Служебная, коммерческая и государственная тайна

К конфиденциальной информации относятся и представленные в заглавии виды тайн. Служебная тайна – это сведения, о содержании служебной деятельности доступ к которым ограничен законом. Во-первых, ограничения обусловлены необходимостью защиты личной тайны и персональных данных. В этом аспекте мы рассмотрели конфиденциальную информацию, связанную с различными сферами профессиональной деятельности (врачебная, адвокатская и др.). Во-вторых, это сведения, не связанные с персональными данными клиентов. Секретность обусловлена спецификой выполняемой работы и обеспечением безопасности служащих. 1. Согласно ст.311 УК РФ, запрещено разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких. Без наличия тяжких последствий это преступление наказывается штрафом, при наличии – сроком до 5 лет. То же самое относится к сведениям о безопасности должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и их близких (ст.320 УК РФ). К этой же категории относятся сведения о местах дислокации соединений внутренних войск, о служащих внутренних войск, принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, а также сведения о членах их семей (Закон «О внутренних войсках МВД», Ст. 29). Условием конфиденциальности является и конкретное содержание деятельности и его результаты. Их разглашение может повлечь ущерб для осуществления служебных функций. В связи с этим, запрещено разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения без согласия следователя или лица, производящего дознание. За это можно получить до 3-х месяцев ареста (ст. 310 УК). Кроме того, прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством (ст. 5 Закона о Прокуратуре – 1992).

Коммерческая тайна - это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам (позволяет увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду) (ст. 3 Закон о коммерческой тайне -2004). Следует учесть, что информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо (ст. 2). Согласно ст.6 обладатель информации, составляющей коммерческую тайну обязан предоставить соответствующую информацию по мотивированному и документально оформленному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления. Как и в иных случаях, мотивы предоставления связаны с осуществлением предварительного и судебного следствия. При этом служащие обязаны сохранять конфиденциальность этой информации. Работники в случае разглашения коммерческой тайны несут дисциплинарную ответственность (вплоть до увольнения). Органы государственной власти и местного самоуправления – гражданско-правовую ответственность.

Государственная тайна - сведения, распространение которых подрывает безопасность государства и общества в целом. Критерии отнесения информации к этой категории определяются соответствующим законом («О государственной тайне» 1993). Согласно 5-й статье, государственную тайну составляют 1.сведения в военной области (оперативные планы и документы боевого управления, дислокация войск, опытно-конструкторские работы по созданию и модернизации вооружения и др.); 2.сведения в области экономики, науки и техники, имеющие оборонное значение, а также информация об объемах запасов стратегических видов полезных ископаемых (за исключением золота); 3.сведения в области внешней политики и экономики, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; 4.сведения в области разведывательной, контрразведовательной и оперативно-разыскной деятельности. Отнесение указанной информации к государственной тайне осуществляется путем специальной экспертной оценки, в соответствии с которой устанавливаются степени секретности: «особой важности», «секретно», «совершенно секретно» (Ст. 6, 8).

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает проверочные мероприятия по отношению к ним и принятие обязательств по нераспространению доверенных им сведений. Хотя сам допуск является добровольным (ст. 21), потому что он приводит к временному ограничению прав (выезд за границу – ст. 24) Распространение этих сведений сурово карается в соответствии с положениями статьи 283 и 284 УК. Однако лицо, случайно получившее секретные сведения, не несет ответственности за их распространение, поскольку не давало указанных выше обязательств. Такая же норма, несмотря на ее спорность, применяется и относительно случайно добытых сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну.

Следует однако отметить, что информация, относящаяся к государственной тайне не является абсолютно закрытой. В соответствии с 15-й статьей, юридические лица и простые граждане вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, государственные архивы с запросом на рассекречивание. Получившие такой запрос обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу вопроса. В результате возможно предоставление сведений на основе истечения срока засекречивания (он не должен превышать 30 лет) либо в результате изменения объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита информации является нецелесообразной (ст.13). Если инстанции не вправе решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его получения передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями. При этом уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса влечет за собой административную ответственность.

Более того, отнесение информации к государственной тайне может быть обжаловано в суде. Признание судом необоснованности засекречивания сведений ведет к их рассекречиванию (Ст. 15), а также уголовной, административной или дисциплинарной ответственности должностных лиц, принявших необоснованное решение. Мотивом для обращения в суд является принадлежность искомой информации к перечню сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне. Этот перечень приводится в 7-й статье закона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: