Бизнеса в Камчатском крае (тыс. Чел. )

Сценарий 2008 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.
Инновационно-кластерный 7,12 18-20 60-80 220-250  
Энерго-сырьевой 7,12     125-150  
Инерционный 7,12       25-30

Таблица

"ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ

ПЛАНА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ"

Инновационно-кластерный сценарий <*>

Показатели 2009 г. 2010 г. 2016 г. 2020 г. 2025 г.
Число обслуженных туристов (чел.) В том числе:          
Въездной и внутренний туризм: - иностранные туристы - российские туристы (включая Камчатских)          
Выездной туризм          
Численность занятых на предприятиях сферы туризма (чел.)          
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 23,6 24,1 42,7 47,8 75,0
Объем реализации туристских и гостиничных услуг          
Уплата налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды по индустрии туризма (млн. руб.)          

Энерго-сырьевой сценарий <**>

Показатели 2009 г. 2010 г. 2016 г. 2020 г. 2025 г.
Число обслуженных туристов (чел.) В том числе:          
Въездной и внутренний туризм: - иностранные туристы - российские туристы (включая Камчатских)          
Выездной туризм          
Численность занятых на предприятиях сферы туризма (чел.)          
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 23,6 24,1 42,7 44,8 55,0
Объем реализации туристских и гостиничных услуг          
Уплата налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды по индустрии туризма (млн. руб.)          

Инерционный сценарий <***>

Показатели 2009 г. 2010 г. 2016 г. 2020 г. 2025 г.
Число обслуженных туристов (чел.) В том числе:          
Въездной и внутренний туризм: - иностранные туристы - российские туристы (включая Камчатских)          
Выездной туризм          
Численность занятых на предприятиях сферы туризма (чел.)          
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 23,6 24,1 38,7 42,8 47,3
Объем реализации туристских и гостиничных услуг          
Уплата налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды по индустрии туризма (млн. руб.)          

--------------------------------

<*>,

<**>,

<***> - прогнозные данные, подлежат ежегодной корректировке по итогам текущего туристического сезона.

В качестве целевого сценария выбран инновационно-кластерный сценарий. В случае его реализации импульс опережающего развития получат поселения в составе агломерации в районе Авачинской губы, где будет происходить концентрация человеческого капитала и опережающий рост качества жизни, за счет реализации нескольких целевых направлений развития, в том числе формирования туристического кластера, управление которым, включая логистику турпотоков, находится в Петропавловске-Камчатском.

Развитию инфраструктуры туризма в Камчатском крае до 2025 г. будет способствовать реализация мероприятий в рамках Федеральной Целевой Программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", развитие зимних видов спорта на Камчатке в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование горнолыжной базы и строительство биатлонного комплекса, совершенствование пунктов пропуска и увеличение их пропускной способности в рамках мероприятий программы "Государственная граница Российской Федерации (2012-2017 годы)".

Фактором, способствующим развитию туризма в регионах России, в том числе на Камчатке, станет популяризация зимних видов спорта после проведения Зимних Олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи, что приведет к увеличению въездного потока в регионы России для занятия зимними видами спорта и туризма, развитию сопутствующих туризму предприятий гостиничной инфраструктуры, ресторанно-барного комплекса (увеличение количества предприятий, улучшение качества обслуживания), увеличению количества туристских фирм, а также привлечению частных инвестиций, реализации инвестиционных проектов в сфере туризма, способствующих развитию инфраструктуры туризма, росту инвестиционного дохода.

Мероприятия по реконструкции объектов федеральной собственности в аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово) в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", а также включение мероприятия по проектированию, строительству и техническому оснащению нового воздушного пункта пропуска в ФЦП "Государственная граница Российской Федерации (2012-2017 годы)", будут способствовать открытию прямых авиарейсов, связывающих Камчатку со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что приведет к увеличению потоков въездного туризма. Число прибывающих в Камчатский край иностранных и российских туристов (включая камчатских жителей) к 2025 году увеличится в 12,5 раз по сравнению с 2009 годом и составит 350 тысяч человек.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе 2013-2025 г. г. интерес к услугам туристских фирм возрастет также, в связи с увеличением реальных денежных доходов населения, насыщением потребительского спроса на различные виды платных услуг, значительным ростом автомобилизации населения и увеличение свободного времени.

Развитие туризма будет способствовать созданию на территории края современной конкурентоспособной туристской отрасли. Будут созданы дополнительные рабочие места (в туристских фирмах, объектах размещения, объектах ресторанно-барного комплекса, предприятиях и организациях в смежных отраслях) до 16 тысяч к 2025 году. Увеличится приток зарубежных посетителей с 12 до 150 тысяч человек в год, что повлечет за собой рост объема реализации туристских услуг, который к 2025 году увеличится в 9,6 раз и составит 4800 млн. рублей. Рост совокупных расходов туристов, увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней (в 5,7 раз) будут способствовать повышению качества жизни населения Камчатского края.

Учитывая динамику развития туристской отрасли за период 2000-2009 г., к 2016 году годовой рост въездного и внутреннего туристского потока может составить до 10-12 %, и в 2016 году объем въездного и внутреннего туризма в Камчатском крае может достигнуть 58 тысяч человек.

К 2020 году рост въездного и внутреннего туристского потока, предположительно, составит в среднем 20 % в год, и количество иностранных и российских туристов в Камчатском крае может достигнуть 147 тысяч человек.

Последующее увеличение количества въездного и внутреннего турпотока может составить до 22-25 % ежегодно, и в итоге общий объем въездного и внутреннего туризма в крае к 2025 году составит 315 тысяч человек, из которых 140 тысяч - иностранные туристы.

Оценка ожидаемых результатов:

К 2025 году прогнозируется:

- создание на территории края современной конкурентоспособной туристской отрасли, обеспечивающей растущие въездные и внутренние туристские потоки;

- становление Камчатского края в качестве одного из самых привлекательных туристско-рекреационных центров Дальнего Востока и Забайкалья;

- увеличение объема въездного и внутреннего потока в Камчатском крае к 2025 году в 11,25 раз по сравнению с 2009 годом;

- увеличение совокупных годовых расходов иностранных туристов с 253 млн. руб. почти до 3 млрд. руб. Методика ВТО: количество иностранных туристов (12000 для 2009 года и 140000 для 2025 года) х количество суток пребывания (6,8) х 100 долларов США х курс доллара (31 рубль за 1 доллар США);

- увеличение объема реализации туристских услуг к 2025 году в 9,6 раз по сравнению с 2009 годом и стабильного уровня доли туристской отрасли в структуре ВРП;

- увеличение налоговых поступлений в бюджеты (всех уровней) более чем на 400 млн. рублей по сравнению с 2009 годом;

- развитие сопутствующих туризму предприятий гостиничной инфраструктуры, ресторанно-барного комплекса (увеличение количества предприятий, улучшение качества обслуживания), увеличение количества туристских фирм;

- создание дополнительных рабочих мест (в туристских фирмах, объектах размещения, объектах ресторанно-барного комплекса) до 16 тысяч к 2025 году;

- улучшение качества жизни населения благодаря созданным дополнительным рабочим местам, дополнительным поступлениям в бюджет;

- привлечение частных инвестиций, реализация инвестиционных проектов в сфере туризма (в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства), способствующих развитию инфраструктуры туризма, росту инвестиционного дохода;

- обеспечение конкурентоспособности Камчатского края в сфере туризма.

4.2.2. Сводные данные для разработки стратегий:

- инфраструктурных:

1) Транспорт.

Мероприятия по развитию транспортной системы.

Развитие современной транспортной системы на Камчатке до сих пор остается важным и одним из решающих факторов в развитии туристской отрасли.

Одним из основных фундаментов для увеличения туристского потока является наличие транспортной доступности к туристским зонам и объектам. Развитие амфибийного транспорта, который будет органично сочетаться с существующей транспортной системой в Камчатском крае, позволит сделать объекты туристского показа более доступными.

Воздушный транспорт.

Концепция развития воздушного транспорта предполагает в первую очередь развитие инфраструктуры:

- реконструкция и строительство аэровокзального комплекса и международного пункта пропуска;

- снижение авиатарифов;

- привлечение иностранных авиакомпаний (например, "Корейские авиалинии");

- открытие международных регулярных авиарейсов (например, Анкоридж-Петропавловск-Камчатский; Токио - Петропавловск-Камчатский; Сеул - Петропавловск-Камчатский; Далянь - Петропавловск-Камчатский);

- создание парка транспортных средств малой авиации;

- развитие малой гидроавиации;

- создание новых и реконструкция существующих взлетно-посадочных полос для малой авиации;

- приобретение самолетов по лизингу, что позволит расширить услуги, в том числе, и услуги международных авиаперевозок.

Необходимо активное привлечение в регион новых авиакомпаний.

Морской транспорт.

Приобретение двух грузопассажирских судов, которые бы позволили совершать рейсы по западному и восточному побережью, что позволит увеличить количество туристов на Командорские острова. Строительство морского пассажирского пункта пропуска позволит увеличить количество принимаемых круизов с иностранными туристами на борту до 30 в сезон.

Автомобильный транспорт.

Основная проблема - дороги. Необходимо строительство и реконструкция автомобильных дорог. Строительство новых и расширение уже имеющихся автодорог, повышение качества дорожного покрытия на автомобильных дорогах по основным направлениям туристских потоков. Необходимо строительство и модернизация дорог, ведущих к основным туристским объектам края - вулкан Мутновский, природный парк "Налычево" и др.

Строительство автовокзалов, автостанций. Активное развитие придорожной инфраструктуры. С развитием придорожных кафе, остановок для отдыха автотрассы сами превратятся в своеобразные туристские центры. Необходимо информационное обеспечение автомобильных туристских маршрутов - установка дорожных указателей и информационных стендов, разработка туристских автомобильных карт.

Перспективным для Камчатского края является развитие амфибийного транспорта, которое сделает привлекательные туристские достопримечательности Камчатки более доступными для туристов.

2) Связь. Все города и населенные пункты Камчатского края имеют проводную междугороднюю телефонную связь. За последние два года преодолено отставание Камчатки от соседних регионов по мобильной телефонизации. Интенсивно развивается сеть Интернет. Практически все туристические фирмы пользуются электронной почтой и имеют собственные страницы в Интернете.

Необходимо повышение качества связи как в Петропавловске-Камчатском, так и в труднодоступных уголках региона, а также ее удешевление.

3) Торговля. В туристском кластере сконцентрированы предприятия и организации различных сфер экономической деятельности, среди которых предприятия торговли играют важную роль.

По числу точек питания в крае нет катастрофического отставания от других регионов. Однако проблема заключается в том, что на данный момент существенная часть объектов общественного питания не представляет качественного обслуживания туристов. Тем не менее, можно отметить, что начинают появляться достойные рестораны и кафе.

Высокая экономическая эффективность мировой туристской индустрии обусловлена, прежде всего, предоставлением дополнительных услуг туристам в местах их посещения, а также реализацией товаров, в первую очередь, сувенирной продукции. В целях повышения эффективности работы туристской отрасли на Камчатке необходимо предоставление туристам возможности свободного приобретения изделий традиционных камчатских ремесел, что будет способствовать гарантированной занятости населения, позволяющей представителям коренных народов Камчатки не просто выживать, а развиваться, учиться, сохранять свою этническую культуру. Для этого необходимо развивать сеть розничной торговли сувенирной продукцией.

В условиях активного развития туризма становится очевидным тот факт, что умения и навыки по изготовлению сувенирной продукции могут служить альтернативным источником существования для местных жителей районов края, в которых сосредоточены представители коренных малочисленных народов - Быстринский, Алеутский, Пенжинский, Тигильский, Карагинский муниципальные районы.

4) Строительство.

Инвестиционные площадки планируются для включения в Программы развития муниципальных образования Камчатского края, что в дальнейшем будет способствовать развитию туристской отрасли, увеличению туристского потока, созданию дополнительных рабочих мест в муниципальных образованиях Камчатского края.

При разработке "Стратегии развития строительного комплекса Камчатского края на период до 2025" необходимо учесть строительство/реконструкцию отдельных объектов инвестиционных площадок, а также потенциальную потребность в ресурсном и кадровом обеспечении при их реализации.

- социальные стратегии:

1) Трудовые ресурсы.

В соответствии с планом развития отрасли до 2025 года (пункт 4.3.1) возможно увеличение численности работающих всех специальностей на 16000 человек.

Необходимо включить в Стратегии Министерства образования и науки, Агентства по занятости населения Камчатского края соответственно "Стратегию развития образования в Камчатском крае до 2025 года", "Концепцию региональной политики в сфере содействия занятости населения и подготовки кадров" переподготовку кадров и повышение квалификации с участием привлеченных специалистов; организовывать тренинговые программы без отрыва персонала от производственной деятельности; совершенствовать учебные процессы по подготовке кадров (ориентация на потребности рынка труда); создание единого краевого Центра подготовки кадров для туристской и гостиничной отрасли в целях повышения уровня координации между учебными заведениями и организациями сферы туризма; организовать подготовку специалистов по схеме: учебное заведение - предприятие-полигон (турфирма, гостиница, ресторан); привлечь к подготовке инструкторов-проводников краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Камчатский центр детско-юношеского туризма" для начальной подготовки с выдачей сертификата, а также клуб им. Глеба Травина и Пиначевский Центр подготовки туристских кадров для профессиональной подготовки с выдачей сертификата.

Для социального обеспечения новых работников потребуются детские сады, школы, больницы.

4.2.3. Политика органов государственной власти Камчатского края в области управления отраслью.

Правительство Камчатского края обеспечивает разработку и принятие нормативных документов, указанных в разделе "Законодательное регулирование туристского бизнеса на региональном уровне" настоящей стратегии, а также:

- Постановление Правительства Камчатского края об утверждении "Стратегии развития туризма в Камчатском крае на период до 2025 года".

- Разработка и дальнейшее совершенствование региональных "туристских" норм, содержащихся в различных отраслевых и комплексных законах, а также принятие подзаконных актов, направленных на конкретизацию таких норм.

- Разработка концепции развития горнолыжного туризма в Камчатском крае.

- Создание основ для развития частно-государственного партнерства в целях развития инфраструктуры туризма и гостеприимства Камчатского края. Необходима разработка за счет средств краевого бюджета технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации приоритетных проектов и привлечение частных инвесторов и средств федерального бюджета для реализации данных проектов.

4.2.4. Федеральные планы развития отрасли, анализ возможностей федерального финансирования.

На федеральном уровне приняты следующие нормативные правовые документы, регулирующие отношения в туристской отрасли:

1) Приказ Федерального анентства по туризму от 06 мая 2008 г. N 51 "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года"

Реализация Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года направлена на решение следующих задач:

- создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста. Для этого за счет высоких темпов роста туристская индустрия (с учетом сопряженных областей) должна обеспечить свой вклад в дополнительный прирост темпов экономического развития;

- повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей нашей страны;

- повышение конкурентоспособности российской экономики путем повышения привлекательности нашей страны как туристского направления;

- обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации за счет увеличения доли туризма в региональном валовом продукте.

Ресурсное обеспечение Стратегии будет производиться за счет использования средств федерального бюджета и внебюджетных средств (собственных средств предприятий, привлеченных средств инвесторов, инвестиций в рамках партнерских соглашений и средств субъектов Российской Федерации).

2) Постановление Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)"..

В целях эффективного использования туристского потенциала России и увеличения туристских потоков на круизных маршрутах необходима государственная поддержка на федеральном уровне для проведения комплекса работ по развитию круизной инфраструктуры. Это касается дноуглубительных и берегоукрепительных работ, реконструкции и строительства причалов, прокладки сетей инженерной инфраструктуры для строительства морских и речных вокзалов, благоустройства территорий.

Целью участия в ФЦП является реализация круизного потенциала и повышение конкурентоспособности круизного туризма России, создание условий для привлечения инвестиций в сферу круизного туризма. К задачам, решаемым в рамках ФЦП, относятся: развитие, модернизация и реконструкция портовой инфраструктуры на внутренних водных путях; оборудование зеленых стоянок по всем маршрутам движения судов; устранение участков, лимитирующих пропускную способность туристских внутренних водных путей; строительство объектов береговой инфраструктуры.

Ожидаемые результаты: увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, привлечение инвестиций в сферу круизного туризма, создание новых рабочих мест, увеличение внутреннего и въездного туристского потока.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480 "Об утверждении Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".

В стадии разработки находятся проекты:

1. Федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации на 2012-2017 гг.". Правительство Камчатского края ведет работу по включению в данную ФЦП мероприятий по проектированию, строительству, оснащению и обустройству воздушного пункта пропуска "Аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)" с увеличением его пропускной способности до 150 человек в час и морского пассажирского пункта пропуска "Морской порт Петропавловск-Камчатский", что позволит сделать процесс осуществления пограничных формальностей для пассажиров круизных судов цивилизованным. Также Правительством Камчатского края внесено предложение по установлению нового пункта пропуска - морского сезонного пассажирского пункта пропуска в с. Никольское. Планируемый пункт пропуска будет предназначен исключительно для оформления экспедиционных круизных судов. Наличие пункта пропуска в селе Никольское позволит заходить сюда круизным судам, следующим по маршруту вдоль Командорских островов, и задействовать значительный туристский потенциал Командор.

2. ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016гг.)". Правительство Камчатского края предлагает включить в проект данной ФЦП приоритетные объекты туристско-рекреационной инфраструктуры Камчатского края: строительство в Петропавловске-Камчатском всесезонного горнолыжного комплекса "Петровская сопка"; гостиницы "Парус"; этнокультурного центра на Култучном озере; гостиницы Spa-hotel "Над облаками".

У Камчатского края существуют шансы на получение федерального финансирования в рамках участия в реализации вышеназванных программ, необходимо предусмотреть софинансирование на создание, модернизацию и реконструкцию туристской инфраструктуры в рамках разделов федеральных программ.

4.2.5. Планы крупных компаний по развитию отрасли.

В настоящий момент в Камчатском крае имеются планы развития следующих крупных туристских компаний.

В планах компании ООО "Камчатинтур" дальнейшее расширение и обустройство туристского лагеря на перевале Авачинского вулкана. Закупка ратраков и снегоходов для улучшения транспортной доступности в лагерь в зимний сезон. Строительство гостиницы на 80 человек в Паратунской зоне отдыха Елизовского муниципального района.

ООО "Бел Кам тур" планирует дальнейшее развитие и расширение компании: обустройство охотничьих угодий, туристской базы "Тумрок", обновление парка авиации.

ООО "Голубая лагуна" планирует расширение и строительство новых объектов инфраструктуры:

- строительство санатория-профилактория на базе, имеющейся у компании водных ресурсов (необходимое финансирование - 252 млн. руб.);

- строительство аквапарка (необходимое финансирование - 38 млн. руб.);

- строительство этнической корякской деревни;

- строительство горнолыжного комплекса (необходимое финансирование - 1080 млн. руб.);

- строительство спортивно-оздоровительного комплекса.

ООО "Национально - производственный комплекс "Камаки" планирует расширение и строительство новых объектов инфраструктуры (рыболовно-охотничьи базы) в Усть-Камчатском районе (Ключах и в живописных местах на берегу реки Еловка, озера Харчинское).

Реализация инвестиционных проектов по развитию туристской инфраструктуры будет способствовать созданию в Камчатском крае привлекательного туристского продукта, занятости населения, увеличение количества туристов, увеличение поступления налогов в бюджет края.

4.2.6. Оценка рисков реализации плана развития отрасли.

Реализация Стратегии развития туризма в Камчатском крае сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению результатов. К таким рискам можно отнести:

1. Макроэкономические риски. Возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция.

2. Финансовые риски. Недостаточный уровень бюджетного финансирования. Возможность невыполнения запланированных бюджетных обязательств поставит под угрозу достижение намеченных целей. Слабая диверсификация российской экономики и прямая зависимость бюджетных доходов от цен на продукцию топливно-энергетического сектора делает данный риск наиболее опасным.

3. Техногенные и экологические риски. Изменение природных климатических условий. Любая крупная природная, технологическая или экологическая катастрофа, вероятность которых полностью исключать нельзя, потребует дополнительных ресурсов по ликвидации их последствий. Глобальные изменения климата могут также существенно повлиять на динамику туристских потоков, что несет особенно ярко выраженные риски для дестинаций с недиверсифицированным туристским продуктом.

4. Геополитические риски. На развитие сферы туризма, как внутреннего так и въездного, оказывает большое влияние политическая ситуация внутри страны и в сопряженных государствах. Военные и террористические действия приводят к снижению туристского потока и формированию образа России как страны, неблагоприятной для туризма.

5. Законодательные риски. Законодательная база в сфере туризма требует дальнейшего совершенствования, как профильной нормативной правовой базы, так и смежного законодательства, касающегося сферы туризма, с целью создания условий для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру и обеспечения экономической ответственности туристского бизнеса перед потребителями. Поэтому уровень решения поставленных задач зависит от принятия необходимых правовых актов.

6. Международные риски. Успешное функционирование сферы туризма зависит также от ситуации на международных рынках, курсов валют, степени взаимной интеграции государств, что особенно важно для регионов приграничного туризма.

4.2.7. Модель мониторинга реализации плана развития отрасли.

Агентство по туризму Камчатского края ежегодно проводит мониторинг реализации плана развития отрасли на основании следующих основных экономических показателей:

- объем реализации туристских услуг;

- налоговые поступления в бюджеты разных уровней;

- численность занятых в туристской отрасли;

- динамика въезда иностранных и российских туристов в Камчатский край;

- динамика выезда камчатских туристов в зарубежные страны, регионы России, страны СНГ.

Мониторинг предполагается проводить на основании данных, полученных от предприятий туристской индустрии Камчатского края, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю, Отдела Федеральной миграционной службы по Камчатскому краю.

4.2.8. Механизм корректировки стратегии в процессе реализации.

Агентство Камчатского края ежегодно проводит анализ фактических уровней развития туристской отрасли Камчатского края и корректировку приоритетов ее развития. Поводом для внесения корректировок в Стратегию развития туризма в Камчатском крае могут являться отклонения значений плановых основных экономических показателей отрасли от фактических более чем на 20 % по результатам проведенного ежегодного мониторинга реализации плана развития туристской отрасли Камчатского края, а также появление новых инвестиционных проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры Камчатского края.

Целью корректировки Стратегии развития туризма в Камчатском крае является координация ресурсных потоков и концентрация их на критических направлениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: