Билет 9. Задачи источниковедения, палеографии и историографии.(8)

Источниковедение занимается поиском источников для истории и теории литературы.

Источники: сам текст во всех его вариантах, письма, дневники, записные книжки, подготовительные материалы, цензурные материалы, мемуары, воспоминания, прижизненная критика, научная литература..

Задача источниковедения – эвристика (разыскание источников).

Источниковедение включает работу в архивах, библиотеках, музеях и т.д. по принципам атрибуции, датировки, локализации (об этом см. билет 7, про текстологию).

Палеография изучает памятники с целью прочтения, установления времени написания, иногда авторства и т.д. Изучая эволюции почерков (ср. старославянский устав  полуустав  скоропись), составляют сравнительные таблицы, с помощью которых датируют рукописи. Важен также материал, на котором написана рукопись – показывает, где она изготовлена. Изучение того, чем писали, миниатюр, орнаментов. Изучение палимпсестов (когда поверх одной рукописи нанесена другая). Центры палеографических исследований – крупные библиотеки и рукописные отделы.

Историография – это история самой науки. Выделяют историю критики и историю собственно литературоведения.

Труды больших учёных остаются актуальными долгое время. Заданная большим учёным тема может продолжаться. «Тыняновские сборники» - исследования о нём и работы учёных, занимающихся той же проблемой.

В историографии возникают научные школы, группы учёных, имеющих схожие точки зрения.

Материал из лекций, учебника Чернец (статьи В. Хализева и Л.Чернец).

№ 10. Категория литературного рода.

Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, лирика, драма.

О родах поэзии рассуждает Сократ в третьей книге трактат Пдатона «Государство», говорит, что поэт может 1. Впрямую говорить от своего лица, что имеет место в дифирамбах (по сути это св-во лирики);2. Строить произведение в виде «обмена речами» героев, что характерно для трагедии и комедии (драма);3. Соединять свои слова с чужими, принадлежащими действующим лицам (эпос).

Сходные мысли о родах поэзии в «Поэтике» Аристотеля. «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих или деятельных.

В 19 веке (первоначально в эстетике романтизма) литературные роды стали мыслиться как типы художественного содержания. Тем самым их рассмотрение оказалось отторгнутым от поэтики (учения именно о словесном искусстве). Так, Шеллинг соотнес лирику с бесконечностью и духом свободы, эпос – с чистой необходимостью, в драме усмотрел своеобразный синтез и того и другого: борьбу свободы и необходимости. Гегель характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий «объект» и «субъект»: эпическая поэзия объективна, лирическая – субъективна, драматическая соединяет оба начала. Гегелевская концепция укоренилась в отечественном литературоведении благодаря Белинскому.

В 20 веке литературные роды соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее).

Однако традиция, восходящая к Платону и Аристотелю продолжает жить. Роды литературы как типы речевой организации литературных произведений – это неоспоримая реальность.

Немецкий психолог Бюлер разработал теорию речи, по которой высказывания имеют три аспекта: сообщение о предмете речи (репрезентация), экспрессия (выражение эмоций говорящего), апелляция (обращение говорящего к кому-либо) Эти аспекты речевой деятельности взаимосвязаны и проявляют себя в различных типах высказывания по-разному. В лирическом произведении организующим началом и доминантой становится речевая экспрессия. Драма акцентирует апеллятивную, собственно действенную сторону речи, и слово предстает как своего рода поступок, совершаемый в определенный момент развертывания событий. Эпос тоже широко опирается на апеллятивные начала речи (высказывания героев); но доминируют в этом литературном роде сообщения о чем-то внешнем говорящему.

С этими особенностями речевой ткани лирики, драмы и эпоса органически связаны другие свойства родов литературы: способы пространственно-временной организации; своеобразие явленности в них человека; формы присутствия автора; характер обращенности текста к читателю. Каждый из родов литературы обладает особым, только ему присущим комплексом свойств.

Деление литературы на роды не совпадает с делением на поэзию и прозу. Каждый из лит. родов включает в себя как поэтические так и прозаические произведения. Эпос на ранних стадиях искусства был преимущественно стихотворным (эпопеи античности, русские былины), и в литературе нового времени нередки эпические произведения в стихах. («Е.О.» Пушкина, «Дон Жуан» Байрона). В драматическом роде также применяютс как стихи так и проза, порой соединяемые в одном произведении. (у Шекспира, Пушкина). Да и лирика, по преимуществ стихотворная иногда бывает прозаической. (Тургенев).

Термины.

Эпичность – величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широта взгляда на мир, и его принятие как некой целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании» в гомеровских поэмах, в «Войне и мире». Она может иметь место во всех литературных родах.(Драматическая трилогия Толстого; цикл «на поле Куликовом» Блока.)

Драматизм – умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой.

Лиризм – возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажа. Драматизма полон роман Толстого «Анна Каренина», стихотворение Цветаевой «Тоска по Родине». Лиризмом проникнуты повести Бунина, пьесы Чехова. Эпос, лирика и драма, таким образом свободны от однозначно жесткой привязанности к эпичности, лиризму и драматизму как типам эмоционально-смыслового «звучания» произведения.

Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Веселовский в «Исторической поэтике» доказывал, что роды произошли из обрядового хора первобытных народов. Считает, что первоначальной формой собственно поэзии была лиро-эпичесая песня. На их основе в последствии сформировались эпические повествования. Из «возгласов хора» выросла лирика, впоследствии отделившаяся от обряда». Драма возникла из обмена репликами хора и запевал.

Однако эпос и лирика могли сформироваться и независимо от обрядовых действий, например, на основе мифологических сказаний возникли прозаические легенды и сказки. Лирическое самовыражение возникало в трудовых и бытовых отношениях трудовых народов. => Существовали разные пути формирования лит. родов.

Наряду с произведениями, полностью принадлежащими к тому или иному роду, существуют те, что соединяют в себе свойств двух родов. Так, Шеллинг характеризовал роман как «соединение эпоса с драмой». Отмечалось присутствие эпического начала в пьесах Островского, «лирическими драмами» называли произведения Матерлинка и Блока.

В литературоведении 20 в. существовали попытки дополнить «триаду» родов за счет «романа», «сатиры», «сценария». Литература действительно знает группы произведений не в полной мере обладающие свойствами того или иного рода, или вовсе их лишенными. Их можно назвать внеродовыми формами: очерк, литература «потока сознания», эссеистика. Многие ученые (напр., Белецкий) считают, что понятие рода давно стало абстракцией и фикцией, и необходимо либо перестроить систему, либо вообще отказаться от этих понятий. Хализев не согласен с этим, потому что большинство литературных произведений всех эпох имеют родовую специфику.

Родовая принадлежность во многом определяют организацию произведения, его формальные, структурные особенности. Поэтому понятие «род литературы» в составе теоретической поэтики неотъемлемо и насущно.

(далее см. отдельные билеты о родах)

№ 11. Эпос.(9)

В эпическом роде организующим началом является повествование о персонажах, их судьбах, поступках, о событиях в их жизни. Это рассказ о происшедшем ранее. Повествованию присуща временная дистанция между моментом ведения речи и предметом словесных обозначений. Повествование ведется со стороны и как правило имеет форму прошедшего времени.

Повествование в узком смысле – развернутое обозначение словами того, что произошло однажды и имело временную протяженность. В более широком значении повествование включает в себя также описания, т.е. воссоздание посредством слов чего-то устойчивого, стабильного или вовсе неподвижного (пейзажи, характеристики бытовой обстановки, черты персонажей). Описаниями являются также словесные изображения периодически повторяющегося. («Бывало, он еще в постеле:/ К нему записочки несут») Подобным образом вводятся авторские рассуждения, играющие немалую роль в произведениях Толстого, Гоголя и др.

В эпических произведениях повествование подключает к себе диалоги и монологи действующих лиц. Художественный текст является «сплавом» повествовательной речи и высказываний персонажей.

Произведения эпического рода сполна используют арсенал художественных средств, доступных литературе. Эти произведения не имеют ограничений в объеме текста. Эпос как род литературы включает как короткие рассказы (Чехов, О. Генри), так и длинные эпопеи, романы, охватывающие жизнь с необычайной полнотой. («Иллиада», «Одиссея», «Война и мир»).

Эпическое произведение может вобрать в себя такое количество персонажей, обстоятельств, событий, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-либо виду искусства вообще.

Повествовательной форме доступны сложные характеры, обладающие множеством черт и свойств, незавершенные и неоднозначные, находящиеся в постоянном развитии.

Со словом «эпос» связано представление о художественном воспроизведении жизни в ее целостности, о раскрытии сущности эпохи.

В эпических произведениях глубоко присутствие повествователя. Он является посредником между изображаемым и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий. В тексте может ничего не содержаться о повествователе, но его речь характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего. В любом эпическом произведении присутствует свойственное ему видение мира и способ мышления. В этом смысле правомерно говорить об образе повествователя. Понятие это вошло в обиход литературоведа благодаря Эйхенбауму, Виноградову, Бахтину. Гуковский в 1940 е годы писал: «Всякое изображение в искусстве образует представление не только об изображенном, но и об изображающем. Образ повествователя выражается в своеобразном повествовательном монологе. Очень важны выразительные начала такого монолога. За наивностью, бесхитростностью рассказчика сказок, например, может скрываться ирония и лукавство, жизненный опыт и мудрость. Строй мыслей и чувств рапсода и сказителя других героических эпопей чрезвычайно возвышен.

Литературе доступны разные способы повествования

18) Между повествователем и персонажем существует абсолютная дистанция. Повествователю присущ дар «абсолютного всеведения». Создается колорит объективности (Гомера нередко уподобляли небожителям-олимпийцам, называли «божественный Гомер»). Классическая эстетика 19 века утверждала, что эпический род – это род художественного воплощения особого «эпического» миросозерцания, которое отмечено максимальной широтой взгляда на жизнь и ее спокойным, радостным приятием. Однако дистанция между повествователем и действующими лицами подчеркивается далеко не всегда.

19) В других случаях персонажи могут сами рассказывать о событиях.

В литературе последних 2х-3х столетий едва ли не возобладало субъективно окрашенное повествование. Повествователь смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями. Дистанция между ними почти исчезает (ср. Бородинская битва у Толстого). Совмещение т. зр. повествователя и персонажа в литературе 19-20вв. вызвано возросшим художественным интересом к внутреннему миру людей, а главное – пониманием жизни как совокупности непохожих одно на другое отношений к реальности, качественно различных кругозоров и ценностных ориентаций.

20) Наиболее распространенная форма повествования – от 3-его лица. Но повествователь может выступать и как некое «я» (ср. романы Достоевского). Персонифицированных повествователей принято называть рассказчиками. Они могут одновременно и героями произведения (Максим Максимыч, Гринев).

Фактами жизни и умонастроений рассказчики – персонажи м.б. близки самим писателям. Но чаще они все же различаются.

В основе эпоса лежит сюжетность. Сюжет рисует процесс взаимодействия человека с миром, которое проистекает в пространстве и времени, в отличие от лирики, где нет пространственных характеристик. Эпическое пространство более свободно в организации времени и пространства, чем драматическое.

В романе автор может дать предысторию героя. Переходы в прошлое могут оформляться с помощью снов героев или воспоминаний. Эпический текст может предварять события.

В эпосе больше, чем в драме возможностей показать внутренний мир героев. Первым психологическим романом в России был «Герой нашего времени» Способы передачи внутреннего мира героя могут быть следующие:

- в форме прямой речи

- в форме несобственно прямой речи.

Иногда бывает сложно определить, какие мысли принадлежат автору, а какие – герою.

В эпосе автор может прямо оценивать героя. Эпический текст представляет собой один монолог автора, слова героя представлены как цитаты.

№12. Драма.(10)

Лекции:

У драматургии есть свои преимущества перед эпосом. Здесь нет авторского комментария. Такое построение дает иллюзию объективности. Реакция зрителя всегда боле эмоциональна, чем реакция читателя. Действие непрерывно, темп восприятия диктуется спектаклем. Главное воздействие драматического рода – эмоциональное. С древних времен существует понятие катерсиса – своеобразного «очищение» страхом и состраданием.

Приметой драматического рода вообще является конфликт, на котором построено действие. Его можно определить как «противоположно направленные человеческие воли». В драме цель никогда не достигается спокойно. Препятствия могут быть как материальными так и психологическими. Конфликт зависит не толькоот воли драматурга, но и от социальной реальности.

Конец 19 века – европейская Новая драма. Представители: Матерлинк, Гауптман, Чехов. Их новаторство в том, что в пьесах устраняется внешний конфликт. Однако остается устойчивое конфликтное состояние.

Драма означает «действие», последовательность изображаемых событий в зависимости от поступков героев. Действием является любое изменение на сцене, в т.ч. и психологическое. Действие связано с конфликтом

Слова в драме не похожи на эпические, здесь они – часть действия, изображение поступков. Слово стремится стать действием. Перформатив – особый вид высказывания, в котором слово совпадает с поступком. («Я объявляю войну», «Я проклинаю»). Слово в театре всегда на кого-то направлено = реплика. Либо сама является ответом на чью-то речь. Непрерывный диалог создает эффект реальности.

В драме, в отличие от эпоса, невозможна передача мыслей и чувств героев от лица автора. О них мы узнаем только из монологов и диалогов, либо из автохарактеристик, либо из характеристик других действующих лиц.

В 20 веке драма стремится сблизиться с эпосом. В «Эпическом театре» Бертольда Брехта в конце пьесы – прямая оценка: момент, когда актеры снимают маски. Таким образом, актер не сливается с героем. Зритель здесь должен не сопереживать герою (как в классической драме), а думать.

Эпос отличается от драмы сюжетностью, работой с героями; эпос тяготеет к монологу, драма – к диалогу.

Статья В.Е. Хализева:

Драматические произведения, как и эпические воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Драматург подчинен «закону развивающегося действия», но в драме отсутствуют повествовательно-описательное изображение. (за искл. редких случаев, когда в драме есть пролог).

Авторская речь вспомогательна и эпизодична. Список действующих лиц, иногда с краткими характеристиками; обозначения времени и места действия; описание сценической обстановки; ремарки. Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной текст – цепь высказываний персонажей, состоящая из реплик и монологов => ограниченный набор изобразительных средств, по сравнению с эпосом.

Время действия в драме должно уместиться в строгие рамки времени сценического. Цепь диалогов и монологов дает иллюзию настоящего времени. «Все повествовательные формы, - писал Шиллер, - переносят настоящее в прошедшее, все драматические делают прошедшее настоящим.

Назначение драмы, по словам Пушкина – «действовать на множество, занимать его любопытство», а ради этого запечатлевать «истину страстей»: «Драма родилась на площади и составляла увеселение народное <…>народ требует сильных ощущений<…> смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим искусством».

Особенно тесными узами связан драматический род со смеховой сферой, ибо театр упрочивается и развивается в рамках массовых празднеств, в атмосфере игры и веселья.

Драма тяготеет к внешне эффектной подаче изображаемого. Ее образность, как правило, оказывается гиперболической, броской, театрально яркой (за это, например, Толстой упрекал Шекспира ).

В 19 – 20 вв., когда в литературе возобладало стремление к житейской достоверности, присущие драме условности стали менее яркими. У истоков этого явления так называемая «мещанская драма», создателями которой являлись Дидро и Лессинг. Произведения крупнейших русских драматургов 19 – 20 в. – Островского, Горького, Чехова – отличаются достоверностью воссоздаваемых жизненных форм. И все же, в их творчестве сохраняются психологические и речевые гиперболы.

Наиболее ответственная роль в драматических произведениях принадлежит условности речевого самораскрытия героев, диалоги и монологи. Условны реплики «в сторону», которые как бы для других, не находящихся на сцене персонажей, но хорошо слышны зрителю, а также монологи, произносимые героями в одиночестве, являющие собой чисто сценический прием вынесения наружу речи внутренней. Речь в драматическом произведении нередко обретает сходство с речью художественно-лирической либо ораторской. Поэтому отчасти прав Гегель, рассматривающий драму как синтез эпического начала (событийность) и лирического (речевая экспрессия).

Драма имеет в искусстве как бы две жизни: театральную и собственно литературную. Но драматическое произведение далеко не всегда воспринималось публикой читающей. Эмансипация драмы от сцены осуществлялась прстепенно, на протяжении ряда столетий и завершилась совсем недавно: в 18 – 19 вв. Всемирно значимые образцы драматургии (от античности и до 18 в.) в пору их создания практически не осознавались как литературные произведения: они бытовали только в составе сценического искусства. Ни Шекспир, ни Мольер не воспринимались современниками как писатели. «Открытие» в 18 веке Шекспира как великого драматического поэта сыграло решающую роль в предназначении драмы не только для постановки, но и для чтения. В 19 веке литературные достоинства пьесы порой ставились выше сценических. Получила распространение так называемая Lesedrama (драма для чтения). Таковы «Фауст» Гете, драматические произведения Байрона, маленькие трагедии Пушкина. Драмы, создаваемые для чтения часто являются потенциально сценическими.

Создание спектакля на основе драматического произведения сопряжено с его творческими достоинствами: актеры создают интонационно-пластические рисунки исполняемых ролей, художник оформляет сценическое пространство, режиссер разрабатывает мизансцены. В связи с этим концепция пьесы несколько меняется, нередко конкретизируется и обобщается: сценическая постановка вносит в драму новые смысловые оттенки. При этом для театра первостепенно важен принцип верности прочтения литературы. Режиссер и актеры призваны донести поставленное произведение до зрителя с максимально возможной полнотой. Верность сценического прочтения имеет место там, где актеры глубоко постигают литературное произведение в его основных содержательных, жанровых, стилевых особенностях и сопрягают его в качестве людей своей эпохи с собственными взглядами и вкусами.

В классической эстетике 18 – 19 вв., в частности у Гегеля, Белинского, драма (особенно трагедия) рассматривается в качестве высшей формы литературного творчества: как «венец поэзии». Целый ряд эпох и в самом деле запечатлел себя по преимуществу в драматическом искусстве. Эсхил и Софокл в период рабовладельческой демократии, Мольер, Корнель и Расин в пору классицизма.

Вплоть до 18 века драма не только успешно соперничала с эпосом, но и нередко становилась ведущей формой воспроизведения жизни в пространстве и времени. Причины:

3) Огромную роль играло театральное искусство, доступное самым широким слоям общества.

4) Свойства драматических произведений (изображение персонажей с ярко выраженными чертами характера, воспроизведение человеческих страстей, тяготение к патетике и гротеску) в дореалистические эпохи вполне отвечали тенденциям общелитературным и общехудожественным.

И хотя в 19 – 20 веке на авансцену выдвинулся социально-психологический роман – жанр эпического рода литературы, драматическим произведениям по-прежнему принадлежит почетное место.

№13. Лирика.(11)

Lyra – гр. Музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. «Лирика – писал теоретик романтизма Шлегель, - всегда изображает лишь само по себе определенное состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т.д., - некое целое, собственно не являющееся целым. Здесь необходимо единство чувства». (Шлегель «Эстетика, Философия, Критика»)

В лирике система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

Лирически запечатлеваемое переживание ощутимо отличается от непосредственно жизненных эмоций. Лирическая эмоция – это своего рода квинтэссенция душевного опыта человека. Гинзбург («О лирике») говорил, что лирика – «самый субъективный род литературы». Лежащее в основе лир. произведения переживание являет собой результат творческого достраивания и художественного преображения того, что испытано человеком в реальной жизни.

Лирика отнюдь не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Ее неизменно привлекают душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешней ему реальности. Художественное освоение не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирическое творчество, одним из источников которого являются «Псалмы», может обретать религиозный характер. (Пушкин «Пророк», Лермонтов «Молитва», Гумилев, Ахматова, Пастернак.)

Лирика тяготеет главным образом к малой форме. Хотя и существует жанр лирической поэмы, воссоздающей переживания в их симфонической многоплановости («Про это» Маяковского, «Поэма горы» и «Поэма конца» Цветаевой), в лирике преобладают небольшие по объему произведения. Принцип «как можно короче и как можно полнее» - Сильман «Заметки о лирике». Устремленные к предельной компактности, максимально «сжатые» лирические тексты подобны пословичным формулам, афоризмам.

Состояния человеческого сознания воплощаются в лирике по-разному: либо открыто и прямо, в задушевных признаниях, исповедальных монологах (Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»), либо косвенно, опосредованно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-нибудь событии (повествовательная лирика). Едва ли не в любом лирическом произведении присутствует медитативное начало. Медитация – взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо. Лирика несовместима с беспристрастностью и нейтральностью тона. Речь исполнена экспрессии, которая становится организующим и доминирующим началом. Она дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях, и в фонетико-ритмическом построении текста. Лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму.

Экспрессивность речи роднит лирическое искусство с музыкой. На ранних этапах развития искусства лирические произведения пелись, текст сопровождался мелодией. Многочисленные песни и романсы и сейчас свидетельствуют, что лирика близка музыке своей сутью.

В отличие от музыки, в лирической поэзии чувства и волевые импульсы даются в их обусловленности жизнью и в прямой направленности на конкретные явления. Например в стихотворении Пушкина «Погасло дневное светило…» мятежное, романтическое и горестное чувство поэта раскрывается через его впечатление от окружающего («угрюмый океан», «берег отдаленный, земли полуденной волшебные края») и через воспоминания о прошедшем (о глубоких ранах любви и отцветшей в бурях младости). Поэтом передаются связи сознания с бытием, иначе в словесном искусстве быть не может.

Носителя переживания, выраженного в лирике, часто называют лирическим героем. Этот термин введен Тыняновым. Хотя лирический герой – один из типов лирическог о субъекта. (более универсальный термин). Можно говорить о лир. Герое отдельных произведений, целых циклов и всего творчества поэта. Это весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы почти ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые дистанцированы от писателя. Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но часто оказывается от него неотличимым. Лирика в основном автопсихологична.

Вместе с тем лирическое переживание не равно биографическим переживаниям поэта. Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, она их трансформирует, обогащает, возвышает. Автор в процессе творчества нередко творит силой воображения те психологические ситуации, которых не было в реальности. Литературоведы неоднократно убеждались в том, что мотивы и темы лирических стихотворений Пушкина не всегда согласуются с фактами его личной судьбы. Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, непохожим на него лицам. Лирику, в которой выражаются переживания лиц, заметно отличающихся от автора, называют ролевой. Таковы стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского, «Нет имени тебе, мой дальний…» Блока.

Но главной все же считается автопсихологичная лирика. Читателям дороги человеческая подлинность лирического переживания, прямое присутствие в стихотворении «живой души поэта» (выр-е Ходасевича).

Соотношение между лирическим героем и субъектом (поэтом) осознается литературоведами по-разному. К Аристотелю восходит представление о их слитности, нерасторжимости. Ряд ученых 20 века, в частности М.М. Бахтин усматривал в лирике сложную систему отношений между автором и героем, а также о присутствии в ней хорового начала. Тем не менее важнейшим свойством лирики по-прежнему признается субъективность. Именно полнотой выражения авторской субъективности определяется своеобразие восприятия лирики читателем, который оказывается активно вовлеченным в эмоциональную атмосферу произведения. Лирическое творчество обладает максимальной внушающей заражающей силой, - суггестивностью. Знакомясь с новеллой, романом или драмой, мы воспринимаем изображенное с определенной психологической дистанции. Мы принимаем или не разделяем умонастроения героев, одобряем или не одобряем их поступки, иронизируем или сочувствуем. Другое дело лирика. Полно понять и воспринять лирическое произведение – это значит проникнуться умонастроениями автора, ощутить и пережить их как нечто личное. С помощью сгущенных поэтических формул между автором и читателем устанавливается (выр-е Гинзбурга) «молниеносный и безошибочный контакт». Чувства поэта становятся одновременно и нашими чувствами.

№14. Категория литературного жанра.

(с фр. – вид)

Жанры – исторически сложившиеся типы художественных произведений.

Жанровое определение может быть дано автором («роман в стихах», «МД – поэма»), либо подразумеваться. Жанровые обозначения хорошо знакомы читателю, он знает признаки произведений того или иного литературного жанра. К жанрам литературы относятся, например, поэма, басня, роман, новелла – эпические, т.е повествовательные жанры; ода, элегия – лирические; трагедия, комедия – драматические.

Понятие жанра всегда – понятие историческое. Связь элементов содержания с элементами композиции, языка и стиха, которую мы находим в том или ином жанре, представляет типическое традиционное единство, сложившееся исторически, в определенных условиях.

Выбирая какой-то жанр, писатель исходит из некой жанровой системы, из классификации произведений (здесь можно вспомнить авторские подзаголовки к произведениям. Они «представляют» читателю произведение, отчасти намекают ему как нужно это произведение понимать.) По выр-ю Бахтина, «жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития».

Жанр призван дать целостное представление о произведении. Жанр определяется через комплекс признаков. Жанровые признаки – величина переменная в литературном процессе, что находит отражение в сменяющих друг друга жанровых теориях. Так, далеко не все трагедии даже эпохи классицизма соответствуют жанровому канону, представленному в «поэтиках» этого направления. В истории всех жанров можно выделить переменные и устойчивые признаки, и именно последние обеспечивают преемственность, позволяют узнать, идентифицировать жанр на протяжении многовековой его истории. Наряду с конкретно-историческим описанием жанров важное место заняли жанровые константы, обеспечивающие жанровую преемственность.

Так трагедию характеризуют два основных признака: принадлежность к драматическому роду, трагическое содержание, порождающее особый стиль.

(Б. Кроче вообще объявил жанр «предрассудком», «привидением», поскольку в этом понятии заключена высокая степень абстракции; произведения же, по Кроче, есть выражения единой и неделимой интуиции. Однако в целом западное литературоведение 20 – 21 веков, после посвященного жанрам Международного конгресса в Лионе в 1939 г., проявляет к теории жанров огромный интерес, в особенности к их типологическому изучению.

В 1960-е гг. в отечественном литературоведении была популярна т.зр., согласно которой в литературе 19 - 20 вв. наблюдается атрофия жанров, размывание жанровых границ: жестко регламентированные структуры все реже используются писателями, воспринимаются как анахронизм, и главными представителями эпоса, лирики и драмы становятся гибкие «синтетические формы» романа, стихотворения, пьесы: их трудно отнести к какому-то определенному жанру. (Кожинов «Роман нового времени», Кургинян «Драма»)).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow