Основные стороны формы

Содержание произведений искусства может существо­вать только в соответствующей ему системе средств и способов его выражения, т. е. в художественной форме. Форма вторична по отношению к содержанию, произ-


водна от него. Вместе с тем в произведениях подлинно художественных она обладает активностью, т. е. определенной силой эстетического воздействия на читате­лей.

Литературно-художественная форма сложна и много-планова. В соответствии с давней традицией, упрочив­шейся и в советском литературоведении, мы рассмотрим форму как единство трех ее основных сторон (или «уров­ней»). Это предметная изобразительность произведения, его речевой строй и, наконец, его композиция. Названные стороны словесных произведений были выделены еще античной риторикой. Отмечалось, что оратору необходимо, во-первых, найти материал (т. е. избрать предмет, кото­рый будет обозначен речью), во-вторых, как-то располо­жить (построить) этот материал, в-третьих, воплотить его в такие слова, которые произведут впечатление на слушателей.

Термином «предметная изобразительность» обозна­чаются все те индивидуальные жизненные явления с их подробностями, которые воспроизведены писателем. Пер­сонажи произведения и показанные в нем события состав­ляют наиболее крупные единицы предметной изобрази­тельности, которые слагаются из ее компонентов.

Компоненты предметной изобразительности раз-нокачественны. Это прежде всего обозначение поступков, движений, поз, жестов, мимики персонажей. Далее — это высказывания действующих лиц, лирических героев, рассказчиков: диалоги и монологи (в том числе внутрен­ние), с помощью которых воспроизводятся деяния людей, а также их намерения, умонастроения, впечатления. Сферу предметной изобразительности составляют также обозна­чения черт наружности героев (портретные характеристи­ки), их внутреннего облика и отдельных душевных состо­яний (психологические характеристики). И, наконец, это картины природы (пейзажи) и собственно предметного, «вещного» мира, составляющие обычно обстановку изо­бражаемого действия, но порой имеющие и самостоя­тельное значение.

Перечисленные компоненты предметной изобразитель­ности, в свою очередь, слагаются из отдельных дета­лей. От эпохи к эпохе предметный (в широком смысле) мир все настойчивее осваивается в его мельчайших под­робностях.

Когда сюда, на этот гордый гроб Придете кудри наклонять и плакать...


По поводу этих строк из пушкинского «Каменного гостя» писатель Ю. Олеша заметил: «Кудри наклонять» — это результат обостренного приглядывания к вещи, несвой­ственного поэтам тех времен. Это слишком «крупный план» для тогдашнего поэтического мышления... Во вся­ком случае, это шаг поэта в иную, более позднюю поэ­тику»1.

Своего рода максимума достигла детализация изобра­жаемого в реалистической литературе второй половины XIX столетия. Знаменательно утверждение Л. Толстого, что воздействие на читателя «только тогда достигается и в той мере, в какой художник находит бесконечно малые моменты, из которых складывается произведение искус­ства»2.

Вторую сторону литературно-художественной формы составляет речевой строй произведения. Этот собственно словесный уровень формы тоже сложен и многопланов. Он включает в себя использованные писателем лексико-фразеологические ресурсы языка, семантику художествен­ной речи (в частности, применение переносных значений слова), ее синтаксис, фонетику и ритмику.

И, наконец, третьей стороной литературно-художе­ственной формы является композиция произведения. Этот термин, широко употребляемый в литературоведении и искусствоведении, произошел от латинского слова сот-ропеге, что значит складывать, строить, оформлять. Ком­позиция — это взаимная соотнесенность и расположение в тексте произведения единиц изображаемого и речевых средств. Она включает в себя и расстановку персонажей (их «систему»), и сопоставление сюжетных эпизодов, и порядок сообщения о ходе событий, и смену приемов повествования, и соотнесенность деталей изображаемого (а также отдельных речевых оборотов), и членение произ­ведения на части, главы, абзацы, строфы, акты, сцены, яв­ления и т. п. Воспользовавшись современной терминологи­ей, можно сказать, что композиция составляет струк­турный аспект художественной формы. Это совокупность соотношений между ее элементами. «Композиция — это дисциплинирующая сила и организатор произведения, — говорится в одной из литературоведческих работ. — Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в

1 Олеша Ю. Ни дня без строчки. М., 1965. С. 209.

2 Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: [В 90 т] М., 1951. Т. 30. С. 128.


целое... Ее цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи»1.

Благодаря композиции (если она поистине художе­ственна) содержание открывается читателю на протяже-ни всего текста, вплоть до финала, так что читаемое воспринимается как своего рода цепь неожиданностей. Построением произведения читателю задаются ритм подъ­емов и спадов напряжения, а также последовательность и темп сменяющих друг друга эмоций.

Композиционные приемы и средства дополняют и углубляют смысл изображенного писателем. В своей же совокупности они придают произведению завершенность и цельность. Композиция как бы увенчивает литературно-художественную форму. «В настоящем художественном произведении... — говорил Л. Толстой, — нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значения всего произведения»2.

Отметим, что в современном литературоведении бытует и иное, более локальное и узкое использование термина «композиция». Так, В. В. Кожинов единицами композиции считает приблизительно то, что нами обозначено как ком­поненты предметной изобразительности: монологи, диало­ги, портреты, пейзажи, а также повествование, описание, лирические отступления и т. п.3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: