double arrow

Вопрос 34. Стадиально-историческая последовательность парадигм художественности


Парадигма художественности – это общность, обеспечивающая взаимопонимание представлений о месте искусства в жизни человека и общества, о его целях, задачах, возможностях в средствах, связанных единством целостных ориентиров, образцов и критериев художественности.

Появление и укрепление в общественном сознании каждой такой новой парадигмы совершается в строгой стадиально-исторической последовательности, именуемой обычно литературным процессом.

Смена ведущей парадигмы художественности предполагает существенное изменение статусов субъекта, его деятельности, вытекающее из нового понимания самой природы этой деятельности. В основе всякой исторически сложившейся парадигмы художественной культуры лежит новая коммуникативная последовательность (не жанровая, традиционная, а инновационно-стадиальная).

Эти перемены приводят к смещению ценностных ориентиров художественного сознания – критериев художественности. Однако очередная парадигма художественности не способная отменить освоенного ранее – она лишь оттесняет на второй план то, что доминировало на предыдущей стадии. Новое же открытие начинает занимать центральное место. Таким образом и складывается исторически обоснованная общая теория искусства.




1) Рефлективный традиционализм (древнегреческая литература).Содержание первой парадигмы художественности состоит в осознании семиотической природы искусства, в открытии закона конвенциональности художественной деятельности, которая имеет дело со знаковым материалом и является сугубо условной - языкотворческой – деятельностью. Читателю отводится роль наблюдателя, эксперта.

2) Креативизм.Первоначальная историческая реализация креативизма – европейский сентиментализм (60е годы 18го столетия, по Аверинцеву). Искусство перестает отождествляться с наукой, начинает рассматриваться в качестве творчества. Определяющее отношение – АВТОР-ГЕРОЙ. Бытование текста больше не ограничивается жанровой данностью. Три субпарадигмы креативизма (стадии развития): предромантическая, романтическая, постромантическая.

Предромантизм:60-х годов XVIII столетия. Эта парадигма осуществила гигантское двухвековое ускорение стадиального движения художественной культуры новейшего времени, замедление которого начинает ощущаться лишь со второй половины XX века. В основе предромантической парадигмы художественности - открытие эстетической природы искусства и, в частности, освоение закона целостности (Карамзин о трагедиях Шекспира), выражающего эту сторону художественной деятельности. Вся немецкая классическая эстетика выросла на почве второй художественной парадигмы. Читатель должен обладать внутренней целостностью, а тексты наделены внутренней красотой, чтобы состоялся эмоциональный контакт автора и слушателя.



Романтизм (период уединенного сознания). Переход к романтической парадигме художественности ознаменовал осознание творческой природы искусства, выражаемой законом индивидуации (невоспроизводимости творческого акта художественной деятельности). Читатель мыслится как партнер автора по художественной игре; с этой точки зрения, читать, духовно "присваивая" текст (как пушкинская Татьяна, которая в чужом тексте "ищет и находит свой тайный жар, свои мечты"), означает для читателя становиться самим собой, обретать внутреннюю свободу самобытной личности.

Постромантизм.Классический реализм XIX века (а впоследствии - символизм) является порождением кризиса культуры уединенного сознания. В произведениях отражается поиск своего места в жизни главными героями книг, поиск своего «я», (как говорится произведения носят гностический характер, т.е. мир познается через призму своего «я»).Реалистический читатель - жизненный аналог персонажа (в иной, своей собственной экзистенциальной ситуации).



3) Модернизм.Неоклассическая художественность, начало которой положили символизм и натурализм. Определяющим отношением худ. культуру в рамках модернистской парадигмы оказывается АВТОР-ЧИТАТЕЛЬ, превращающее эффективность воздействия в главный критерий художественности. Включает в себя не менее четырех субпарадигм:

- авангардистская –проявляется в попытках преодоления креативизма, культивирует провокативную стратегию «ударного» эстетического письма.

- неопримитивизм - рекуррентную (от лат. Возвращающийся) стратегию «неумелого», «наивного» письма, ориентированного на архаические культурные модели.

- соцреализм –зарождается в «пролетарской культуре» начала 20го века – культивирует императивную стратегию политизированного письма.

- неотрадиционализм –начало положили русские акмеисты, культивирует солидаристскую стратегию «конвергентного» письмо «как диалога согласия» (Бахтин).







Сейчас читают про: