Тема 2. Классификация гласных звуков. Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков

Тема 1. Транскрипция

Задание 1. Затранскрибировать слова: ярость, сгребавшая, вьющаяся, подтянувшее, переход, пережившая, вышивка, юннатовский, съедавшую, ястреб, обстоятельство, подтащившая, прелесть, порыжевшее, югославский, сдержавшая, льющаяся, ледоход, подшивка, радостный.

Задание 2. Затранскрибировать словосочетания: устная просьба, известная коллекция, местный вокзал, съезд парашютистов, молотьба на площадке, везти груз из Москвы, подъём вверх, честное жюри, полез на прутья, радостно визжать, пугаться птички, остаться из-за вьюги, остановиться впереди, спускаться вниз, приветствовать весну.

Задание 3. Затранскрибировать текст. Указать фонетические фразы, речевые такты, фонетические слова.

Бежит тропинка с бугорка, Как бы под детскими ногами, Все так же сонными лугами Лениво движется Ока; Колокола звонят в тени, Спешат удары за ударом, И все поют о добром, старом, О детском времени они. (М. Цветаева) От взгляда, лепета, улыбки в душе глубокой иногда свет загорается незыбкий, восходит крупная звезда. И жить не стыдно и не больно; мгновенье учишься ценить, и слова одного довольно, чтоб всё земное объяснить. (В. Набоков)

Пейзаж – не довесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание. Проще говоря, – природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой (В. Песков).

Тема 2. Классификация гласных звуков. Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков.

Задание 1. Повторите термины: звук, акустические признаки звука: высота звука, сила звука, тембр звука, длительность звука, гласные звуки, артикуляционные признаки гласных звуков, редукция, аккомодация, позиционная мена, позиционное изменение.

Задание 2. Затранскрибируйте текст. Дайте артикуляционную характеристику гласным звукам:

Сияет солнце, воды блещут, На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворён, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоенья Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей... (Ф. Тютчев)

Задание 3. Определите гласные звуки по их характеристике:

1) верхнего подъёма, заднего ряда, лабиализованный;

2) нижнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный;

3) среднего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный;

4) среднего подъёма, переднего ряда, нелабиализованный;

5) нижне-среднего подъёма, средне-заднего ряда, нелабиализованный;

6) верхнего подъёма, переднего ряда, нелабиализованный.

Задание 4. Сгруппируйте слова с одинаковыми гласными звуками в сильной позиции.

Судак, улица, яблоко, тюфяк, мясо, пылесос, солнце, объявление, шёпот, правда, впустую, ясный, южный, порядок, умный, союз, шёлк, вьюн, ужас, петь, туча.

Задание 5. Затранскрибируйте слова. Охарактеризуйте редукцию и аккомодацию. Определите, с какими гласными звуками происходит позиционная мена и позиционное изменение.

Жизнь, меньше, яд, ёлка, лыжи, слуга, мять, тюль, глазок, дочка, люк, цель, цыган, люди, мёд, съем, ёж, зелень, весна, ложь.

Задание 6. Затранскрибируйте текст. Охарактеризуйте неповторяющиеся гласные звуки.

Ночь нема, как дух бесплотный,

Теплый воздух онемел,

Но как будто мимолетный

Колокольчик прозвенел. (А. Фет)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: