Перечень оснований для разрешения коллизий при реализации права на информацию и права на тайну. 3 страница

ложных (недостоверных) сведений (9 законов). Во-вторых, ответственность, устанавливаемая в законах, не

всегда закрепляется в кодексах. Из всех возможных нарушений в области использования открытой

информации, ответственность в действующем законодательстве оговорена только в случае неправомерного

засекречивания, нарушения требований по составу предоставляемых сведений, неопубликования сведений,

нарушения права граждан на бесплатное получение информации, сокрытие (непредоставление) сведений об

обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, непредоставление сведений,

несвоевременное предоставление сведений, сокрытие информации, сообщение ложных (недостоверных)

сведений, ограничение права на предоставление информации, искажение сведений, нарушение свободного

международного информационного обмена. При этом из указанных видов нарушений только в половине

случаев ответственность закреплена в УК РФ и не прописана в ГК РФ, ГПК РСФСР и УПК РСФСР, КоАП

РСФСР. Например, в УК РФ не обеспечена ответственность по следующим видам правонарушений:

ограничение права на получение информации (ограничение доступа к информации), включая неправомерное

засекречивание и нарушение прав граждан на бесплатное получение информации; незаконный сбор сведений;

использование скрытой рекламы; неинформирование населения; нарушение личной и семейной тайны и

порядка использования персональных данных. В-третьих, привлечение к ответственности, закрепленное в

кодексах, не всегда имеет конкретные механизмы реализации. Требуется унификация по видам заявленных в

законах правонарушений в этой области с прописыванием механизмов установления ответственности в

соответствующих кодексах.

7.5. Защита права на доступ к информации

Защита права на доступ к информации может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в специальном, административном порядке или, по общему правилу, в судебном порядке).

В административном порядке - защита может осуществляться только в случаях, прямо указанных в законах, - через подачу жалобы лицом, чьи права нарушены, на должностное лицо (орган) в вышестоящую инстанцию, специальный орган - ранее в Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской Федерации (см. указы Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. и от 31 января 1994 г.).

В судебном порядке - лицо может выбрать любой способ защиты нарушенных прав через подачу иска (жалобы) для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве.


При рассмотрении иска в гражданском судопроизводстве потерпевший вправе использовать почти все основные способы защиты гражданских прав, предусмотренных в ст. 12 ГК РФ, в том числе требовать признания права; прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; восстановления права; возмещения убытков; компенсации морального вреда; иными способами, предусмотренными законом.

Случаи возможной административной ответственности при нарушении права на доступ к объективной информации довольно многочисленны.

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за распространение ложных сведений о кандидате (ст. 40); нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей (ст. 40); изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 40); умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов (ст. 40); непредставление или неопубликование отчетов о расходовании средств на подготовку и проведение выборов (референдума) (ст. 40); непредоставление либо неопубликование сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 40); невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями (ст. 58); изготовление или эксплуатация технических средств, не соответствующих государственным стандартам или нормам на допускаемые уровни радиопомех (ст. 139); непредставление сведений федеральному антимонопольному органу (статья 157); непредставление информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 165); невыполнение законных требований прокурора (в том числе на предоставление информации) (ст. 165); нарушение порядка представления контрольных и обязательных экземпляров (171); непредставление, несообщение информации о военнообязанных, призывниках (ст. 190, 190, 190, 190); на рушение порядка и сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на усыновление, под опеку и др. (193).

В проекте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить этот перечень новыми статьями за счет обобщения части статей в действующем Кодексе, предусматривающем административную ответственность за нарушение порядка и сроков представления отчетной и иной обязательно представляемой информации, предоставление неверной информации; отказ в предоставлении информации; злоупотребление свободой печати и массовой информации; воспрепятствование распространению продукции средств массовой информации; воспрепятствование приему радио- и телепрограмм; нарушение правил распространения обязательных сообщений.

При административном судопроизводстве могут быть наложены следующие виды административных взысканий (ст. 24 КоАП РСФСР): предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета,

явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину; исправительные работы; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Уголовная ответственность в этой сфере может наступить в случаях, предусмотренных в УК РФ в следующих статьях: ст. 140 - отказ в предоставлении гражданину информации; ст. 237 - сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или


здоровья людей; ст. 287 - отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Какие права человека в информационной сфере закреплены в Конституции РФ?

2. Какие существуют основания для ограничений этих конституционных прав в законодательстве?

3. Каковы тенденции в развитии международного правового регулирования права на информацию?

4. В чем заключаются различия права на информацию физических и юридических лиц?

5. В каких правовых формах реализуется право на информацию?

6. Каковы конституционные гарантии реализации права на доступ кинформации?

7. Как обеспечивается правовая охрана права на доступ к информации в действующем законодательстве?

8. Какие существуют механизмы доступа к открытой информации?

9. Назовите понятие электронно- цифровой подписи и основных субъектов правоотношений в связи с ЭЦП.

10. Чем отличается защита права в административном порядке от защиты в судебном порядке? Каковы способы гражданско-правовой защиты права на доступ к информации?

8 каких случаях может наступить уголовная ответственность за нарушение права на
доступ к информации?

Литература

Банило И. Л. Интернет как явление для системы права // Проблемы информатизации. Вып. 3. 2000.

Банило И. Л. О праве на информацию в Российской Федерации. М., 1997;

9 Зак. 4298

Лопатин В. Н. Законодательные ограничения права на доступ к информации // Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. М., 1999. С. 41-49.

Проблемы обеспечения прав граждан на доступ к правовой информации. Изд Государственной Думы. М., 1999.

Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. М., 1999.


Глава 8

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ

8.1. Понятие и структура права

на неприкосновенность частной жизни

К основным источникам права о неприкосновенности частной жизни относятся:

1) нормы Конституции Российской Федерации (ст. 21, 23, 24,51,53);

2) отдельные нормы законов Российской Федерации - Основы законодательства
Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (ст. 20);
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 150, 151, 152, 1069, 1070), Гражданский
процессуальный кодекс РСФСР (ст. 9, 176), Уголовный кодекс Российской Федерации (ст.
129, 130, 137, 138, 139, 142), Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (ст. 12, 18, 170,
174), Семейный кодекс Российской Федерации (ст. 15, 139); законы РСФСР "О
милиции"(ст. 5, 11), "О реабилитации жертв политических репрессий" (ст. 2,8, 10, 11),
законы Российской Федерации "О средствах массовой информации" (ст. 4, 41, 43, 46, 49,
51, 57), "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (ст. 3,
7), "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"
(ст. 114), федеральные законы "О связи" (ст. 32),"0 почтовой связи" (ст. 15), "Об
информации, информатизации и защите информации" (ст. 2, 11, 19, 20, 21), "Об органах
федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (ст. 6, 9), "Об оперативно-
розыскной деятельности" (ст. 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 21),"Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе

государственного пенсионного страхования" (ст. 6, 17), "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" и др.;

3) подзаконные нормативные акты (указы Президента Российской Федерации от 1 сентября
1995 г. № 894, от 9 января 1996 г. №21, от 6 марта 1997 г. № 188; постановления
Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. №642, от 20 февраля 1995 г. №
170, от 14 марта 1997 г. № 298, от 28 августа 1997 г. №1108, от26 сентября 1997 г. № 1235 и

др);

4) судебная практика - Постановления Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г. № 14-п, от 2 июля 1997 г. № 11-п, от 17 февраля 1998 г. № 6-п, постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 г. № 11 (с изм. от 21 декабря 1993 года, 25 апреля 1995 г.), от 24 декабря 1993 г. № 13, от 20 декабря 1994 г. № 10, от 31 октября 1995 г. № 8); постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июня 1998 г. №568/98, от 24 февраля 1998 г. № 1785/97, от 5 августа 1997г. №1509/97, от 15 сентября 1998 г. № 4264/98, от 1 декабря 1998 г. №813/98;

5) международные договоры - Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 12), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (п. 3 ст. 21; принята 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г., для Российской Федерации - с 28 февраля 1996 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 17; принят 16 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г.), Европейская Конвенция от 28 января 1981 г. ETS № 108 об охране личности в отношении автоматизированной обработки персональных данных, директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 24 октября 1995 г. 95/46/ЕС о защите прав частных лиц в отношении обработки


персональных данных и о свободном движении таких данных; от 15 декабря 1997 г. 97/66/ЕС об обработке персональных данных и защите конфиденциальности в телекоммуникационном секторе.

В современной юридической науке, юридической литературе, как и в действующем законодательстве, отсутствует единое понимание права на неприкосновенность частной жизни, нет и четкого определения понятия частной жизни. Одни специалисты в области

прав человека- исходят из того, что право на неприкосновенность частной жизни прямо связано со свободой мысли, совести и религии, свободой выражения своего мнения, свободой собраний и ассоциаций, правом на свободу, правом на справедливое разбирательство и правом создавать семью. При этом они объединяют при рассмотрении положений ст. 8 и ст. 12 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции и право на вступление в брак и создание семьи. Соглашаясь с аргументацией, что основания и условия защиты этих прав одинаковы по смыслу (ст. 8 Конвенции), нельзя не заметить, что права на уважение семейной жизни, жилища и корреспонденции даны в перечислении с правом на уважение (неприкосновенность) частной жизни.

Другие ученые- включают в право на уважение частной жизни право располагать собой, право на тайну частной жизни и тайну корреспонденции, право на защиту личности и право на уважение к личному статусу, рассматривая при этом право на семейную жизнь и право располагать своим достоянием как модификации права на неприкосновенность частной жизни. Общим во всех исследованиях является то, что право на неприкосновенность частной жизни, подобно праву собственности или праву интеллектуальной собственности, - это сложный по составу правовой институт, состоящий из отдельных правомочий индивида. Перечень этих правомочий, закрепленный в законах и международных нормативных правовых актах, не является исчерпывающим, прежде всего, в силу постоянного развития общественных отношений в этой сфере.

В то же время отсутствие в федеральном законодательстве указания на конкретное субъективное право еще не означает отсутствия самого правомочия в силу его закрепления в нормах международного права, участником которых выступает Россия. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах", - так начинается Всеобщая декларация прав человека (ст. 1). Свобода каждого не требует законодательных дозволений и разрешений, но равенство в достоинстве и правах с другими предполагает ограничение степени своей личной свободы свободой других.

Неприкосновенность частной жизни и уважение к ней - это одно из проявлений личной свободы и ее ограничения.

С учетом этих замечаний предлагается определить содержание права на неприкосновенность частной жизни через установление пределов допустимого вмешательства в частную жизнь индивида при реализации им своей личной свободы. Необходим Федеральный закон "О неприкосновенности частной жизни".

Всеобщая декларация прав человека устанавливает: "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств" (ст. 12).


Практически в том же контексте данная норма изложена в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 17).

В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 8) указывается, что каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции. Не допускается вмешательство государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, установленных законом.

Эти же положения прямо закреплены в Конституции Российской Федерации:

"Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления" (ч. 1 ст. 21).

"Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность" (ч. 1 ст. 22).

" 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения" (ст. 23).

"Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются" (ч. 1 ст. 24).

"Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях,

установленных федеральным законом, или на основании судебного решения" (ст. 25).

Позднее многие эти положения нашли отражение и в международных договорах, инициатором и участником которых выступала Россия. Так, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека,- признает в числе основных прав и свобод каждого право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5), на уважение его личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки (ст. 9), право на свободу мысли, совести и вероисповедания, включая свободу выбирать свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и совместно с другими, отправлять религиозный культ, следовать и выполнять религиозные и ритуальные обряды и действовать в соответствии с ними (ст. 10), право каждого на свободное выражение своего мнения, включая свободу придерживаться своих мнений, получать и распространять информацию и идеи любым законным способом без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ (ст. 11).

Таким образом, объектом права здесь выступает неприкосновенность частной жизни каждого гражданина как составная часть реализации его личной свободы, которая включает:

• право на свободу располагать собой (в том числе находиться без контроля с чьей-либо стороны);

• право на тайну частной жизни (в том числе на личную тайну, семейную тайну);


• право на тайну корреспонденции (тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений);

• право на свободу мысли, совести и вероисповедания (в том числе на свободу выбирать свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, таки совместно с другими, отправлять религиозный культ, следовать и выполнять религиозные и ритуальные обряды и действовать в соответствии с ними);

• право на свободное выражение своего мнения (в том числе на свободу придерживаться своих мнений, получать и распространять информацию и идеи любым законным способом без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ, права на пользование родным языком и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества);

• право на защиту личности (в том числе на защиту: своего имени; своей чести, достоинства и деловой репутации; своей национальной принадлежности;);

• право на защиту жилища (неприкосновенность жилища);

• право на тайну голосования.

Право на тайну голосования выступает здесь как необходимое условие реализации свободы голосования гражданина - части его личной свободы.

К основным субъектам права на неприкосновенность частной жизни относятся:

1) физические лица независимо от возраста, гражданства и степени дееспособности;

2) правопреемники, в том числе наследники - физические и юридические лица, к которым перешли права на неприкосновенность частной жизни умершего правообладателя.

В отношении права на тайну голосования в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 32) субъектами выступают только физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, полностью дееспособные и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия:

право и практика. М, 1998.

2 Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.

3 Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека (подписана в

городе Минске 26 мая 1995 г. - не подписали Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Украина -

ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 4 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст.

4239, вступила в силу для РФ 11 августа 1998 г.).

8.2. Правовая охрана и защита права на неприкосновенность частной жизни-

Право на неприкосновенность частной жизни относится к естественным правам человека, является одним из его основных конституционных прав, принадлежит человеку от рождения, неотчуждаемо и не передается иным способом. Концепция естественных прав

впервые была воплощена английским парламентом в "Билле о правах" 1689 г., затем через 100 лет в "Билле о правах" и Конституции США. В России она реализована в наиболее полном виде в Конституции Российской Федерации (1993 г.). Информация о частной


жизни лица относится к информации с ограниченным доступом, является конфиденциальной.

Правовая охрана права на неприкосновенность частной жизни осуществляется, прежде всего, путем установления конституционных гарантий:

1) конституционный запрет произвольного вмешательства в частную жизнь каждого (ст.

22, 23);

2) конституционный запрет осуществлять сбор, хранение, использование и
распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24);

3) конституционный запрет применять любые нормативные правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека и гражданина, без их официального опубликования
для всеобщего сведения (ст. 15);

4) конституционное право каждого не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определен федеральным законом (ст. 51);

5) конституционное право каждого на охрану законом своих прав от преступлений и злоупотреблений властью и на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 52, 53);

6) конституционная обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное непредусмотрено законом (ст. 24);

7) ограничение права на неприкосновенность частной жизни допускается лишь на основании судебного решения (в части тайны корреспонденции) и в случаях, прямо установленных федеральным законом (ст. 23, 55, 56).

Конституционным основанием такого ограничения прав человека и гражданина может быть необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных

интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства или чрезвычайного положения (для ряда прав) (ст. 55, 56).

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г. 40/144 специально указывалось на то, что все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы и что развитие и защита одной категории прав не может служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав.

В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 5) установлен следующий перечень ограничений права на свободу и личную неприкосновенность:

1) законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом;


2) законный арест или задержание лица за неподчинение законному постановлению суда
или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом;

3) законный арест или задержание лица, произведенные в целях его передачи
компетентному судебному органу по обоснованному подозрению в совершении
правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что они
необходимы для предотвращения совершения им правонарушения или чтобы помешать
ему скрыться после его совершения;

4) задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для
воспитательного надзора или его законное задержание для передачи компетентному
органу;

6) законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных
заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

7) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в
страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Ряд этих положений нашли отражение в ст. 5 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, где признается, что "никто не должен быть лишен свободы иначе, как в следующих случаях и в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством: а) законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом; б) законный арест или задержание лица; в) законное задержание несовершеннолетнего с целью

передачи дела на расследование, вынесения решения о наказании или в суд".

Наиболее подробно в интересах борьбы с преступностью и безопасности государства разработан перечень ограничений в отношении права на тайну корреспонденции.

Европейский Суд по правам человека своими решениями по применению Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод признал, что существование определенного законодательства, разрешающего вести скрытое наблюдение за почтой и связью, является, ввиду исключительных условий, необходимым в демократическом обществе, но при этом должны существовать необходимые и эффективные гарантии против злоупотреблений. Исходя из этого, Суд установил критерии правомерности подслушивания - ограничение права на тайну корреспонденции.-

Вмешательство не противоречит требованиям Конвенции, если:

1) это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, для поддержания порядка и предотвращения преступлений, в целях охраны здоровья и защиты нравственности, а также защиты прав и свобод других лиц;

2) осуществляется в соответствии с законом;

3) этот закон и принятые на его основе подзаконные акты известны общественности и легко доступны;


4) указанные нормативные акты носят настолько четкий и определенный характер, что,
исходя из них, заинтересованные лица могут корректировать свое поведение;

5) в этих нормативных актах фиксируются пределы компетенции государственных
органов, уполномоченных принимать решения о подслушивании и осуществлять его, и
ограничения на способы реализации этих правомочий;

6) вмешательство необходимо для защиты демократических ценностей и институтов;

7) оно осуществляется в целях предотвращения и пресечения не каких-то мелких, а вполне определенных и наиболее опасных преступлений;

8) круг лиц, против которых предпринимаются означенные действия, строго ограничен;

9) подслушивание носит выборочный, а не общепоисковый характер;

10) обеспечивается институализированный контроль за принятием решений о
подслушивании, самим подслушиванием и его прекращением;

11) вмешательство рассматривается как временная мера;

12) в отношении информации, полученной в результате прослушивания телефонных
разговоров, применяется правило конфиденциальности;

13) в случае прекращения преследования или оправдания по требованию
соответствующего лица записи либо возвращаются ему, либо уничтожаются. При этом
имеется в виду, что в отношению юридической квалификации случаев вмешательства,
мотивируемых целями обеспечения национальной безопасности, применяются менее
жесткие критерии.

В отношении права заключенных на тайну корреспонденции Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека установили двойной стандарт:

а) право на неперлюстрированную переписку с юристом или судебным органом - "почти
неприкосновенное право" - как главное средство защиты индивидом своих прав (в
Российской Федерации согласно ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской
Федерации предложения и жалобы осужденных, адресованные в органы контроля и
надзора за деятельностью учреждений и органов исполнения наказания, цензуре не
подлежат, но это не распространяется на переписку заключенных с адвокатом, что
противоречит нормам международного права);

б) право на корреспонденцию неюридического характера для заключенных может быть
ограничено государством (в Российской Федерации в соответствии со ст. 91 Уголовно-
исполнительного кодекса Российской Федерации получаемая и отправляемая
корреспонденция заключенных подвергается цензуре).

Вмешательство в частную жизнь других лиц регламентировано в Федеральном законе "Об
оперативно-розыскной деятельности". В соответствии с Конституцией РФ и этим законом
проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают

конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и


почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии следующей информации:

1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: