кроме непосредственного вреда в виде практической и житейской неразберихи и глупостей в поступках, бесы прежде всего имеют целью разрушить наш и без того подпорченный оценочный аппарат, когда уже окончательно излукавливается наша хилая совесть и преступно заявляет: «А что здесь такого?!».

Вот передо мной астрологический прогноз (из «Ивановской газеты») на 31 марта. День этот, оказывается, «обладает особенно тяжелой энергией». В конце прогноза говорится о том, что некая «вибрация МО-ТИ-ОН дает возможность ярче воспринимать мир, освобождает от отечности». Не будем вникать в этот бред, зададимся лишь вопросом: а зачем, собственно, мир нужно воспринимать ЯРЧЕ? Нормальное, здоровое желание — воспринимать мир правдиво, в умном Свете и чистоте. Зачем его воспринимать так вот непременно ярко? Потому что бесстыжих людей гложет тоска, у них хронический духовный голод и им нужно залить эту тоску «радостью» ненормального возбуждения. На такую обманчивую радость настраивают они и читателя. Опять же вне религиозных понятий — о какой «тяжести дня» может идти речь? Таковой «энергии дня» просто не существует. А вот какова энергия воздействия таких астрологических прогнозов — уже говорилось: охмурение. Хорошо, когда оно принимает такую отчетливо бредовую форму, — и тем самым больше походит на повод для юмора. Некоторые даже считают, что и сама астрология может занимать свое место в сфере общественного сознания как шуточное «средство общения». Но и это — нехорошо и опасно.

10. Что же нам делать в связи с «астрологической эпидемией»?

Во-первых, уяснить, что она — гора фальшивок, и не искать в этой чуме просвещения и правды. Никто ценностями бросаться не будет. Истинное просвещение — особой теплотой Духа и святых Его — душа может получить только на путях исполнения заповедей Божиих и молитвы. Все остальное — миражи. Даже серьезные звездочеты, которых не так много, как любых хороших специалистов, и те не станут открывать своего нелегкого ремесла гражданину Иванову или гражданке Петровой.

Во-вторых, тем, кто уже заразился серьезно или только приразился, одуматься и попытаться допросить себя: почему я угодил туда? Зачем я обманулся? И, если импульс отторжения будет искренним, то верю, что Господь не оставит такую душу, даст ей увидеть истинное положение вещей и напомнит, как человек дошел до такой жизни, и даст силы. «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его… Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым» (из Псалма 90).

Если человек сумеет воспользоваться таким просветом и если воля его еще не разрушена, то, с Божьей помощью, ему непременно удастся совершить шаги, уводящие с гибельного пути. Но бывает, что и после этого через какое-то время демоны пытаются вернуть «свое», и бывает борьба, — демоны же тем отчетливее обнаруживают себя, а обратившийся человек уже ясно видит, с кем имел дело.

11. Существует большая разница между древним знанием и современной астрологией. Знание о звездном небе тогда было естественной частью жизни и культуры народов Персии и Египта и свидетельствовало об их высоком развитии. А «астролог» XX века толком даже не знает, где эти самые звезды и планеты находятся на небе, он и в ясную ночь их вам не укажет. Потому что ни к чему они ему, эти звезды. Ему любезны схемы — гадательная «гуща», а также символическая интуиция. При этом вопрос об источнике прозрений даже не ставится, что уже само по себе свидетельствует о неразборчивости подхода и духовном ослеплении.

12. Следует отметить, что в некоторых гностических ответвлениях христианской мистики использовались элементы астрологического символизма, хотя на новой почве они получали и новое смысловое наполнение (так традиционно изображения 4-х Евангелистов сопровождаются изображениями 4-х символических существ). Имеется соотнесение всего зодиакального круга с именами 12-ти апостолов, тоже гностического происхождения. В богослужебных текстах неоднократно упоминается о четырех мировых стихиях (элементах), и учение о стихиях занимает важное место в астрологическом мышлении.

Но Церковь научает своих чад, как избегнуть поглощения жизни стихиями мира сего, она, напротив, зовет нас стать чуждыми и недоступными для них. Так что даже повышенный, чисто феноменологический интерес к формальным свойствам этого мира опасен в деле спасения души. Общее представление о предмете астрологии иметь можно, но не более. Болезненность — вот что характерно для всех приверженцев к современной астрологии, ибо реально сейчас это — магия.

13. Во времена Рождества Христова среди звездочетов было немало добросовестных и одаренных людей, ищущих разум во вселенной. И звездное небо откликалось на тайный зов их души по слову Господа: «Да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов…» (Быт. 1, 14).

Как только Христос-младенец явился в мир, к Нему уже спешили мудрейшие люди того времени. Кто же? Не министры, не мастера, не врачи, не летописцы, а звездочеты. Трое волхвов пришли издалека поклониться Новой Мудрости, предчувствуя, что она способна утолить — и тем самым отменить их старую мудрость. В лице волхвов Богомладенцу поклонилась вся ветхая мудрость, в тот момент благожелательная и благоразумная. Ибо что человеку пользы от земной мудрости, даже если он многое понимает и многим овладел? Это никак не может избавить его от того глубокого и смертельного одиночества, которое лежит на дне всякой человеческой души, рождающейся в мир. Даже если человек и не осознает этого, оно не перестает быть от этого той реальной сжатой пружиной, которая побуждает обреченного человека совершать мучительное и противоречивое шествие по земле, исполненное страхов, разочарований, необоримых влечений, погони за тем, что становится противным еще до того, как достигается, исполненное разлук, бессмысленных, но неизбежных распрей, неудовлетворенности и обреченности на смерть, которая справедливо полагает конец всему этому. Одиночество сие есть разлучение человеческого духа с Богом — воистину желанным, и утоляющим, и вечным.

И вот к этой настоящей мудрости устремились благие и чуткие волхвы, ибо Новая Мудрость врачует дух человеческий от сей безысходной язвы, дарует существу человеческому Жизнь, которая, вселяясь в него, со счастливым плачем навеки растворяет и удаляет от него сию язву.

Вот к какому Чудо-Младенцу пришли проницательные волхвы.

Да подаст же и нам Господь такую Звезду, которая неуклонно вела бы нас к Вифлеемским яслям.

«Христа Жизнодавца страхом прославим».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: