Тема 3. Классификация согласных звуков. Позиционная мена и позиционные изменения согласных звуков

Задание 1. Повторите термины: артикуляционные признаки согласных звуков, сонорные согласные, шумные звонкие согласные, шумные глухие согласные, палатализованные звуки, палатальный звук, взрывные согласные, фрикативные согласные, аффрикаты, смычно-проходные согласные, губные согласные, язычные согласные.

Задание 2. Затранскрибируйте слова. В транскрипции подчеркните сонорные согласные одной чертой, шумные звонкие – двумя чертами, шумные глухие – волнистой линией.

Изморозь, голубка, подружка, паровоз, просьба, яблоко, южный, одеколон, культура, винегрет.

Задание 3. Затранскрибируйте слова; в транскрипции подчеркните губные согласные одной чертой, язычные – двумя.

Квадрат, берег, пейзаж, садовод, морской, лампочка, сбежавший.

Задание 4. Затранскрибируйте фразеологизмы; в транскрипции подчеркните фрикативные согласные.

Блуждать в потемках, рыцарь печального образа, стоять на задних лапках, плыть по течению, козел отпущения, закидывать удочку.

Задание 5. Затранскрибируйте текст. Укажите согласные, тождественные по дополнительной артикуляции.

Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. (К. Паустовский)

Задание 6. Затранскрибируйте текст. Дайте артикуляционную характеристику согласным звукам.

Чародейкою Зимою Околдован лес стоит – И под снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит (Ф. Тютчев)

Задание 7. Определите согласные звуки по их характеристике:

1) шумный, глухой; губно-губной; взрывной; твердый;

2) шумный, глухой; переднеязычный, зубной; взрывной; мягкий;

3) сонорный; переднеязычный, зубной; смычно-проходной, носовой; мягкий;

4) шумный, глухой; переднеязычный, зубной, аффриката, твердый;

5) шумный, глухой; заднеязычный; взрывной; твердый;

6) шумный, звонкий; переднеязычный, зубной; фрикативный; мягкий;

7) шумный, глухой; губно-зубной; фрикативный; твердый;

8) сонорный; среднеязычный; фрикативный; мягкий;

9) шумный, звонкий; переднеязычный, небно-зубной; фрикативный; твердый.

Задание 8. Решите звуковую пропорцию. Используйте образец. [б’]: [ф] = [д’]: [?]

1. [б’] – согласный; [ф] – согласный; [д’] – согласный; [?] – согласный
2. По участию голоса и шума:  
  [б’] – шумный, звонкий; [ф] – шумный, глухой; [д’] – шумный, звонкий; [?] – шумный, глухой
3. По месту образования:  
  [б’] – губной, губно-губной; [ф] – губной, губно-зубной; [д’] – переднеязычный, зубной; [?] – переднеязычный, небно-зуб.
4. По способу образования:  
  [б’] – взрывной; [ф] – фрикативный; [д’] – взрывной; [?] – фрикативный
5. По доп. артикуляции:  
  [б’] – мягкий; [ф] – твердый; [д’] – мягкий; [?] – твердый
6. [?] – согласный; шумный, глухой; фрикативный; переднеязычный, небно-зубной; твердый [?] – [ш]

1) [б]: [м] = [н]: [?]

2) [д]: [ж] = [б’]: [?]

3) [г’]: [с] = [д]: [?]

4) [н]: [ф’] = [м’]: [?]

Задание 9. Затранскрибируйте текст. Отметьте случаи ассимиляции и оглушения согласных. Охарактеризуйте ассимиляцию: 1) по направлению (прогрессивная / регрессивная); 2) по положению взаимодействующих звуков (контактная / дистактная); 3) по результатам (полная / частичная); 4) по качеству (по звонкости, по глухости, по мягкости).

Улетели листья с тополей - Повторилась в мире неизбежность... Не жалей ты листья, не жалей, А жалей любовь мою и нежность. Пусть деревья голые стоят. Не кляни ты шумные метели! Разве в этом кто-то виноват, Что с деревьев листья улетели? (Н.Рубцов)

Пока еще звезды последние не отгорели,

вы встаньте, вы встаньте с постели,

сойдите к дворам,

туда, где – дрова, где пестреют мазки

акварели…

И звонкая скрипка Растрелли

послышится вам.

Неправда, неправда,

все – враки, что будто бы старят

старанья и годы! Едва вы очутитесь тут,

как в колокола

купола золотые ударят,

колонны

горластые трубы свои задерут.

Веселую полночь люби – да на утро надейся …

Когда ни грехов и ни горестей не отмолить,

качаясь, игла опрокинется с Адмиралтейства

и в сердце ударит, чтоб старую кровь отворить.

О, вовсе не ради парада, не ради награды,

а просто для нас, выходящих с зарей из ворот,

гремят барабаны гранита,

кларнеты ограды

свистят менуэты…

И улица Росси поёт! (Б. Окуджава)

Задание 10. Установите, в каких словах происходит ассимиляция по мягкости.

Боязнь, актер, резкий, нежность, безделье, гроздь, грязь, свёкла, твердый, ассистент, наследник, снег, рытвина, злить, смерть, есть, арбитр, затмение, свежесть.

Задание 11. Затранскрибируйте слова; отметьте в транскрипции глухие оттенки сонорных согласных.

Вепрь, внутрь, фасоль, заросль, маляр, регистр, футляр, щеголь, оркестр, артикль, удаль, букварь, вопль, семестр, спектакль, контроль, юмор, отрасль, рта, майор, мха, прибыль.

Задание 12. Затранскрибируйте группы слов, которые произносятся слитно. Обозначьте оттенки фонем <Ц>, <Ч>, <Х>.

Всех добрее, всех милее; врач ушел, врач же ушел; отец согласен, отец бы согласился; мех куницы, мех бобра; печь дымит, печь исправлена; ключ бодрости, ключ от квартиры; смех Димы, смех отца; помочь людям, помочь дома; борец болен, борец ушел; дочь Гоши, дочь Нины.

Задание 13. Затранскрибируйте текст. Дайте характеристику согласным звукам (артикуляционную характеристику, характеристику законов или процессов в области согласных):

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И наутро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес – что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно...

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы, и зима настала (И. Суриков)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: