Перечень оснований для разрешения коллизий при реализации права на информацию и права на тайну. 4 страница

3) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение таких оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Закон устанавливает исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (оперативные подразделения органов внутренних дел, ФСБ России, Службы внешней разведки Российской Федерации, налоговой полиции, государственной охраны, пограничной службы, юстиции, таможни, органов внешней разведки Минобороны России и ФАПСИ -для собственной безопасности).

Закон разрешает иметь оперативно-технические силы и средства для контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи; снятия информации с технических каналов связи только органам ФСБ и МВД России, которые могут предоставлять эти силы и средства на основании специальных соглашений или межведомственных нормативных актов другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Закон запрещает проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то федеральным законом физическими и юридическими лицами. При этом закон устанавливает, что разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств (перечень их видов устанавливается Правительством Российской Федерации), предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат обязательному лицензированию.

Наряду с установлением ограничений права на неприкосновенность частной жизни в законах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность государственных органов,


заложены дополнительные механизмы охраны и защиты прав человека на неприкосновенность своей частной жизни, которые предусматривают:

• право каждого обжаловать неправомерные действия конкретного должностного лица в структуре, осуществляющей оперативно-розыскную деятельность, вышестоящему должностному лицу, в суд или прокуратуру;

• право каждого на получение информации, собранной в отношении него, если не доказано судом преступление, задуманное или совершенное этим лицом, и обязанность должностных лиц предоставлять такую информацию;

• обязанность должностных лиц структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их вышестоящих органов, а также судов и прокуратуры принять меры по восстановлению конституционных прав граждан в случае незаконного вмешательства в их частную жизнь, возместить причиненный вред;

• запрет органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, разглашать сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, которые стали известны в процессе проведения оперативно-розыскной деятельности, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аналогичные нормы содержатся в Федеральных законах "О почтовой связи", "О связи", где установлено, что все операторы связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.

В то же время деятельность организаций связи и спецслужб в данной области регламентируется и множеством подзаконных актов, где главной проблемой является то, что не все из них опубликованы, а значит не могут применяться, поскольку затрагивают права и свободы человека. В связи с большим интересом к этой тематике и ее значимостью приведем неполный перечень нормативных документов, регламентирующие внедрение и эксплуатацию СОРМ в сетях связи, который впервые был обнародован в 2000 г.-:

Об использовании средств связи для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий Министерства безопасности РФ. Приказ Минсвязи РФ от 24 июня 1992 г. № 226.

Совместное решение Министерства связи РФ и Министерства безопасности РФ по эксплутационно-техническим требованиям к

средствам и сетям электросвязи для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий от 25 января 1993 г.

О порядке внедрения СОРМ на ВСС РФ. Письмо Минсвязи РФ от 11 ноября 1994 г. №252-У-

Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств. Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891.


Об оперативно-розыскной деятельности в РФ. Приказ Минсвязи РФ от 13 сентября 1995 г. № 112.

О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на электронных АТС на территории РФ. Приказ Минсвязи РФ от 8 ноября 1995 г. № 135.

О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в РФ и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 21.

Об организации работ по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях подвижной связи. Приказ Минсвязи РФ от 31 января 1996 г. № 9.

Об утверждении положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770.

О порядке проведения сертификационных испытаний технических средств СОРМ. Приказ Минсвязи РФ от 30 декабря 1996 г. № 145.

О порядке взаимодействия организаций связи и органов ФСБ России при внедрении технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России. Приказ Минсвязи РФ от 18 февраля 1997 г. № 25.

Об изменении приложения к приказу Минсвязи России от 31.01.96М 9. Приказ Госкомсвязи РФ от 6 августа 1998 г. № 132.

Об утверждении общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи. Приказ Госкомсвязи РФ от 27 марта 1999 г. № 47.

О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи РФ. Приказ Госкомсвязи РФ от 20 апреля 1999 г. №70.

Правовая неопределенность возникла и в связи с переходом во многих регионах России на поминутную оплату телефонных переговоров, что предполагает учет всех исходящих звонков на телефонной станции. При отсутствии определенного в законе правового режима сохранения этой конфиденциальной информации возможно ее использование вопреки интересам граждан. В то же время, рассматривая аналогичную ситуацию, Европейский Суд по правам человека пришел к выводу, что передача записей учета звонков без согласия лица, звонки которого подвергались учету, представляет собой неоправданное вмешательство в осуществление права на неприкосновенность частной жизни.

Для повсеместного исполнения конституционных гарантий права на неприкосновенность частной жизни необходимо установить в федеральном законе исчерпывающий перечень случаев прямого ограничения этого права в соответствии с конституционными основаниями для такого ограничения и решениями Европейского Суда по правам человека; во всех законах, касающихся сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица, в том числе в Законе Российской Федерации "О


средствах массовой информации" (ст. 4, 51, 57) закрепить дополнительные механизмы охраны и защиты прав, зафиксированные в законах об оперативно-розыскной деятельности; определить механизмы установления ответственности должностных лиц и журналистов, превысивших свои полномочия (требует существенного уточнения и сокращения перечень случаев освобождения журналистов от ответственности за распространение информации о частной жизни лица без его согласия), а также механизмы восстановления конституционных прав граждан в этой сфере в случае их нарушения.-

Специального законодательного закрепления требует ограничение права на неприкосновенность частной жизни для государственных и общественных деятелей, частная жизнь которых вызывает

особый интерес и повышенное внимание со стороны других лиц и средств массовой информации, реализующих свое право на свободу информации.

Это подтверждается и 428-й Резолюцией Консультативной ассамблеи Совета Европы (раздел "С"), где сформулированы два правила.

1. В случае противоречия между правом на свободу информации и на уважение личной жизни приоритет имеет право на уважение личной жизни;

2. Личная жизнь общественных деятелей должна защищаться, как и личная жизнь других граждан, за исключением случаев, когда она может оказывать воздействие на общественно значимые события.

Отсюда следует потребность определить перечень таких случаев в законе, чтобы не возникали споры о предоставлении информации, подобные тем, которые велись в парламенте Российской Федерации о состоянии здоровья Президента России.

В области права на неприкосновенность частной жизни особое место занимает право на тайну голосования. Это право у субъекта возникает лишь при реализации своего избирательного права при участии в выборах органов власти. Если ранее на Руси при выборах представителей на Земские Соборы (1550-1682) голосовали открыто - "за руками списки на них", то уже первые выборы в Государственную Думу России, а также в Государственный Совет, губернские и городские избирательные собрания и курии в начале XX столетия проводились "закрытой подачей голосов": на предварительных съездах -"посредством баллотировки шарами", на избирательных съездах - "посредством записок" (ст. 97 Положения о выборах в Государственную думу от 3 июня 1907 г.). Позднее эта норма была подтверждена в Положении о выборах в Учредительное Собрание от 2 октября 1917 г. (ст. 1, 55, 58, 73) записью, что Учредительное Собрание образуется при прямых выборах и тайном голосовании посредством подачи избирательных записок в непрозрачных, единообразных, без каких-либо пометок конвертах. С тех пор практика правовой охраны права на тайну голосования принципиально не изменилась.

В целях обеспечения "свободы голосования", "свободного волеизъявления избирателей" требование проведения выборов "путем

тайного голосования" прямо записано во Всеобщей декларации прав человека (п. 3 ст. 21), в Международном пакте о гражданских и политических правах (п. "в" ст. 25), в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 3 Протокола № 1). Однако в последнем случае это требование связано только с требованием обеспечить "свободное волеизъявление народа в выборе законодательной власти". На практике это


означает, что жалобы, связанные с проведением президентских выборов либо выборов в органы местного самоуправления, не подпадают под юрисдикцию контрольных органов этой Конвенции. Для России юрисдикция Европейской Комиссии и Европейского Суда по правам человека распространяется лишь на жалобы на проведение выборов в Государственную Думу, в представительные органы власти субъектов Российской Федерации, в том числе выборов глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации в связи с их представительством в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В остальных случаях правовая охрана и защита права субъекта на тайну голосования обеспечивается только в соответствии с национальным законодательством.

В современном российском законодательстве право субъекта на тайну голосования

реализуется через обязанность государства (в лице избирательных комиссий) обеспечивать эту тайну, в связи с чем предлагается следующее:

• выдача единообразных избирательных бюллетеней;

• заполнение избирательного бюллетеня в специально оборудованных кабинете или комнате (кабине), где не допускается присутствие других лиц;

• немедленное отстранение от участия в работе членов избирательных комиссий, удаление из помещения для голосования наблюдателей при нарушении ими тайны голосования.

Такие нормы содержатся в Федеральном конституционном законе "О референдуме Российской Федерации" (ст. 33), в федеральных законах "О выборах Президента Российской Федерации" (ст. 51), "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 58), "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ст. 36, 41),

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 30).

При этом во всех случаях нормы законов, как и нормы международного права, прямо утверждают, что гражданин обязан голосовать лично и бюллетень может быть выдан лишь при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Если гражданин не желает участвовать в проведении выборов или пытается реализовать свое право через другое лицо, то право на тайну голосования у него не появляется.

Информация, затрагивающая неприкосновенность частной жизни лица и ставшая известной на законных основаниях другим лицам, должна охраняться:

• в режиме профессиональной тайны - если она получена ими исключительно в силу исполнения своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой;

• в режиме служебной тайны - если она получена представителями государственных органов или органов местного самоуправления в силу исполнения своих служебных обязанностей в случаях и порядке, установленных законом.

Как следует из Доктрины информационной безопасности РФ, закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита


собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).

Это нашло отражение и в связи с реализацией Федерального закона от 25 июля 1998 г. "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".-

При проведении государственной дактилоскопической регистрации создается информационный массив, предназначенный для розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; установления по

неопознанным трупам личности человека; установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности; подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений.

В его состав входят следующие дактилоскопические массивы:

ведомственные массивы дактилоскопической информации о личном составе, формирование и ведение которых осуществляют ведомства (ФСБ РФ, СВР России, органов внешней разведки Минобороны России - Минобороны России; органов внешней разведки ФПС России ФПС России, ФСО России, ФСНП России, МНС России, ФАПСИ. Материальные носители информации хранятся до увольнения лица со службы (работы), после чего направляются в межведомственный дактилоскопический массив личного состава, где хранятся до достижения лицами возраста 80 лет или установления факта смерти);

межведомственный дактилоскопический массив информации о личном составе, формирование и ведение которого осуществляет МВД России (Минобороны России, ФПС России, ФСЖВ России, МВД России, ГТК России, Минюста России, МЧС России, профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, Федеральной службы воздушного транспорта России, предприятий гражданской и экспериментальной авиации, о лицах, уволенных со службы (работы) из органов федеральной службы безопасности, СВР России, ФСО России, ФСНП России, МНС России, федеральных органов правительственной связи и информации, органов внешней разведки Минобороны России, органов внешней разведки ФПС России. Материальные носители информации хранятся до достижения лицом возраста 80 лет или установления факта смерти);

дактилоскопический миграционный массив, формирование и ведение которого осуществляет МВД России (массив дактилоскопической информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или

иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации. Материальные носители информации хранятся до достижения лицами возраста 80 лет или установления факта смерти);

дактилоскопический массив добровольной государственной дактилоскопической регистрации, формирование и ведение которого осуществляет МВД России (массив


дактилоскопической информации лиц, прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию. Материальные носители информации хранятся до получения сообщения о смерти лица, ранее прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, или до получения письменного заявления лица, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, либо соответственно родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей об уничтожении дактилоскопической информации);

оперативно-справочный дактилоскопический массив, формирование и ведение которого осуществляет МВД России (объектами учета являются: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно; граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно; иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории РФ; неопознанные трупы. Материальные носители информации хранятся до достижения лицом возраста 80 лет или установления факта смерти, на неопознанные трупы - до установления личности человека, но не более 10 лет).

Защита права на неприкосновенность частной жизни может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита гражданином своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в общем, судебном, порядке или специальном, административном, порядке).

В административном порядке в случаях, прямо указанных в законе, потерпевший подает жалобу на должностное лицо или орган,

нарушивших его права, через вышестоящий орган, Уполномоченному по правам человека РФ либо прокурору, которые обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав.

В судебном порядке различают способы гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой защиты.

К основным способам гражданско-правовой защиты права на неприкосновенность частной жизни как нематериальных благ относится право требовать через иск в суд от нарушителя:

• признания права;

• восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

• признания его действий незаконными;

• пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

• признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

• возмещения убытков;

• компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий);

• опубликования ответа потерпевшего;

• опровержения по суду порочащих честь, достоинство или деловую репутацию потерпевшего сведений (в том числе в средствах массовой информации), если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.


Под моральным вредом здесь понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (в том числе неприкосновенность частной жизни). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных

страданий, и другим (из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 в редакции постановлений Пленума от 25 октября 1996 г. № 10 и от 15 января 1998г.№1).

Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию граждан, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телепрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в судебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу.

Порочащими являются не соответствующие действительности сведения о нарушении гражданином действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в быту и т. д.), которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию гражданина (из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 6). Эта судебная практика требует законодательного закрепления.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" потерпевший может также обжаловать действия (решения) и требовать их признания незаконными.

В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру ответственности, предусмотренную Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другими федеральными законами, вплоть до представления об увольнении. При этом ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений),

В случае административно-правовой защиты потерпевший через жалобу в суд может требовать привлечения к административной ответственности лица, допустившего распространение ложных сведений о кандидате в депутаты или на выборную должность в целях влияния на исход выборов. Суд в 15-дневный срок должен рассмотреть эту жалобу и может наложить штраф от 10 до 50 МРОТ, на

должностных лиц - от 20 до 100 МРОТ. Такой же штраф может быть наложен и за нарушение тайны голосования (ст. 401 КоАП РСФСР).


Уголовно-правовая ответственность за нарушение прав на неприкосновенность частной жизни может наступить в случаях, установленных в ст. 129, 130, 137, 138, 139 УК РФ, - за клевету, за оскорбление, за нарушение неприкосновенности частной жизни, за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, за нарушение неприкосновенности жилища, за нарушение тайны голосования.

При этом применение мер уголовно-правового воздействия не исключает права потерпевшего требовать от нарушителя гражданско-правовых мер, в том числе возмещения убытков, компенсации морального вреда, опровержения.

Сопоставление норм гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности с действующими законами позволяет сделать вывод, что далеко не все случаи нарушений установленных в действующих законах правовых ограничений и запретов нашли отражение в Кодексах.

Так, например, не наступит никакой ответственности при разработке без лицензии специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, хотя ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" прямо устанавливает такое ограничение.

Не нашел отражения ни в одном из Кодексов РФ конституционный запрет на хранение информации о частной жизни лица без его согласия и т. д. Поэтому необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в действующие кодексы и учесть их в новом Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если гражданин исчерпал все возможности национальной судебной защиты своих нарушенных прав, он вправе обратиться за международно-правовой защитой, в том числе в Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств, предусмотренную в ст. 33 Устава Содружества Независимых Государств с целью осуществления наблюдения за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами в рамках Содружества, либо Европейский Суд по правам человека.

Лопатин В. Н. Защита права на неприкосновенность частной жизни // Журнал российского права. 1999. №1.

С. 85-97.

2 Подробнее об этом см.: Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Опыт Совета Европы. М.,

1997. С. 209-217, 227-236. 3 Защита прав граждан при внедрении системы оперативно-розыскных мероприятий в сетях связи / Серия

"Права человека". СПб., 2000. 4 Лопатин В. Н. Уголовная политика современной России //Вестник Межпарламентской Ассамблеи

государств - участников СНГ. 1998. № 1. -СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3806.

8.3. Персональные данные как особый институт охраны права на неприкосновенность частной жизни-

Создание и использование баз данных о гражданах в компьютерных сетях государственных и негосударственных структур без каких-либо ограничений, участие России в открытых информационных системах и международном информационном обмене придают особую актуальность и значимость задаче обеспечения неприкосновенности


частной жизни граждан от тотального контроля со стороны государственных органов, коммерческих организаций и преступного мира.

В Европе для охраны и защиты права на неприкосновенность частной жизни в условиях автоматизированной обработки личных данных о гражданах более 25 лет назад был введен особый институт правовой охраны личности - институт защиты персональных данных. Более чем в 20 европейских государствах приняты национальные законы о персональных данных, в ряде стран введены независимые уполномоченные по защите персональных данных, во всех странах Европейского Союза с 1998 г. создана единая унифицированная система защиты персональных данных, в том числе в секторе телекоммуникаций.

Отсутствие сегодня в Российской Федерации аналогичного национального закона наряду с угрозой для неприкосновенности частной жизни граждан существенно сдерживает возможность международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью, что получило подтверждение на проведенной 25 июня 1998 г. в парламенте Российской Федерации международной конференции на тему "Международное сотрудничество в борьбе с "отмыванием" доходов, полученных незаконным путем".

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" вводит понятие "персональные данные" (ст. 2); относит персональные данные к конфиденциальной информации и устанавливает, что перечни персональных данных должны быть закреплены федеральным законом (ст. 11); требует, чтобы

деятельность негосударственных организаций и частных лиц по обработке и предоставлению персональных данных, равно как и по проектированию, производству средств защиты информации и обработки персональных данных обязательно лицензировались в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 11, 19); декларирует, что персональные данные должны защищаться, а режим защиты в отношении персональных данных устанавливается Федеральным законом (ст. 21). Таким образом, этот закон, принятый еще в 1995 г., минимум дважды делает ссылку на специальный закон "О персональных данных". Наряду с этим законом необходимо принять законы "О личном (персональном) коде" и "О государственном регистре населения".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: