double arrow

Олигополия

Часто в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия.

Олигополия (от греч. oligos – немногий и pōleō – продаю) – тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть.

Этот вид конкуренции характеризуют следующий основные черты:

1) Существование нескольких крупных фирм, господствующих на рынке (на рынке автомобилей в России – это «ВАЗ», АЗЛК», «ЗИЛ», «ГАЗ, «КамАЗ»).

2) Производимая ими продукция может быть как разнородной (автомобили, химическая продукция, сигареты), так и однородной (алюминий, сталь, нефть).

3) Ограничения по вхождению новых фирм в отрасль, они связаны с большими расходами на патентование и лицензирование технологии производства, на рекламу, а также являются следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем, чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

4) Всеобщая взаимозависимость фирм в принятии решений по ценам и объему производства; ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов; действия фирм-конкурентов – это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства.

5) Каждая фирма своими действиями способна оказывать существенное влияние на рыночную цену, при чем это влияние зависит от взаимодействия фирм, особенно при тайном сговоре.

Рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией (от греч. oligos – немногий и opsōnia – закупка).

Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты – не только конкуренты, но и негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, устанавливаемых другими олигополистами. Таким образом, ценовое поведение олигополиста сковано взаимозависимостью. Олигополисты как бы находятся в одной лодке, они слишком крупны и несогласованные телодвижения опасны. Однако у них нет возможности договориться между собой, так как сговор воспрещается антимонопольным законодательством. Вступление же в тайное соглашение довольно рискованно, поскольку нет уверенности в прочности союза с конкурентом. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть, или предугадывать, поведение своих конкурентов.

Аналогичные ситуации рассматриваются в теории игр. Поведение участников команды, которые должны принять наилучшее для них решение, но не имеют возможности договориться, называется некооперативным. Наиболее простая и распространенная модели матричная модель, с помощью которой исследуется некооперативное поведение, называется «дилеммой заключенных».

Это классический пример теории игр в экономике: двух заключенных обвинили в совместном совершении преступления. Они находятся в отдельных тюремных камерах и не могут поддерживать связь друг с другом. Если оба сознаются – каждый получит срок наказания в 5 лет. Если оба не сознаются – дело не будет доведено до конца, и каждый получит по два года. Если один сознается, а другой нет – то первый получит 1 год наказания, а другой – 10 лет. Матрица возможных результатов:

Заключенный А   Заключенный Б
Признался Не признался
Признался        
Не признался        

Перед заключенными стоит дилемма: признаваться или не признаваться. Если бы они могли договориться, чтобы не признаваться, то они бы не признались и получили бы по 2 года наказания. Но даже если бы такая возможность существовала, они не могут доверять друг другу. Если один не признается, то он рискует, что второй этим воспользуется. Поэтому, чтобы не делал первый, второму всегда выгоднее признаться. Тогда вероятнее всего признаются оба и пойдут в тюрьму на 5 лет. Такое предположение о худшем (подельник сознается) будет в данном случае более рациональным, так как это будет наименее рискованным вариантом.

Олигопольные фирмы часто сталкиваются с дилеммой заключенных. Предположим, две фирмы – естественные продавцы на рынке. Они сталкиваются с дилеммой: какую цену устанавливать, высокую или низкую? Если договорятся и оба установят высокую цену, то получат по 20 млн. руб., если установят оба относительно низкую цену – то по 15 млн. руб., если одна из фирм установит высокую цену, а вторая – низкую, то первая получит 10 млн. руб., вторая – 30 (за счет первой), т.е. есть стремление к обману. Матрица возможных результатов:

Фирма А   Фирма Б
Высокая цена Низкая цена
Высокая цена        
Низкая цена        

Очевидно, что каждой фирме выгодно назначить относительно низкую цену, независимо от того, как поступят конкуренты. Поэтому фирмы назначат низкие цены и получат по 15 млн. руб. Дилемма заключенных объясняет жесткость цены при олигополии.

Еще одной моделью ценового поведения олигополистов является лидерство в ценах. В данной модели доминирующая на рынке фирма меняет цену, а все другие следуют этому изменению, то есть координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Ценовому лидеру с молчаливого согласия всех остальных отводится ведущая роль в установлении отраслевых цен. Ценовой лидер может объявить об изменении цены, и, если его расчет верен, то остальные фирмы также увеличивают цены. В результате отраслевая цена изменяется без тайного сговора. Например, «Дженерал Моторс» устанавливает на свою новую модель определенную цену, а «Форд» и «Крайслер» назначают на свои новые автомобили того же класса примерно ту же цену. Если же другие фирмы не поддерживают лидера, то он отказывается от увеличения цены, причем при частом повторении подобной ситуации происходит смена лидера на рынке.

Такая модель поведения олигополистов распространена в странах с развитой рыночной экономикой особенно в обрабатывающей промышленности. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены. Следуя и за повышением, и за понижением цены лидера, ведомые фирмы являются ценополучателями. Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм, идущих в ее фарватере. Например, в США лидер сигаретной промышленности «Рейнольдс» в течение 20 лет только шесть раз изменял цены на продукцию отрасли.

Частный случай олигополии – дуополия (два продавца). Поведение дуополии описывает Модель Курно.

Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках:

­ на рынке присутствует только две фирмы, обе фирмы производят однородный товар, им известна кривая рыночного спроса;

­ обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, причем самостоятельно и независимо друг от друга;

­ каждая считает цену и объем производства конкурента постоянными.

Рассмотрим данную модель (рис. 1) с помощью кривых реагиро­вания. Кривые реагирования показывают максимизирующие прибыль размеры выпуска, который будет осуществляться одной фирмой, если даны объемы выпуска фирмы-соперника. Если бы фирма А выпускала 30 ед., то выпуск фирмой Б был бы равен нулю. Если бы QБ = 30, то QА = 0. Фирма А начинает производство первой. До того, как фирма Б нач­нет производство, фирма А обладает всем рынком и чувствует себя мо­нополистом, выбирая объем производства 15 единиц, максимизирую­щий его прибыль. Затем на рынке появляется фирма Б, предполагая, что фирма А не будет отвечать изменением выпуска. Фирма Б сможет об­служить всех тех покупателей, которые купили бы продукцию, если бы цена упала ниже текущей цены фирмы А. В этом случае объем выпуска фирмы Б составит 7,5 единицы. Падение цены товара, вызванное дополнительным производством фирмы Б, приводит к изменению кривой спроса фирмы А. Теперь уже А предполагает, что Б будет производить 7,5 единицы продукции. Он от­регулирует свой выпуск до 11,25 единицы. Теперь очередь фирмы Б отвечать снова. Он увеличивает объем до 9,4 единицы. В следующих периодах выпуск фирмы А будет продолжать сни­жаться, в то время как выпуск фирмы Б — увеличиваться (правда, на все меньшую величину). Процесс приспособления продолжается. Конечный равновесный выпуск каждой фирмы достигает 1/3 конкурентного вы­пуска (общий рыночный выпуск равен 2/3 равновесного конкурентного выпуска при данном спросе на товар). Пересечение кривых реагирования двух фирм — точка Е показыва­ет равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает самое оптимальное для себя решение. При равновесии Курно каждый дуополист устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль при данном объеме производства своего конкурента, и поэтому ни у одного дуополиста нет стимула ме­нять свой объем производства. Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты кон­курируют друг с другом.

Ситуация принципиально изменится, если дуополисты достигнут соглашения и будут коллективно намечать объем производства таким образом, чтобы максимизировать совокупную прибыль, а затем разде­лить ее пополам. Тогда множество возможных решений придется w контрактную линию. И если они будут делить прибыль пополам, то и будут производить каждая половину продукции (в нашем примере по 7,5 единицы). Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (20 > 15), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (20 < 30).

Монополия: сущность, причины возникновения, типы и организационные формы.

Полной противоположностью совершенной конкуренции служит чистая монополия.

Чистая монополия (от греч. monos – один и pōleō – продаю) – тип рынка, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов, заменителей.

В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один-единственный производитель товаров, не имеющих субститутов, поскольку большинство товаров имеют заменители. Поэтому чистая монополия, как и совершенная конкуренция – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации. Хотя, если рассматривать рынок в масштабах отдельного региона или, например, города, то ситуация, где наблюдается «чистая» монополия, будет довольно типичной (единственный аэропорт, одна железная дорога, одна электростанция, одна бензоколонка и т.п.).

Таким образом, можно рассматривать монополию с двух сторон. Под монополией понимается:

1. крупное предприятие, которое занимает лидирующее положение в определенной отрасли;

2. такое положение фирмы на рынке, которое позволяет ей контролировать рынок данного товара, определять объем производства товара и воздействовать на его цены.

Монопольное положение на рынке может занимать не только крупное, но и небольшое предприятие, если только оно поставляет на рынок основную массу продукции данного вида. С другой стороны, крупное предприятие может и не быть монополистом, если его доля в общем предложении невелика.

Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.

Проанализируем возможные причины, которые могут вызвать появление монополий:

1. Фирма контролирует источники сырья, которое не может быть добыто в другом месте. При контроле фирмой уникальных источников сырья, другие фирмы не в состоянии вступить на рынок ее товара. В этих условиях возможен выпуск более или менее близких заменителей, что значительного влияния на рынок оказать не может. Например, выпуск бриллиантов ограничен из-за их редкости, в ряде случаев их заменяет бижутерия, стоящая значительно дешевле, но на рынок настоящих бриллиантов это существенного влияния не оказывает.

2. Фирма имеет такие низкие издержки производства, транспортировки или сбыта, что полностью устанавливает контроль над всем рынком данного товара, который реализуется ею по исключительно низким ценам, недопустимым для других компаний. Как правило, низкие издержки производства у фирмы могут возникать в результате использования лучших технологий, которыми не могу пользоваться другие фирмы. Устанавливая низкие цены, монополия создает естественный барьер для входа конкурентов на рынок. Такая ситуация может продолжаться довольно долго, пока у других фирм не появится более совершенных технологий. Монополия, несмотря на низкие цены, получает значительные прибыли, что создает ей потенциальные возможности более быстрого совершенствования технологий и удержания рынка.

3. Фирма производит и продает такой товар, спрос на который ограничен территориально. Территориальное ограничение спроса также делает фирму монополией, так как вхождение на рынок других фирм повлечет за собой значительных затрат, а так как спрос данного товара ограничен, то все фирмы рискуют получить убытки.

4. Фирма владеет патентом на производство данного продукта или на новую технологию обработки продукта, которые отсутствуют у других. Патентование, одна из форм существования современных монополий. Патентованная продукция защищена юридически, поэтому для выхода на рынок новая фирма должна выкупить у монополии патент на производство. Это связано со значительными денежными затратами и передача патента возможна, если будут разделены территориально.

5. Фирма получает от государства исключительное право на реализацию данного товара или услуги. Получение государственного разрешения на реализацию товара или услуги также делает фирму монополией на период действия государственного договора.

В силу названных причин фирма приобретает исключительное положение, может контролировать цену и поэтому выбирать такую цену, которая является наилучшей для монополии, и будет приносить ей доход. В результате действия вышеназванных причин в условиях монополии возникают барьеры для вступления в отрасль, которые могут быть практически непреодолимыми. Такими препятствиями для вхождения в отрасль других фирм могут быть:

­ низкие издержки производства крупной фирмы, монополизировавшей рынок (эффект масштаба);

­ большие капитальные затраты для начала производства, которые должны осуществить новые участники рынка;

­ приверженность потребителей к определенному товару (торговой марке);

­ наличие государственных патентов и лицензий;

­ исключительные права на важнейшие источники сырья;

­ предоставление правительством одной фирме статуса единственного продавца;

Исторически процесс возникновения монополий протекает со второй половины XIX века. В этот период начинают появляться крупные предприятия и объединения. Этому способствовало бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электроэнергии. Происходило развитие процессов

­ концентрации капитала (т.е. сосредоточение, наращивание капитала посредством соединения капиталов разных владельцев, собственников, а также за счет превращения прибыли в капитал, капитализации доходов; сосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм);

­ централизации капитала (т.е. рост размеров капитала в результате объединения нескольких капиталов или поглощения одного капитала другим; важнейшая форма централизации капитала – акционерные общества).

Результатом этих процессов стало возникновение монополий, которые принимали следующие организационные формы:

1) Картель – соглашение (договор) между предпринимателями о регулировании объемов производства и количества выпускаемой продукции, условиях сбыта продукции, найма рабочей силы. Участники картеля договариваются о разделении рынков сбыта и установлении согласованных цен. Участники картеля сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность. Самостоятельно осуществляют закупку сырья и совершенствование производства. Договор о разделе рынков предполагает устранение конкуренции между членами картеля, этому же служит и договор о единой цене. Согласование объемов производства позволяет картелю контролировать спрос и предложение на рынке.

2) Синдикат – объединение предпринимателей, осуществляющее централизованно для всех своих членов закупки сырья и реализацию производимой продукции. Участники синдиката сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но утрачивают коммерческую самостоятельность. Сегодня синдикат как форма организации бизнеса не имеет широкого распространения.

3) Трест – объединение, в котором участники теряю не только, снабженческо-сбытовую, но и производственную самостоятельность. Кроме того, в такой монополии может объединяться и собственность, т.е. входящие в нее фирмы теряют и юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредоточивается в руках правления или головной компании. Преимущественное развитие тресты получили в отраслях, производящих однородную продукцию. В современный период тресты встречаются редко. В СССР (в 1920-30 гг.) тресты – хозрасчетные объединения предприятий одной отрасли, объединения предприятий, близких по роду продукции и или характеру обработки сырья. В России тресты – это организационно-производственная единица, распространенная в строительстве (напр., строительно-монтажные тресты и др.).

Реальная власть в тресте сосредоточивается в руках правления или головной компании. Преимущественное развитие тресты получили в отраслях, производящих однородную продукцию. Впервые тресты появились в США в 1879 году.

Предприятия треста осуществляют свою деятельность на основе объединенного производственного капитала, результаты деятельности расцениваются на основе вложенного капитала. Наиболее простой способ объединения капитала – это его акционирование. Товарно-материальные ценности, объединяемые в единое производство проще всего оценить в денежной форме. Имущественный пай, оцененный в денежной форме, лежит в основе распределения прибыли. Основным принципом распределения прибыли в тресте является: «равновеликая прибыль на равновеликий капитал». Особенностью данной формы объединения является то, что это первая форма, в которой собственник капитала может выходить из дела только с денежным эквивалентом своего имущественного пая.

В соответствии с механизмом управления трестов акционеры различных предприятий передоверяют свои акции доверенным лицам или опекунам, получая взамен акции сертификат. Акционеры продолжают получать дивиденды, но отказываются от своего права голоса, полностью отдавая опекунам контроль над всеми предприятиями, вошедшими в трест.

4) Концерн – объединение предприятий, которые могут отличаться по форме товарного продукта, но они связаны между собой технологической цепочкой по производству конечного продукта. В концерн могут также входить предприятия смежных отраслей, транспорта, торговли, сферы услуг, финансовые учреждения, научно-исследовательские учреждения, учебные центры, испытательные полигоны.

Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входящие в концерн предприятия, производящие отдельные товары, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Фактически в рамках концерна может наблюдаться высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями. По форме концерн может не отличаться от треста, но если трест создается для захвата рынка, то концерн – объединение прежде всего производственного характера. Иногда в качестве руководящего органа создается специальное общество – холдинговая компания, владеющая контрольными пакетами акций разных компаний. Предприятия и организации – участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. На принципах диверсификации концерн возглавляет правление, которое формируется из представителей входящих в концерн предприятий и объединений. Правление решает принципиальные экономические и финансовые вопросы деятельности концерна и осуществляет контроль и общее руководство его делами. Оперативное руководство осуществляет совет директоров.

5) Конгломерат – объединение предприятий, не связанных между собой производственно или технологически. Такое объединение возникает в результат проникновения крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы, т.е. конгломерат можно рассматривать как концерн особого вида. В условиях конгломерата сохраняется высокая степень самостоятельности входящих в него фирм и децентрализация управления. Первые конгломераты появились в 1960-х гг. преимущественно в США.

Вышеназванные организационные формы монополий представляют собой искусственные монополии, так как эти объединения возникают в результате заключения между отдельными предприятиями соглашений, которые определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены и т.д.

Кроме этого, существуют так называемые естественные монополии – это такое состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства, которые обусловливают меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.д.). Российское законодательство выделяет следующие отрасли, где допустимы естественные монополии:

­ транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

­ транспортировка газа по трубопроводам;

­ услуги по передачи электрической и тепловой энергии;

­ железнодорожные перевозки;

­ услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

­ услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Также может быть государственная монополия – на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.

В результате научно-технического прогресса и монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением возникает временная монополия. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение на получит всеобщего распространения.

Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos – один и opsōnia – закупка). Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

Роль монополии в экономике двойственна.

Положительная сторона монополии в том, что такое крупное объединение имеет возможность

­ применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

­ выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологий, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

­ противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики.

В тоже время отрицательный эффект состоит в том, что монополия имеет возможность:

­ увеличить свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

­ «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня;

­ ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, издержки производства;

­ в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

Поскольку деятельность монополий может носить антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

Антимонопольная политика – государственная деятельность, связанная с формированием условий функционирования субъектов рыночных отноше­ний, направленная на достижение оптимального для данного места и време­ни сочетания эффективности и конкуренции.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополиями:

­ поощрение создания товаров-заменителей;

­ поддержка новых фирм малого и среднего бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);

­ предоставление государственных заказов;

­ привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

­ финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

­ государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующие антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США. Оно базируется на трех основных законодательных актах:

1) Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, сговор о ценах.

2) Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ценовую дискриминацию, определенные виды слияний и др.

3) Закон Робинсона-Пэтмена (1936 г.) запрещал «ножницы цен», ценовую дискриминацию и др.

Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль над ценами; контроль за слиянием компаний. Следует отметить, что западноевропейское законодательство более либерально.

В России в 1991 г. принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП) – сейчас Федеральная антимонопольная служба. Согласно российскому законодательству доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Однако доминирующим может быть признано по решению Антимонопольного комитета положение фирмы при доле рынка до 35% объема продаж на соответсвующем рынке, если антимонопольными ор­ганами будут установлены барьеры входа на рынок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Законом предусматривается целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение.

Для сравнения, Ко­миссия Европейского Союза считает, что если фирма владеет 40-45% рынка, то она занимает доминирующее положение, а при 20-40% доля не может быть признана таковой. В США большинство судов не склонны к признанию достаточной монопольной власти при доле рынка менее 70%.

Таким образом, важным моментом антимонопольной политики является определяется факта монополизации. Законодательство разных стран расходится в этих вопросах. Вообще считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов. Также для определения степени монолизации рынка может использоваться индекс Херфиндаля-Хиршмана:

ИХХ = å xi2,

где xi – доля фирма на рынке, выраженная в процентах (i = 1,... n, n – общее число фирм).

Например, в условиях чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы (n=1), ИХХ = 10000. Если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10*102); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20%, сразу увеличит ИХХ до 1200 (8*102 + 202).

Для каждого отраслевого рынка определяются нормативные значения ИХХ, отклонения от них являются сигналом о необходимости демонополизации рынка.

Антимонопольная политика, направленная против монополизации экономики, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основе принятого в 19 июля 1995 года Федерального Закона «О естественных монополиях», который определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.


[1] Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы». К основным видам входных барьеров относятся следующие:

­ Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из таких барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.

­ Собственность на редкие, невоспроизводимые ресурсы. Например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.

­ Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в идее патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

­ Эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки производства, наращивая объем выпуска продукции. Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающими значительными капиталами для создания крупномасштабного производства.

­ Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: