Задание 1. Вспомните по три слова указанной ниже ритмической модели. Какой вывод можно сделать?
1) двусложное с ударением на первом слоге;
2) двусложное с ударением на втором слоге;
3) трехсложное с ударением на первом слоге;
4) трехсложное с ударением на втором слоге;
5) трехсложное с ударением на третьем слоге;
6) четырехсложное с ударением на первом слоге;
7) четырехсложное с ударением на втором слоге;
8) четырехсложное с ударением на третьем слоге;
9) четырехсложное с ударением на четвертом слоге
Задание 2. Определите, в каких словах ударение подвижное. Докажите.
Веселый, тропа, бедный, арбуз, стена, стол, любить, башня, земля, картина.
Задание 3. Отметьте в словах основное и побочное ударения.
Машиностроение, темно-зеленый, радиоприемник, сельскохозяйственный, заводоуправление, киносценарий, черносмородиновое, фотоснимок.
Задание 4. Затранскрибируйте текст. Расставьте в тексте словесные, тактовые и фразовые ударения.
Мелькают пальцы в ряд, рискованно и споро,
|
|
рождается мотив в сентябрьском огне,
И синие глаза, как синие озера …
Но бремя тяжких дум на их песчаном дне.
Как сладко в том краю, чужих невзгод не зная.
Чем ближе к небесам – тем ненаглядней твердь.
И плачет о своем гармоника лесная,
И на ее слезу попробуй не ответь (Б. Окуджава)
Задание 5. Определите функцию ударения в следующих парах слов.
Элктрик – электрк, дма – дом, тлас – атлс, врезать – вырезть, сло – сел, гольный – угльный, кмпас – компс, языковй – языквый, мка – мук, стны – стен, добча – дбыча, ходте – хдите, прю – пар, хос – хас, шёлковый – шелквый, змок – замк, нги – ног, ншу – нош, скра – искр, блка – белк.
Задание 6. Придумайте три диалога, в которые бы входила одна и та же фраза, но ударение падало бы на разные слова.
Я вчера написал стихотворение.
Ты поедешь на юг через месяц.
Студент хорошо отвечает на вопросы экзаменатора.