Источники информационного права

1. Как и в случае с другими отраслями, главным источником информационного права России является Конституция, в которой сформулированы общие принципы правового регулирования информации. Прежде всего это ст. 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. В то же время, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Кроме того, перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Как видим, разрешительное начало сочетается с обзыванием и ограничениями. То же самое можно увидеть на примере других статей.. В РФ признается идеологическое многообразие (ст. 13). Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Но интеллектуальная собственность охраняется законом (ст.44).

Более того, «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни… на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24). Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст.41). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42).

2. Базовым актом информационного права является ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»(2006), пришедший на смену закону "Об информации, информатизации и защите информации"(1995). Здесь дается определение информации как объекта правовых отношений, определяется общедоступная информация достаточно подробно оговаривается право на доступ к информации. Также систематизируются ситуации, ограничивающие доступ к информации, рассматриваются меры государственного регулирования в сфере информационных тех, оговаривается ответственность за нарушение информационного законодательства.

Наконец, здесь излагаются основополагающие принципы информационного права (ст.3): 1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; 2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами (то есть, если запрет специально не оговорен, то он не действует); 3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами (об информации ограниченного доступа); 4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации; 5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; 6) достоверность информации и своевременность ее предоставления; 7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; 8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами (то есть, принцип свободной конкуренции в этой сфере).

3. Источниками информационного права является группа законов, которые регулируют сферы деятельности, наиболее тесно связанные с производством, распространением, хранением и предоставлением информации. Прежде всего это Закон «О СМИ» (1991), в котором определяется статус учредителя СМИ и редакции, права и обязанности журналистов, процедуры их доступа к информационным ресурсам, регистрации и лицензирования СМИ и ряд других вопросов. В одном ряду с этим актом следует рассматривать закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (1995). Сюда же следует отнести и закон «О рекламе»(2006), так как это явление по преимуществу связано с деятельностью СМИ. Здесь рассматриваются общие требования к рекламе и характере ее трансляции в различных видах масс-медиа, особое внимание обращается на социальную и недобросовестную рекламу.

К этой же группе следует отнести и законы, связанные с особенностями хранения информации и предоставлением информационных услуг. Во-первых, это закон «О библиотечном деле»(1994), который регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела. Также это «Закон об архивном деле в РФ» (2004), который регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в интересах граждан, общества и государства. В настоящее время в России проектируется закон, регламентирующий использование интернета в России. Скорее всего, наиболее значимыми мерами регулирование станет противодействие социально опасной информации и контроль за соблюдением авторского права. Это особенно актуально в свете неудавшейся попытки ВГТРК взыскать 3 млн. рублей с социальной сети "Вконтакте" за размещенный в ней фильм "Охота на пиранью".

В связи с этим в качестве источника информационного права необходимо отметить законодательство об авторском праве. До недавнего времени это был «Закон об авторском праве и смежных правах» (1993), однако с 2008 г. вместо него действует Ч.4 ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

4. В последнюю группу источников входят законы, связанные с конкретными видами информации ограниченного доступа. Во-первых, это закон «О государственной тайне»(1993) регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности. Во-вторых, это закон «О коммерческой тайне»(2004) регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений. В последние годы возможно создание закона о коммерческой тайне.

В дальнейшем вопросы об информации ограниченного доступа и об авторском праве будут рассматриваться отдельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: