Тема. Рынки несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия

1. Модель монополистической конкуренции Э. Чемберлина

2. Механизм олигополистической конкуренции в моделях П. Свизи и О. Курно

3. «Ценовая война» и координация действий олигополистов. «преимущество первого хода А. Чандлера

1. Модель монополистической конкуренции Э. Чемберлина

Функционирование рынка монополистической конкуренции описывается моделью Э. Чемберлина, в основе которой лежат следующие допущения:

1. Спрос на продукцию фирмы-монополистического конкурента не является абсолютно эластичным, т.е. кривая фирменного спроса и кривая предельного дохода имеют ниспадающий характер и цена Р больше предельного дохода MR для любого объема производства Q.

 
 


2. Изделия разных фирм не являются однородными.

3. Т.к. количество фирм достаточно велико, то каждая фирма ведет себя так, как если бы ее решения относительно цены и объема выпуска не влияли на поведение остальных фирм. Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы высокоэластична.

4. Положение всех фирм в отрасли абсолютно идентично (симметрично).

Из указанных допущений следует, что на продукцию отдельной фирмы существует 2 кривые спроса:

1) когда только эта фирма изменяет цену (высокоэластичная кривая спроса d при условии ceteris paribus);

2) когда все фирмы отрасли одновременно изменяют цену (низкоэластичная кривая спроса D при условии mutatis mutandis[1]).

 
 


Предположим, что фирма-монополистический конкурент снижает цену на свою продукцию. Если остальные фирмы не следуют ей, то объем спроса на продукцию данной фирмы возрастает весьма значительно (т.к. товары имеют весьма значительную, хотя и не полную, замещаемость). Если прочие фирмы также снижают цену, то прирост объема спроса для данной фирмы будет весьма незначительным. Т.о., спрос в случае, когда только данная фирма снижает цену, эластичнее спроса при снижении цены всеми фирмами.

Рассмотрим ситуацию в отрасли в краткосрочном периоде (кривая MR строится для кривой d). Фирма максимизирует прибыль при условии .

 
 


Т.к. цена является оптимальной для данной фирмы, то она оптимальна и для всех прочих фирм отрасли. Следовательно, кривые d и D пересекаются в точке А.

Установление равновесия в долгосрочном периоде характеризуется ростом числа фирм в отрасли при наличии краткосрочной прибыли или снижением числа фирм при наличии краткосрочных убытков. Предположим, что число фирм растет. Т.к. каждая фирма борется за равную долю рыночного спроса, то спрос на продукцию каждой фирмы снизится. Вход фирм в отрасль (падение спроса) будет продолжаться до тех пор, пока прибыль каждого конкурента не упадет до нуля. Графически это отражается сдвигом кривой d влево вниз до точки ее касания с кривой (точка А).

 
 


Сравним условия долгосрочного равновесия монополистического конкурента с ситуацией в совершенно конкурентной отрасли. При совершенной конкуренции равновесие наблюдается при условии . Т.о., рыночная эффективность при монополистической конкуренции оказывается ниже, чем при совершенной конкуренции:

1) ; , т.е. возникает безвозвратная потеря благосостояния;

2) хотя как и при совершенной конкуренции, но для , т.е. единичные издержки при монополистической конкуренции превышают минимально возможные для отрасли. Такую ситуацию Э. Чемберлин охарактеризовал, как наличие избыточных производственных мощностей, что выступает платой общества за наличие дифференцированных товаров (за разнообразие).

2. Механизм олигополистической конкуренции в моделях П. Свизи и О. Курно

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно.

Особенностью рынка олигополистической конкуренции является ограниченное количество производителей в отрасли, что приводит к значительной зависимости результатов функционирования отдельной фирмы от поведения прочих конкурентов.

Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной.

Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений фирмы-конкурента, заинтересованной в максимизации своей прибыли.

Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке.

1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия (модели П. Свизи, О. Курно, Г. фон Штакельберга, Ж. Бертрана).

2. (Картель или сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками.

3. "Игра по правилам", при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли.

Нескоординированная олигополия. Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса, предложенная независимо П. Свизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной негибкости цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

Предположим, что в отрасли действует только две фирмы. Конкуренты по-разному реагируют на изменение цены в сторону повышения и в сторону снижения своим соперником.

Если фирма А снизит цену на свою продукцию, то фирма В потеряет своих клиентов. Следовательно, фирма В также будет понижать свою цену. В результате прирост объема спроса на продукцию фирмы А будет незначительным, т.е. спрос является неэластичным.

Если фирма А повысит цену, то фирма В получит новых клиентов. Следовательно, фирме В невыгодно поддерживать повышение цены фирмой А. В результате фирма А потеряет значительный объем спроса, т.е. спрос является высокоэластичным.

Т.о., при снижении цены спрос неэластичен (кривая спроса ), при повышении цены спрос эластичен (кривая спроса ). Общая кривая спроса олигополии имеет вид ломаной кривой.

Ломаный вид имеет также кривая предельного дохода MR. Более того, она получает разрыв при (что объясняется наличием различных наклонов кривых MR). Разрыв кривой MR позволяет фирме значительно менять издержки (от до ) без изменения максимизирующего прибыль объема производства .

К недостаткам модели можно отнести то, что она не объясняет, почему первоначальная «цена перелома» не находится выше или ниже.

Центральным моментом модели дуополии О. Курно является понятие равновесия на дуополистическом рынке. Под равновесным понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска (равновесие Курно-Нэша).

Модель основана на следующих допущениях:

1. На рынке присутствуют две идентичные фирмы.

2. Предельные издержки каждого дуополиста постоянны и равны .

3. Каждый дуополист рассматривает объем производства другого как фиксированное число, величина которого не зависит от его собственных производственных решений.

Представим функцию общего рыночного спроса как , где – объемы производства фирм 1 и 2 соответственно, причем .

Если фирма 1 рассматривает как заданную величину, то ее кривая спроса имеет вид: . Иными словами, фирма 2 получила первые единиц объема рыночного спроса, оставляя остальное фирме 1. Отрезок общей кривой рыночного спроса, на котором действует фирма 1, называется кривой остаточного спроса.

 
 


Фирма 1 максимизирует прибыль, применяя условие . Тогда ее кривая предельного дохода имеет вид: . Следовательно, .

Полученное уравнение называют «функцией реакции» для фирмы 1 – .

Функция реакции – кривая, которая показывает, какой объем продукции будет поставлять на рынок один олигополист при каждом данном объеме продукции, поставляемом другим олигополистом.

Поскольку дуополия Курно полностью симметрична, функция реакции фирмы 2 имеет точно такой же вид: .

 
 


Выбор фирмой 1 выпуска ведет к выбору фирмой 2 выпуска на своей функции реакции. Т.к. фирма 2 изменяет свой выпуск, то фирма 1 также должна изменить свой объем выпуска.

Правило дуополии Курно: если дуополист 1 снизит свой выпуск на единицу, то дуополист 2 увеличит свой выпуск на половину единицы.

Равновесие в модели устанавливается при достижении обоими дуополистами точки – точки равновесия Курно-Нэша. Для нахождения его параметров подставим в функцию реакции фирмы 2:

; . После ряда преобразований получаем:

.

Следовательно, ; ; .

Используя условия ; , т.к. , определим прибыли каждого дуополиста и отрасли в целом:

;

.

Сравнение результата функционирования рынка в условиях дуополии Курно, совершенной конкуренции и монополии показано на графике.

 
 


3. «Ценовая война» и координация действий олигополистов. «преимущество первого хода А. Чандлера

Рассмотрим следующую ситуацию. Предположим, что фирма А снижает цену и фирма В следует ей. Тогда фирма А, чтобы выдавить фирмы В с рынка, вновь снижает цену и фирма В вынуждена поддержать ее.

 
 


Подобное снижение цены будет продолжаться до достижения обеими фирмами уровня единичных издержек (при предположении, что оба конкурента работают в идентичных условиях одинаковых издержек и спроса), когда прибыль станет нулевой. Такая ситуация получила название «ценовая война».

В попытке избежать ценовую войну фирмы могут:

1) использовать систему ценового лидерства. Ценовой лидер – как правило, наиболее крупная и эффективная фирма, назначающая цену на свою продукцию без учета реакции своих конкурентов. Прочие фирмы (последователи) поддерживают предпринятое лидером повышение или понижение цены без заключения какого-либо формального соглашения (молчаливый сговор).

Если одна из фирм повышает цену относительно определенного уровня, вторая, несмотря на возможность увеличения ее доли рынка, начинает поддерживать первую фирму и также повышает цену, сохраняя первоначальное разделение рынка. Прибыль обеих фирм в силу реакции спроса будет возрастать. Поведение каждой фирмы на своей части рынка приобретает монопольный характер. Цена растет, доходы фирм увеличиваются, а объем предложения снижается.

2) войти в тайный ценовой сговор посредством образования картеля.

Картель – соглашение между производителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям, что имеет своей целью максимизацию прибыли. В данном случае картель начинает действовать как рыночный монополист.

При картельном сговоре каждая фирма получает свою квоту выпуска продукции, которую она, согласно условиям договора, не должна превышать, чтобы не подорвать монопольную цену Рn.

На рис. LMC и LAC означают соответственно предельные и средние издержки в долгосрочном периоде. Qn – объем производства картеля, состоящий из квот входящих в него фирм. Рc – цена, которая установилась бы в условиях совершенной конкуренции, а Qc – объем производства, соответствующий условиям совершенной конкуренции.

Сговор облегчается в том случае, если фирмы-олигополисты, входящие в картель, имеют приблизительно одинаковый уровень издержек производства и производят однородную продукцию.

Проблема устойчивости картеля зависит от того, насколько сильны стимулы у его участников соблюдать условия сговора. Как правило, картельные объединения недолговечны, что объясняется следующими причинами:

· тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству, и высок риск его раскрытия;

· олигополистам тяжело договориться по цене и объемам долей рынка, так как, даже выпуская однородную продукцию, они на практике имеют различные предельные издержки и кривые спроса;

· участники тайного соглашения имеют серьезное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью максимизации своей и только своей прибыли. Если один из участников попытается увеличить свою квоту выпуска, то, при условии, что все остальные соблюдают условия договора, «обманщик» получит больший доход. Ведь его доля на рынке недостаточно велика, чтобы повлиять на установленную монопольную цену. Таким образом, нарушитель может продать больше продукции по монопольной цене. Но если и другие участники картеля попытаются обмануть своих партнеров и поступят аналогично нарушителю, то объем их совместного предложения на рынке так увеличится, что монопольная цена рухнет, упав до конкурентного уровня;

· жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены сократить выпуск. Из-за недоиспользования мощностей средние издержки фирм-олигополистов возрастут. В таких условиях картельные соглашения, как правило, разрушаются.

Проблемы устойчивости картельных соглашений и поведения фирм в условиях олигополистической конкуренции анализируют с привлечением инструментария теории игр.

В заключение несколько слов о проблеме общественной эффективности олигополии как особого типа рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что в форме картеля олигополия крайне не эффективна. Как уже было сказано, в этом случае речь фактически идет о групповой монополии.

Сложнее обстоит дело с нескоординированной олигополией и "игрой по правилам". Разумеется, и этим формам олигополии свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. Более того, из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки проявляются при олигополии много сильнее, чем, скажем, при монополистической конкуренции.

На первый взгляд может показаться, что из теории олигополии можно почерпнуть лишь негативное отношение к крупным фирмам.

Трудами ряда ученых и, в частности, современного американского экономиста Альфреда Чандлера выявлены положительные стороны деятельности крупных олигополистических предприятий и разработаны практические рекомендации по формированию эффективной рыночной стратегии гигантов – использованию "преимуществ первого хода".

Прежде всего на обширнейшем фактическом материале была выявлена следующая закономерность: переход отрасли в олигополистическое состояние обычно сопровождается резким увеличением производительности труда. Приведем хотя бы самые знаменитые примеры.

В основе столь впечатляющего прогресса лежит экономия от масштаба. Толчок к прогрессивному преобразованию отрасли обычно дает резкое увеличение оптимального размера фирмы, связанное с изобретением некой новой технологии или продукта. Однако если бы концентрация производства определялась только оптимальными размерами заводов, то на рынках действовало бы значительно больше фирм, чем наблюдается в действительности. И многие из этих рынков оказались бы не олигополистическими, а рынками монополистической конкуренции.

Есть еще один мощный фактор, способствующий олигополизации отраслей. Крупные предприятия с их высокопроизводительным и, что особенно важно, дорогостоящим оборудованием только тогда эффективны, когда их производственные мощности не простаивают. Продукция фирмы должна иметь устойчивый рынок. А это означает, что предприятию необходима обширная снабженческая и сбытовая сеть, мощные управленческие структуры, проектно-конструкторские подразделения и т.д. Выдержать связанные с этим огромные расходы могут лишь очень большие фирмы.

Иными словами, значительная часть экономии от масштаба возникает не на уровне отдельной технологической установки или завода, а на уровне всей фирмы в целом. Как правило, не фирмы-олигополисты изобретают новые продукты и технологии. Но именно они строят на базе этих технологий гигантские заводы и обеспечивают их эффективную эксплуатацию. А потому именно им обычно удается добиться существенного снижения затрат.

А. Чандлер показал, что для достижения успеха на рынке крупная фирма должна осуществить взаимосвязанные инвестиции в трех направлениях: 1) создание крупного производства; 2) создание общенациональной (а затем и интернациональной) сбытовой и маркетинговой сети; 3) создание дееспособного управленческого аппарата. Компания, которой удается первой в своей отрасли решить эти задачи, надолго приобретает своеобразную фору в борьбе с конкурентами – уже упомянутое "преимущество первого хода".


[1] Mutatis mutandis – с лат. «с соответствующими изменениями».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: