Законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в сети Интернет

Понятие "Интернет" в действующем законодательстве России пока отсутствует. Тем не менее правовая сущность сети отражена в ряде законов. Например, нормы Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не конкретизируют формы периодических изданий распространения массовой информации.

Согласно ст. 2 Закона под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Это позволяет утверждать, что информационные ресурсы в Интернете являются средствами массовой информации и действие Закона распространяется и на них. Поэтому в России осуществляется государственная регистрация сайтов как средств массовой информации (причем исключительно в добровольном порядке). В этом аспекте Интернет представляется глобальной коммуникацией, распространяющей массовую информацию в электронной форме.

В письме от 18 ноября 2002 г. N 18/14-16380/18-11218 МПТР РФ подчеркивается, что информационный ресурс Интернета может считаться средством массовой информации, если отвечает установленным Законом "О средствах массовой информации" требованиям.

В.А. Копылов отмечает, что Интернет является сетевой глобальной автоматизированной информационной системой, которая составляет основу формирования и развития информационного общества <*>.

Интернет согласно Федеральному закону от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" может рассматриваться как средство международного информационного обмена. Под международным информационным обменом в данном Законе понимаются информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене.

На парламентских слушаниях, проведенных в Государственной Думе РФ 17 декабря 1996 г. комитетами по безопасности и по информационной политике, было отмечено, что Интернет является уникальной совокупностью локальных, региональных, национальных и международных компьютерных сетей с универсальной технологией обмена информацией между миллионами людей многих стран мира. Интернет функционирует в глобальном информационном пространстве, не признает государственных границ и является качественно новым средством доступа к информационным ресурсам, накопленным человечеством.

Что касается зарубежной практики, то наиболее четко понятие "Интернет" сформулировано в Законе США 1998 г. об интерактивной безопасности детей: Интернет представляет собой объединение множества компьютеров и телекоммуникационных средств, включая оборудование и программное обеспечение, образующих связанную международную сеть сетей, которая основывается на протоколе межсетевого взаимодействия.

По мнению большинства ученых, правовое регулирование в этой области отстает от потребностей государства, граждан и организаций. Действующее законодательство содержит ряд несоответствий и пробелов, которые затрудняют развитие цивилизованного рынка интернет-услуг, приводят к ухудшению инвестиционного климата, а также к нарушениям прав граждан и юридических лиц.

Согласно сведениям, приведенным в проекте Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации (одобрен на заседании Правительства РФ 21 декабря 2000 г.) в России насчитывается около 2,5 млн. пользователей Интернета. Ожидается, что к 2005 г. этот показатель составит 6 млн. человек, а к 2010 г. - 26,1 млн. Приобретает значимые для экономики России масштабы рынок услуг, связанных с передачей компьютерных данных по каналам Интернета. Так, в 1999 г. доходы от услуг по предоставлению доступа в Интернет, по данным упомянутой Концепции, составили в России 190 млн. долл. США. Согласно исследованиям компании "Комкон-2", за 2000 г. в российский рынок интернет - услуг инвестированы суммы, эквивалентные 200 - 350 млн. долл. США.

Необходимо законодательно определить основные понятия в сфере правового регулирования Интернета ("интернет-услуги", "компьютерные данные", "электронная почта" и т.д.) и установить общие подходы к лицензированию и сертификации в области оказания интернет-услуг.

Исходя из аналогии услуг по передаче данных в рамках обычной почты Правительству РФ необходимо принять правила оказания интернет-услуг электронной почты, устанавливающие категории отправлений: обычные, не требующие документирования факта их отправления, и заказные, об отправке которых можно будет получить документ установленного образца. Следует также провести отграничение сайтов, распространяющих продукцию средств массовой информации, от прочих информационных сетевых ресурсов <*>.

Предлагается установить юридическую ответственность пользователей Интернета за систематическую отправку по адресам электронной почты незапрошенных данных рекламного характера. Такого рода деятельность - "спамминг" - приносит имущественный ущерб пользователям Интернета: большое число рекламных сообщений нередко блокирует получение необходимой информации по электронной почте; пользователи получают рекламные сообщения в автоматическом режиме и фактически вынуждены оплачивать их получение. Целесообразно предусмотреть административный штраф и возмещение убытков лицам, пострадавшим от такой деятельности <*>.

По поводу государственной политики в области Интернета, следует отметить, что помимо необходимости законодательного регулирования интернет-отношений, органы исполнительной власти должны стать лидерами в предоставлении и использовании электронной информации и коммуникационных систем. Это позволит построить демократичную, технологичную систему взаимоотношений как между органами власти всех уровней, так и во взаимоотношениях органов власти с гражданами. Такую возможность связываться и взаимодействовать органам исполнительной власти между собой, а также с гражданами открывают новые информационные технологии и Интернет.

Сегодня в РФ отсутствуют единые нормативные требования федерального уровня к органам власти, обязывающие их выставлять определенную информацию в открытый доступ в Интернете, организовывать обсуждение проблем и проектов подготовленных решений, использовать его для учета мнений и пожеланий населения. Необходимо создавать правовые условия для информационной открытости деятельности исполнительных органов при помощи информационных технологий, Интернета. Без повышения информированности общества, а также граждан об их правах, обязанностях и ответственности невозможно строить цивилизованное общество, утверждать принципы правового государства.

26. История развития управления Интернетом. Саморегулирование сети Интернет в России.

Интернет – всемирная система объединѐнных компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP (Internet Protocol) и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное ин-формационное пространство, служит физической основой для Все-мирной паутины (WWW, World Wide Web) и множества других про-токолов передачи данных. В настоящее время в обиходе чаще всего имеется в виду Всемирная паутина и доступная в ней информация, а не сама физическая сеть. К середине 2010 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 2 млрд человек. Вместе с подключенными к нему компьютерами, Интернет служит основой для развития «информационного общества».

Всемирная паутина (англ. World Wide Web) – распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой доку-ментам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету. Всемирную паутину образуют миллионы web-серверов. Большинство ресурсов всемирной паутины представляет собой ги-пертекст. Гипертекстовые документы, размещаемые во всемирной паутине, называются web-страницами. Несколько web-страниц, объ-единенных общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же web-сервере, называются web-сайтом. Для загрузки и просмотра web-страниц ис-пользуются специальные программы – браузеры. Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и бум в развитии Интернета. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web) и «WWW».

После запуска Советским Союзом искусственного спутника Земли в 1957 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надѐжная система передачи информации. Агентство боронных исследовательских проектов США (DARPA) предложило разработать для этого компьютерную сеть. Разработка такой сети была поручена Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе, Стэнфордскому исследовательскому центру, Университету штата Юта и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре. Компьютерная сеть была названа ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network), и в 1969 году в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения. Все работы финансировались Министерством обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться, еѐ начали использовать учѐные из разных областей науки.

Первый сервер ARPANET был установлен 1 сентября 1969 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Компьютер Honeywell DP-516 имел 24 Кб оперативной памяти.

29 октября 1969 года между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км — в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) и в Стэнфордском исследовательском институте (SRI) — провели сеанс связи. Именно эту дату можно считать днѐм рождения Интернета.

К 1971 году была разработана первая программа для отправки электронной почты по сети. Эта программа сразу стала очень популярна. В 1973 году к сети были подключены через трансатлантический телефонный кабель первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии, сеть стала международной.

В 1970-х годах сеть в основном использовалась для пересылки электронной почты, тогда же появились первые списки почтовой рассылки, новостные группы и доски объявлений. Однако в то время сеть ещѐ не могла легко взаимодействовать с другими сетями, построенными на других технических стандартах.

К концу 1970-х годов начали бурно развиваться протоколы передачи данных, которые были стандартизированы в 1982-83 годах.

1 января 1983 года сеть ARPANET перешла с протокола NCP на TCP/IP, который успешно применяется до сих пор для объединения («наслоения») сетей. Именно в 1983 году термин «Интернет» закре-пился за сетью ARPANET.

В 1984 году была разработана система доменных имѐн (англ. Domain Name System, DNS).

В 1988 году был разработан протокол Internet Relay Chat (IRC), благодаря чему в Интернете стало возможно общение в реальном времени (чат).

В 1989 году в Европе, в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям (CERN) родилась концепция Всемирной паутины. Еѐ предложил знаменитый британский учѐный Тим Бернерс-Ли, он же в течение двух лет разработал протокол HTTP, язык HTML и иденти-фикаторы URI (Uniform Resource Identifier).

В 1991 году Всемирная паутина стала общедоступна в Интернете, а в 1993 году появился знаменитый веб-браузер NCSA Mosaic. Всемирная паутина набирала популярность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: