1. Производители.
2. Обладатели, собственники информации.
3. Потребители.
По общеправовому критерию:
- Российская Федерация;
- субъекты РФ;
- муниципальные образования;
- граждане и другие физические лица;
- общественные объединения;
- коммерческие организации.
Субъектами информационного права могут выступать лица, обладающие только информационной правоспособностью. Но субъектами информационных правоотношений могут выступать только те, которые обладают информационной дееспособностью:
- органы государственной власти и их должностные лица;
- местные органы власти и их должностные лица;
- физические лица;
- юридические лица.
9. Человек и гражданин как субъект права в информационной сфере.
В качестве субъектов информационных правоотношений могут выступать либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды - это могут быть не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Конституция РФ в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" признает и гарантирует права согласно общепринятым принципам и нормам международного права. Статья 62 Конституции устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ. Для осуществления своих информационных прав и реализации обязанностей конкретные лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособностью здесь будет называться способность лица (журналиста, автора программы для ЭВМ и др.) иметь информационные права и обязанности. Дееспособность будет характеризовать способность лица претворять в жизнь, на практике своими действиями имеющиеся у него информационные права и обязанности.
Очевидно, что правоспособность в информационной сфере имеют все граждане независимо от их пола, возраста, расовой принадлежности, национальности, вероисповедания и происхождения. Однако в информационной сфере правоспособность может быть дополнительно ограничена. Например, Закон о СМИ устанавливает, что не может выступать учредителем сми гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным.
Дееспособность в информационной сфере возникает не у каждого лица, а лишь у тех лиц, которые в силу своей подготовки, способностей, должности и т.п. получают по информационному законодательству возможность лично использовать свои права и принимать на себя обязательства. Например, граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут лишь с согласия своих родителей или законных представителей совершать сделки с программными продуктами, с компьютерной техникой, т.е. обладают ограниченной дееспособностью.
Однако правоспособность может наступать до рождения (право наследования). Права нерожденных в информационном праве:
1) право на доступ к завещанию;
2) право на защиту здоровья матери от вредной информации.
До 6 лет физическое лицо может иметь следующие права:
1) выходить в Internet с разрешения родителей;
2) пользоваться телефонными услугами с соглашения родителей.
Следует иметь в виду, что на информационно-правовой статус гражданина оказывают влияние специальные административные статусы.
Среди гарантий информационных прав граждан можно выделить следующие:
- создание условий для предотвращения методов психопрограммирования (например, 25-й кадр) в средствах телекоммуникации;
- школьные программы - единообразный информационный ресурс школьникам;
- государственные образовательные стандарты;
- государственные гарантии удовлетворения интересов потребителей средств массовой информации.
10. Органы государственной власти как субъекты права в информационной сфере.
Их правовой статус устанавливается Конституцией РФ и федеральными законами. Являясь гарантом защиты прав и свобод, органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать все без исключения информационные права физических и юридических лиц. Так, Конституция РФ вменяет в обязанность органам государственной власти:
- обеспечивать свободу слова;
- обеспечивать достоверное информирование граждан о состоянии экологии;
- обязательно публиковать нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- обеспечивать свободу массовой информации и не допускать цензуры;
- пресекать действия, направленные на сокрытие данных о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей;
- обеспечивать бесплатный доступ к знаниям при обучении в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
- не допускать использование не по назначению конфиденциальной информации, полученной в ходе служебной деятельности.
Органы государственной власти субъектов Федерации обязаны:
- обеспечивать соблюдение принципа идеологического многообразия в общественном сознании жителей региона, т.е. плюрализма идеологий в России и ее регионах <*>;
- обеспечивать соблюдение принципа отделения религии от государства;
- не допускать пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, религиозную, расовую или национальную ненависть и вражду, а также пресекать пропаганду социального, расового, национального или религиозного превосходства (эта обязанность исходит из ч. 2 ст. 29 Конституции РФ);
- в ходе предвыборной кампании обеспечивать кандидатам равные условия в информационной сфере;
- обеспечивать полноту, достоверность, своевременность, открытость статистической информации по всем направлениям жизнедеятельности региона.
Важнейшей информационной обязанностью субъектов РФ является создание региональной государственной информационной системы, интегрированной с Федеральной информационной системой и аналогичными системами других регионов.
Информационной обязанностью субъектов РФ является создание и обеспечение целостности, сохранности, функционирования и развития различных информационных фондов (библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, художественного и т.п.).
Правила соотнесения информационного поля и полномочий органов власти: применительно к органам власти, к должностным лицам важно установить структуру информационных ресурсов, способы получения информации и использование информации в процессе служебной деятельности.
Задачи деятельности органов власти в информационной сфере:
- информационное обеспечение деятельности органов (работа по структуризации информации и выбор наиболее правильных легитимных средств обработки информации);
- предоставление каждым органом власти информации другим пользователям.
Выделяют основные направления деятельности органов власти.
1. Отбор информации, необходимый для обеспечения деятельности.
2. Систематизация информации.
3. Подготовка и ведение банков информационных данных.
4. Ответственность за адекватность информационных ресурсов задачам органов власти, а также ответственность за полноту и своевременность сведений и ответственность за использование информации по назначению.
5. Организация информационной системы.
6. Обеспечение безопасности.
11. Правовой статус организаций и учреждений в информационной сфере.
Правовой статус организации реализуется через права и обязанности, установленные для всех видов организаций, - общий статус, а также через права и обязанности, установленные для отдельных видов юридических лиц, - специальный статус.
Общий информационный статус юридических лиц связан с информационным обеспечением юридических лиц; информационное обеспечение включает в себя создание и приобретение информационных ресурсов и информационных технологий, учет своих информационных ресурсов и распространение своими информационными ресурсами. Для устранения проблем, возникающих в сфере информационного обеспечения организаций, требуется унификация этих процессов. Общий статус организаций реализуется в том числе и через субъективные права юридических лиц (объекты информационных ресурсов могут входить в состав уставного капитала).
Специальный статус организаций, наделенных определенными полномочиями по сбору, обработке и хранению информации, обязательно закрепляется законом (библиотеки, архивы и др.).
Например, обязательное лицензирование деятельности данных юридических лиц. Так, лицензированию подлежат:
- работы с информацией персонального характера;
- проектирование права средств защиты информации и обработки персональных данных, а также деятельность, в результате которой выводятся за пределы РФ государственные информационные ресурсы либо ввозятся.
В связи с развитием интернет-технологий специальные статусы субъектов, участвующих в международном информационном обмене, требуют серьезных уточнений.
12. Объекты информационных правоотношений.
Объект правоотношений - это те явления (предметы) окружающего мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности. Объектами правоотношений выступают явления (предметы) материального и духовного мира, т.е., иными словами, разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворять потребности субъектов <*>.
Объект информационного права - это все те материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационно-правовые отношения, и что является предметом их интересов, прав и обязанностей <*>.
Если говорить более определенно, то объектом информационных правоотношений является сама информация в ее многочисленных и многообразных формах, таких, например, как документированная информация: документ, информационные ресурсы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем, различные виды конфиденциальной информации.
В информационных правоотношениях основными объектами являются разнообразные информационные ресурсы: печатные издания, газеты, журналы, книги, аудио- и аудиовизуальные материалы, рекламная продукция, компьютерные программы, базы и банки данных, информационные сети и системы, средства связи и т.п. Именно они наиболее часто попадают в поле зрения информационных споров, сделок, договоров.
Поведение субъектов права, их поступки и действия в информационных отношениях также могут быть объектом права. Это может быть, если норма информационного права, регулирующая определенные отношения, закрепляет какие-либо действия. Например, Федеральные закон "О библиотечном деле" запрещает соответствующим государственным органам и должностным лицам принимать решения, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей под угрозой обращения в суд (ст. 15).
К особой группе объектов информационного права относят нематериальные блага, т.е. не имеющие экономического содержания и не отделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные действующим законодательством <*>. Проявление нематериальных благ в качестве информации возможно в тех случаях, когда необходимо защищать честь, достоинство и личную репутацию гражданина, т.е. об информации, которая искажена и не соответствует личностным качествам данного человека. Нематериальные блага характеризуются двумя признаками: отсутствием материального содержания и неразрывной связью с личностью носителя.
Таким образом, основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация в ее многочисленных и многообразных материализованных формах, т.е. информация, находящаяся в гражданском, административном или ином общественном обороте, в зависимости от которой возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию.
13. Понятие и система источников информационного права.
В связи с тем что главными особенностями информационного права являются его комплексный и международный характер, источники информационного права можно разделить на:
- международно-правовые нормативные акты;
- Конституцию РФ;
- нормативно-правовые акты в составе информационного права;
- нормативные акты других отраслей права.
Информационное законодательство имеет свою систематизацию в государственном классификаторе.