Основные проблемы современного сравнительно-исторического языкознания

Сравнительно-историч метод возник в конце 18-н 19. Его суть в том, что здесь идет сопоставление, конечная цель - реконструкция древнейш строя праязыка. Праславянский был реконструирован.

1. разработка новых приемов сравнит-историч исследования. арреальная методика Сводиша

2. ностратическая теория и проблемы моногенеза языка.

3. использование данных сравнит-историч исследования языков для объяснения обще-научн феноменов.

4. использование средств других наук для объяснения лингвистич теорий. Рулин - происхождение языка. ретроспектива и перспектива.

1. АМерик лингвист Сводиш - ученик Сепера Уорфа (соотношение языка и общества). Сводиш разрабтал методика лексико-статичстич анализа языков (метод глотто-хронологии). С его помощью определеяется:

1) скорость изменения язык явлений во времени

2) время распада праязыка

Эта методика основывается на выявлении времени распада основго ядра словарного запаса. В языках выделяется группа слов. Эти слова разн языков сравниваются на протяжении опред периода времени. Подсчитывают на сколько процентов изменились и разошлись эти слова от первоначального, и пото определяют, когда эти слова были одинаковыми к моменту распада.

Праязык алеутских чукчей распался 3 000 лет назад и эти данные Сводиша совпали с результатами физико-химич анализа угля и костра, кот там горел 3 000 лет назад, т.е. было подтверждено физико-химич анализами.

2. Моногенез языка (единство происхождения) - в рузельтет этого получили право на существованиеморфологические классификации языков, но с некоторыми исправлениями.

Суть типологич классификации:

1) полисинтетические языки (интерпарирующие) эскимосы - это слова, которые одновременно явл и предложениями (ням-ням)

2) потом из этих языков возникли аморфные (корневые) (китайск, вьетнамск и тп).

3) на базе предыдущих появл аглютинирующие языки. появл корневв и аффиксальные морфемы

4) и после фузийные языки (и.е. языки)

Н.Я. Мар - занимался кавказско-ведением. Попал в полит струю и в учение марксизма и ленинизма привнес общее языкознание. Его роль в языкозн сравнив с ролью Лысенко в биологии. Мар сформулир новое учение о языке, и ученые с русск традиц школой отстаивали свои взгляды работами или в отрыктой полемике. У Мара идея стадиального развития языков.

В 20м веке датский лингвист Педерсен обнаружил некоторые элементы родства и.е. языков и дневних языков Сибири и смело высказал предположение о том,что, вероятно, все языки северного полушария родственные. Так и родилась ностратическая теория росдтва языков северного полушария. доказательную базу позже внес Иллич-Сфивич, он обнаруж родствен элементы в след языках - русск, грузинск, якустск, японском, монгольском и тп.

По результатам данных, считается, что сущют языки, которые наиб близки тем древн языкам, кот существовали, это африканские языки - готтентотский, бушменский. этоплеменные языки, их носителей крайне мало. Основные черты этих языков:

1) говорение не на выдохе, а на вдохе. Считается, чдан черта сохр у всех народов, но проявл не всегда.(когда чел умирает, внезавсимости от принадлежности)

2) произношение каждого звука с прищелкиванием. Считается, что при этом прищелкивании, учавст мышцы живота.

ЧТо объединяет древнейш язык с современ?

1) наличие воколической и консонантной систем - гл и согл

2) синтаксич строй - номинативный строй. эргативный строй свойственнен племенным языкам.

Сравнить

рус - я читаю книга

плем - некто по средствам меня читает книгу - подразумевается нечто, а не я.

Протокавказский, протоалтайский, протоевроп, древнеафрикнские и тп - сходство в семантике (колено-изгиб - что-то сгибающееся).

3. Например - название и ощущение пространства.

Пространство, в кот мы живем - однородно и изотропно, т.е. в нем нет никаких точек отсчета и никаких отправлений. Существует 2 точки зрения откуда это все взяллось:

1) феномонологич - герих, Марх. Они считают, что эти представления врожденныеи поэтому у всех народов единны.

2) измерительаня концепция - Сейченов, Бехтелев. Они счит, что чувств система отсчета преобрет в процессе опыта на основе ассиметрии человеч тела.

Историч сравнит язык может в этом разобратсья.

Если бы было врожден, то названия у всех народов было бы одинаковое и обознач бы одно и то же.

Када и Шуху - жители островов недалеко от Австралии. Када - направо - вверх - вперед. Шуху - налево - вниз - назад. Када - хорошее, Шуху - не очень. У одних народов название верха связ с названием головы, у други - с названием неба. А название низа м б связ ногами, ягодицами, подземельем.

4. Раньше счит, что данные о яз можно было получить, опираясь на данные самого яз, или на сравнение с другими языками. Сейчас на помощь сравнит-историч методу прих другие науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: