double arrow

Право на доступ к информации. Ответственность за нарушение информационного законодательства

Как видим, ограничения доступа к информационным ресурсам достаточно существенны. Однако вне этих запретительных пределов действует принцип свободы обращения с информацией.

Согласно ст. 8. Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (2007) гражданин (физическое лицо) и организация имеют право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Формы доступа могут быть следующие: а)Публикация СМИ и в интернете, на стендах в знаниях, где размещаются органы власти Б)Присутствие граждан, на незакрытых заседаниях коллегиальных органов (хотя это в основном ограничивается аккредитованными представителями СМИ) в)Предоставление информации по устным и письменным запросам специальными справочно-информационными службами. При этом бесплатной должна быть а)информация о деятельности органов власти, размещенная в информационно-телекоммуникационных сетях (на сайтах организации должна быть вся информация, касающаяся непосредственного взаимодействия с людьми). Б) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица (но: пример работы справочной службы налоговой инспекции).

Во избежание необоснованного сокрытия информации та же 8-я статья содержит перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен: 1)Нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2)информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

При этом в случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

По той же причине в ст. 7. закона «О государственной тайне» приведены сведения, которые не могут составлять государственную тайну: а)сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; б)сведения о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; в)сведения о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; г)сведения о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов Российской Федерации; д)сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; е)сведения о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Доступ к информации коммерческих организаций в настоящее время пока не регламентирован. Однако в ст. 5 закона «О коммерческой тайне» приводятся сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну: 1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах 2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; 9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: