Введение. Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на четырех основных элементах рыночного механизма: цене

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на четырех основных элементах рыночного механизма: цене, спросе, предложении, конкуренции.

Изменение цен служит ориентиром для производителя при определении объемов производства, что, в свою очередь, обусловливает выбор технологии производства.

При превышении предложения товаров над спросом на них конкурентная борьба усиливается, что, как правило, ведет к понижению цен и сокращению производства данного товара. К обратной ситуации приводит относительный дефицит товара.

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Конкуренция, таким образом, является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Основными формами, объединяющими все многообразие рыночных структур, являются совершенная и несовершенная конкуренция.

Современный термин «конкуренция» происходит от латинского слова concurrentia, означающего столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. В рыночной экономике конкуренция выполняет важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом.

Действительно, в ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их прекращается. Вне конкурентной среды индивид удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: «что производить?», «как производить?», «для кого производить?».

Развитие конкурентных отношений тесно связано со стихийным расщеплением экономической власти. При его отсутствии потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть раздроблена и потребитель имеет дело со множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

Конкуренция - естественный атрибут рынка, на котором встречаются обособленные товаропроизводители, сталкиваются их интересы, связанные с продажей товара или оказанием услуг одним и тем же потребителям. Успехи в борьбе на рынке, сколь бы мизерны они ни были, всегда являются результатом ущемления интересов других конкурентов. В самом общем виде под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в одной и той же цели.

Экономическая конкуренция - это рыночное соперничество, или соревнование экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью добиться приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Борьба за потребителя должна быть непременным условием существования любого предприятия в условиях рынка.

Что выигрывает потребитель от конкуренции? При наличии конкуренции на рынке производители стремятся к постоянному снижению своих затрат на производство товаров, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность умень­шить розничные цены. Таким образом, повышая эффективность производства, конкуренция способствует снижению цен. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.

Следовательно, производители на рынке должны создавать новые товары и услуги для завоевания большей части рынка, постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта. В условиях развитой экономики такая борьба может вестись только путем расширения ассортимента товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. В итоге выигрывает как потребитель, так и все общество в целом. В этом и состоит суть системы свободного предпринимательства. Она основывается на том, что конкуренция наилучшим образом служит интересам всех членов общества.

В экономической теории выделяются разные виды, формы и методы конкуренции. По субъектам конкурентных отношений различают конкуренцию производителей, покупателей, продавцов, между покупателями и продавцами и др. По применяемым средствам и методам выде­ляют ценовую и неценовую конкуренцию. Недобросовестной или нечестной конкуренцией принято считать использование конкурентами ложных утверждений, информации, чужого товарного знака и другие действия.

Все виды конкурентного соперничества условно можно разделить на те, в которых соревнуются между собой производители, и те, где главными действующими лицами выступают потребители. В условиях развитых рыночных отношений значение конкуренции потребителей не столь велико, поскольку обычное состояние рыночной экономики - соревнование производителей товаров и услуг. Конкуренция делится на чистую конкуренцию и соперничество. Чистая конкуренция наблюдается в тех отраслях, где аналогичные продукты или услуги производят многие фирмы и любая из них может перепрофилировать свою продукцию на другую отрасль. Если же в отрасли немного фирм (менее 20), то конкуренция протекает в совершенно ином ключе и характеризуется как соперничество. Различают также совершенную конкуренцию между фирмами, монополистическую, внутрифирменную («бухгалтерскую») конкуренцию.

Совершенная конкуренция предполагает, что фирмы, выходя на рынок, друг с другом не конкурируют и свободно борются за потребителя. На практике такая конкуренция отмечена в США на рынке сельскохозяйственных продуктов. В других случаях чистая конкуренция существует только в экономических теориях.

Внутрифирменная, или «бухгалтерская», конкуренция появилась в 1920-е годы. Ее сущность заключается в том, что различные подразделения в рамках одного крупного образования конкурируют друг с другом в области улучшения стиля работы, качества продукции, уменьшения производственных издержек. Эта конкуренция обнаруживается при сравнении финансовых и бухгалтерских документов различных подразделений.

В маркетинге различают три формы конкуренции: функциональную, видовую, предметную.

Функциональная конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами, например, для занятия туризмом необходимы лодки, велосипеды, машины и т.д. Поэтому эти товары функционально конкурируют друг с другом.

Видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-либо существенно важным характеристикам (например, различные виды принтеров - лазерные, струйные, матричные).

Предметная конкуренция возникает в результате выпуска идентичных товаров, различающихся только качеством изготовления (например, радиоприемники, автомобили).

Не меньшее значение имеет и межотраслевая конкуренция, позволяющая направлять гигантские потоки капитальных вложений не «на глазок» исходя из мифических производственных потребностей, а на основе действительных, реально существующих личных потребностей. Этот вид конкуренции обеспечивает переливание капитала между отраслями.

Соперничество предприятий одной отрасли (внутриотраслевая конкуренция) за получение сверхприбыли, которой можно добиться, лишь непрерывно совершенствуя, развивая производство, позволяет не просто следовать в фарватере НТП, а находиться все время впереди.

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет следующие основные типы рынка.

1. Рынок совершенной конкуренции.

2. Рынок несовершенной конкуренции, в свою очередь подразделяющийся на:

• монополию;

• олигополию;

• монополистическую конкуренцию.

В такой последовательности мы и будем рассматривать перечисленные выше типы рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: