Монополистическая конкуренция

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит так называемая монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяя свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников рынка практически невозможно.

Можно отметить следующие основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:

1) На рынке функционирует множество производителей.

2) Эти фирмы производят дифференцированную продукцию (дифференциация, т.е. различие, продукта – наличие у него таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов) и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен и уникален, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них. В то же время предприятия стремятся расширить свою область индивидуализации своей продукции с помощью товарных знаков, наименований, рекламной компании, уровня сервиса, ассортимента товара, его качества и стиля оформления.

3) Усиление дифференциации продукции естественно приводит к повышению степени контроля над предложением и над ценами по сравнению с совершенной конкуренцией, ведь каждый производитель (продавец) какого-либо особого (дифференцированного) товара стремится занять место своеобразного монополиста, пытается создать даже на ограниченном рыночном пространстве для этого товара ситуацию уникальности и неповторимости.

4) Экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, послепродажное обслуживание и т.д.).

5) Невысокие барьеры вступления с отрасль. Вступление новых фирм в отрасль сравнительно легко, хотя и может испытывать некоторые затруднения. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок «Рибок» готовы за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.

Термин «дифференциация продукта» ввел в научный оборот Э. Чемберлин, обстоятельно разработавший теорию монополистической конкуренции еще в 30-х гг. прошлого века. Он описывает ее рыночное содержание следующим образом: «Вместе с дифферен­циацией появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо сте­пени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей. По­скольку каждый является монополистом и все-таки имеет конкурентов, то мы вправе говорить о них как о «конкурирующих монополистах»; и о силах, действующих в подобной ситуации, мы можем с полным основанием гово­рить как о силах «монополистической конкуренции»... Там, где продукт дифференцирован, каждый продавец поистине является одновременно и мо­нополистом, и конкурентом».

Монополистическая конкуренция, порождаемая дифференциацией продукции, становится сегодня наиболее распространенной и даже ведущей формой конкуренции несовершенной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: