Рассматриваемый психологический признак труда имеет гностические и аффективные компоненты (знание о соответствующих межлюдских отношениях и то или иное эмоциональное переживание его).
Итак, область труда — это не просто полезные изделия, техника, мастерство, но и люди. Люди, сделавшие вклад в созидаемую ценность, а также и те, для которых она предназначена, и, конечно, товарищи по работе — производственный коллектив. Значит, трудовое воспитание должно органично включать формирование соответствующего социального сознания подрастающего человека, его ориентировки в системе «живых» и овеществленных межлюдских отношений. И если, например, школьник на уроках географии почерпнул сведения о разделении труда между отраслями хозяйства и регионами страны — следовательно, между людьми, то это должно пониматься нами как реальное приращение к его трудовому воспитанию...
*
Итак, в контексте психологического подхода мы будем понимать труд как активность, характеризующуюся рассмотренными выше четырьмя признаками. Все эти признаки следует мыслить как соединенные союзом «и». Это означает, что некая наблюдаемая активность человека может быть отнесена к психологическому понятию «труд» только в том случае, если ей может быть приписан каждый из четырех признаков — и первый, и второй и т.д. Если хотя
бы один признак отсутствует или выражен очень слабо, то данная активность пока еще не есть труд в его психологическом значении. Следовательно, надо мобилизовать средства воспитания, чтобы поднять деятельность данного человека или группы людей до должного уровня.
Чтобы отличиться в сборе металлолома (общественно полезный труд, вообще говоря), несколько школьников, объединившись в группу, принесли не только собственно металлолом, но и снятые с уличных колодцев канализационной сети чугунные крышки и даже умудрились выломать металлический крест на городском кладбище. Казалось бы, активно «потрудились», устали и умело действовали молотком и зубилом. Было и желание «принести пользу» своему классу, школе. Но недостаточен был уровень понимания широкой системы социальных отношений, в результате чего «труд» ребят граничил с правонарушением.
Не исключено, что достаточно часто реальная деятельность окажется не вполне соответствующей понятию «труд» в том высоком значении слова, которое имеется в виду, когда говорят: «Труд создал и создает человека», «Труд — ваятель человека». Но в контексте воспитательного подхода к личности как раз и надо знать, в каком направлении целесообразно повышать уровень ее воспитанности.
Указанные выше психологические признаки труда можно использовать как своего рода программу для экспертной оценки уровня трудовой воспитанности человека. В зависимости от выявленных сильных и слабых сторон возникает
возможность дифференцированно подходить к воспитанию — корректировать то, что в этом нуждается, и не тратить
педагогической энергии на то, что находится на удовлетворительном и хорошем уровне...
Введем понятие «индивидуальная психологическая структура труда», под которым будем понимать своеобразное, характеризующее данного человека в данное время сочетание уровней выраженности Iрассмотренных ] четырех психологических признаков труда...
1.3-9- О принципах подготовки молодежи к труду и выбору профессии
[1986]20
... К настоящему времени защищены уже сотни диссертаций по вопросам трудового обучения, воспитания, проф-
ориентации, профконсультации. Наблюдается приток в эти области энтузиастов-практиков...
В складывающейся ситуации крайне важно, чтобы работа в обсуждаемой области строилась сообразно специальным принципам, правилам, которые, с одной стороны, соответствуют общим положениям педагогики, а, с другой
— достаточно непосредственно налагаются на область ра
боты по трудовому воспитанию и профориентации молоде
жи. Указанный комплекс специальных принципов может
быть, по нашему мнению, сведен к следующему.
Культивирование полной психологической структуры труда
Сами по себе внешние условия штатного рабочего места
— в школьной мастерской или в цехе завода, на предприя
тии — еще не гарантируют того, что автоматически воз
никнут должная структура активности субъекта
деятельности и должные состояния его сознания... В общем
случае полная психологическая структура труда означает
достаточную выраженность тех четырех признаков, кото
рые были рассмотрены выше. Это психологическое напол
нение труда должно строиться педагогическими
средствами, приемами...Естественным звеном профориен-
тационной работы является так называемое профпросвеще-
ние — информирование молодежи о мире профессий. При
этом важно и необходимо показывать труд представителей
каждой и любой профессии именно с точки зрения полной
психологической структуры.
Воспитание равного уважения к разным видам профессионального труда как социально равноценным; «вето» в отношении тенденций превозносить одни профессии (как творческие, интересные, интеллектуальные) за счет обесценивания других.
Отношение к профессиям есть и отношение к общностям людей, занятых определенным видом труда. Поэтому реализация обсуждаемого принципа — всегда вклад в укрепление морально-политического единства общества. Разумеется, разные трудовые посты предоставляют нетождественные возможности для творческого, например, подхода к деятельности. В одних профессиях зона неопределенности относится прежде всего к результатам деятельности, в других — к способам ее (в то время как
результат жестко задан производственным планом), к условиям достижения целей. Разумеется, можно найти измерители различий в сложности, тяжести, напряженности, квалифицированности труда. Но с точки зрения этических норм нашего общества и целей воспитания крайне важно поддерживать идею равноценности для общества каждого и всякого профессионального труда. Без сознания твердой социальной защищенности («Я работаю, значит, я так же нужен обществу, как любой другой работающий») многие
задачи трудового воспитания и профориентации неразрешимы. Всамом.деле, если профессии различаются по социальному достоинству (одни «скромные», «незаметные», другие «лучше»), то это ставит в тупик и выбирающего профессию, и руководящего этим выбором («Почему именно я должен выбрать то, что хуже»?).
.Интерпретация знаний о мире профессий и соответствующих отношений подрастающего человека к профессиям как органичного звена мировоззрения (миропонимания и мироотношения).
Как известно, школа предлагает детям огромный массив сведений для усвоения. Это систематизированные и очень детализированные знания о природе, обществе и человеке...Однако, если ученик хорошо различает мать-и-мачеху, лютик, подорожник, знает о ехидне, утконосе, муравьеде, помнит о некоторых государствах и цивилизациях прошлого, но не ориентируется в том, какие профессии представлены на соседних предприятиях, в родном городе, в своей республике, то следует признать, что он не знает очень важного о своем обществе. Неориентированность в мире профессий есть неориентированность в важнейших явлениях общественной жизни и, следовательно, дефект мировоззрения.
Опора на формирующий, воспитательный подход к руководству выбором профессии в противовес простому «отсеиванию» непригодных здесь и сейчас.
Пригодность к профессии может быть сформирована только в деятельности, а профессиональная деятельность для выбирающего профессию — это деятельность будущая. Нет фактора в природе или обществе, который обусловливал бы появление полностью пригодных к тому или иному делу людей до того, как они включились в освоение соответствующей деятельности. Идея отбора людей часто навевается стереотипами технического мышления: взять
подходящий материал и не брать неподходящий. Но технические материалы, между прочим, целенаправленно создаются, придумываются для нужд производства. Что же касается людей, претендентов на трудовые посты — здесь требуется тоже, разумеется, конструктивный, созидательный подход, но пути и средства его лежат в области психологии и педагогики: обучения, воспитания, построения внутренних средств деятельности, формирования идеалов, отношений, знаний, умений. Отбор должен пониматься как крайняя мера, когда средства формирующего подхода исчерпаны.
Понимание педагогического руководства подготовкой к труду, выбору профессии не как компенсации беспомощности подрастающего человека в сложной ситуации, но как искусства активизации жизненной позиции, процесса его самоопределения.
Субъектное, творческое отношение учащегося к построению собственного профессионального пути не может сформироваться в условиях излишней «заорганизованности» процесса подготовки к труду, в условиях авторитарной позиции профконсультанта. Дело в том, что в личности, в психике человека, как и в любой системе, не могут произвольно сочетаться любые свойства и качества. Творческое отношение к делу несовместимо со склонностью к бездумному послушанию, с привычкой всегда огладываться на авторитеты. Новаторство, творчество предполагают критическое мышление, способность, когда надо, отвергнуть общепринятое. Мастерство педагога, психолога-практика должно стимулировать самостоятельность учащихся в принятии решений, способность доводить свои намерения до исполнения вопреки противодействию других лиц.
Последовательная реализация права подрастающего человека на сознательный и свободный выбор профессии в связи с реалистической оценкой себя и конкретной жизненной ситуации.
Реалистическая оценка при этом не обязательно предполагает снижение уровня притязаний. Иной раз школьник, напротив, недооценивает себя, поскольку у него нет серьезных успехов в учении. Если педагог видит, что эти скромные успехи достигнуты в ходе преодоления неблагоприятных условий (например, в семье), то он может предположить, что способности ученика просто замаскированы в связи с указанным обстоятельством. Если при более
пристальном изучении этого случая такое оптимистическое
предположение подтвердится, то важно окрылить ученика и помочь ему построить перспективу развития, соответствующую его возможностям, о которых он сам не догадывался. Разумеется, возможен и другой вариант — завышенный уровень притязаний учащегося в отношении своего профессионального будущего. Корректировать эти притязания, скажем прямо, трудно. Важное условие создания реалистического уровня притязаний личности — воспитание в коллективе и через коллектив.
Сочетание массовых форм работы (по трудовому воспитанию и профориентации) с групповыми и индивидуальными; последовательная реализация требования «доходить до каждого».
[Фронтальные ] подходы необходимы, но недостаточны. Подрастающий человек значительно большее значение придает ситуациям, когда старшие общаются с ним по поводу его конкретных вопросов, чем когда они обращаются к нему как к «типовому элементу масс». Каждому свойственно желание отличиться, и эффективность воспитательного воздействия тем меньше, чем больше оно обнаруживает замысел рассматривать учащегося в будущем в качестве обезличенного элемента сколько угодно хорошей людской массы. А ведь в действительности в каждом деле есть «отличники», и каждый пришел к этому своеобразным путем.
Согласование воспитательных воздействий с системой наличных мотивов учащегося в данный момент его развития.
Нередко мы обрушиваем на учащихся потоки «правильной» информации, которая ценна сама по себе, но тем не менее не оказывается действенной. Происходит это во многом по таким причинам.— Мы говорим о том; что волнует
нас в нашеидеятельности, не вполне учитывая, что значимо для учащегося на данном этапе его жизни. Скажем, экономические показатели успехов отрасли, предприятия, перспективы технического прогресса и социального развития, выраженные во «взрослых» категориях — все это очень важной в какой-то доступной форме должно быть доведено до сознания подростка. Но подростка-то заботят не «взрослее» проблемы, и мотивы у него не в точности те же, что у нас. Хорошие учителя, как известно, умеют смотреть на мир глазами ребят.
1.4. Некоторые общие вопросы
1.4.1. Социальное и биологическое
в контексте проблемы формирования
профессиональной пригодности
[1975]21
Проблема взаимодействия «биологического» и «социального» имеет не только философско-идеологические и конкретно-научные, но также и практические аспекты, выражающиеся, в частности, в попытках конструирования той или иной социальной практики (профессионального отбора, подбора, отбора, профориентации, профконсульта-ции, профессионального обучения), т.е., в конечном счете, в попытках определенным образом экспериментировать на человеке. Это придает данной проблеме в целом дополнительную остроту.
Понятие профессионально-трудовой деятельности и в связи с этим вопросы изучения, формирования, прогнозирования профессиональной пригодности человека имеют к проблеме соотношения биологического и социального специфическое отношение, так как а) появление труда в ходе антропогенеза имело значение своего рода хронологического рубежа между биологическим и историческим; труд — ведущая деятельность человека и в нем наиболее ярко и значимо проявляются и формируются специфически человеческие ценности, в частности, способности, таланты, обнаруживаются те или иные возможности и ограничения, которые часто становятся в связь с проблемой соотношения биологического и социального.
В рассматриваемом плане проблема имеет, по крайней мерс, 3 аспекта:
1. Дифференциально-психологический (каковы взаимоотношения биологического и социального: а/ в ходе возникновения и исторического развития разделения труда; б/ в деятельности людей, занятых разными типами труда в условиях современной культуры — современный «срез» разделения труда; это по существу вопрос о развитии профессионального труда в филогенезе).
2. Профессионализационно-личностный (каковы взаимоотношения биологического и социального в ходе профес-
сионализации личности — подготовки ее к труду, при выборе профессии, адаптации к профессии, при закономерной смене трудовых постов на жизненном пути).
3. Общепсихологический. Поскольку труд — это хотя и
ведущий, но все же частный тип деятельности человека, важно иметь представление как о своеобразии соотношения биологического и социального в различных частных проявлениях разных типов деятельности, так и о соответствующих общих, принципиальных зависимостях. Поскольку последние определяют то, что может быть сказано о частном, рассмотрим их подробнее.
* * *
Никто не станет спорить с тем, что человек имеет «телесное существование» (Ф. Энгельс) и никакая его активность, никакая самая «высшая», «социальная», «логическая» и т.п. функции не могут осуществляться без соответствующей «телесной» структуры. Нет структуры — нет функции.
В чем сущность зависимости функции от структуры? Это прежде всего задание некоторого множества возможностей и некоторых пределов — ограничений — «от-до». Мышца поднимет груз «от-до», мышца, «вооруженная» рычагом — «от-до», глаз различает угловую величину «от-до», глаз, глаз+микроскоп — «от-до» и т.д. А что именно будет поднято — «пуд пуха», или «пуд железа» или первый в антропогенезе камень-орудие; что будет рассматриваться — каменный топор, бактерия или табло на пульте энергосистемы— это тоже функция определенной структуры, но другой и еще более сложной, чем организм, а именно: «организм — среда», «субъект — объект» и т.д.
При этом ясно, что понятие структуры по мере ее усложнения рано или поздно перестает быть анатомическим, гистологическим и т.д., но может при этом оставаться биологическим, а точнее, может стать подлинно биологическим, поскольку методологически верный подход в том и состоит, чтобы рассматривать организм именно в единстве со средой. «Организм — среда» — это целостная структура. Под средой, конечно, понимается не просто внешнее окружение организма, а системная организация всех внешних факторов, могущих реально взаимодействовать с организмом. Одни и те же веши могут быть компонентами разной
среды — диссертация, которую грызет мышь, для последней не социальное явление (и им быть не может), а именно компонент биологической среды, тогда как этот же физический объект для человека выступает как компонент социальной среды.
Какая перед нами среда, какая структура — биологическая или социальная — это определяется не фактурой изолированно рассматриваемых ее элементов, а системной организацией целого; несчитаясьсэтим, мы всегда рискуем проскользнуть нужный уровень целостности и дойти до того, что все состоит из атомов.
Хорошо известно, что в живущем организме, его работающих органах, системах довольно быстро происходят структурные изменения, приводящие ко все более лучшему осуществлению соответствующих функций. Даже кости становятся толще, прочнее, если орган движения систематически работает с большой нагрузкой (у спортсменов, танцовщиков, работников физического труда); что же говорить о более реактивных тканях, органах, организме в целом? Но это все же не взаимодействие структуры и функции, а взаимодействие элементов структуры, разных структур.
Если иметь в виду сложную структуру «организм — среда», то и здесь в ходе взаимодействия ее элементов происходят структурные изменения, но, конечно, необязательно «в интересах» только одного из ее компонентов (например, организма).
Даже весьма простая, даже механическая или иная неживая структура обычно практически допускает много констелляций, соотношений своих элементов, и в связи с этим — много функциональных возможностей. Известно, что количество возможных сочетаний элементов множества растет значительно быстрее количества этих элементов; не прибега^к строгим обоснованиям, вспомним, что хотя число шахматных фигур вполнеобозримо, едва ли практически исчерпаны все варианты возможных игр, партий; несмотря на вполне обозримое количество клавиш рояля, далеко не исчерпаны все варианты музыкальных произведений, которые можно посредством их исполнить.
Поскольку живые структуры типа «организм — среда» обычно невообразимо сложны и обеспечивают функции необозримой сложности и разнообразия, могут возникать своего рода гносеологические ловушки, а именно — иллюзии
независимости сложных функций от соответствующих структур.
Но принципиально мы должны признать, что те или иные функциональные ограничения накладывает* любая структура, а не только организм или его органы, системы. Среда предоставляет или не предоставляет определенные питательные вещества, температурные и иные условия или предоставляет их «от-до». Чтобы эти ограничения были преодолены, нужно, чтобы были внесены соответствующие изменения в структуру, чтобы была изменена ее системная организация (чтобы, например, между живым существом и средой было «вставлено» орудие, чтобы ручное орудие было усложнено или заменено механизированным или автоматизированным и т.п.). Развитие функций обязательно предполагает системное изменение, перестройку соответствующих структур.
Когда в теоретических дискуссиях о человеке или при построении практики (например, профотбора) эксплуатируются понятия «биологическое», «социальное», то наряду с существенными их признаками, о которых речь пойдет позднее, вводятся и несущественные, причем иногда вторые вместо первых. Рассуждают: «не всякий может выполнить любую работу, ну, значит, тут дело в природном, биологическом факторе». С каких пор «социальное» это обязательно есть нечто легко преобразуемое, а природное — обязательно нечто стойкое и непреодолимое? С одной стороны известно, что из-за идейных убеждений (отношение которых к социальным явлениям не может вызывать споров) люди шли на костры; оказывается, иногда легче расстаться с жизнью, чем с точкой зрения, а с другой стороны, не менее известно, что не только человек, ной животное в широких пределах может выдерживать разного рода ограничения, например, в пище (которые при любой точке зрения на «биологическое» имеют специфическое отношение именно к нему). Шишка, набитая на лбу, проходит за несколько дней, а обида на ближнего может грызть человека всю жизнь. Кстати обида, будучи социальным феноменом, не меньше, чем та же шишка, имеет не только физиологические (биологические) характеристики, но и свою картину химизма. И это не делает обиду менее человеческой и менее социальной. Гибкость, изменчивость, прижизненная вое-
I
питуемость форм поведения это есть тоже свойство определенных структур, систем организма же, но иных, чем в случае с косными, малоизменчивыми свойствами.
Нередко ссылку на бесспорный факт существования неравенства способностей считают достаточным основанием для утверждения, что в человеке есть нечто «не социальное, а природное». Значит, мыслится, что если бы было только социальное, тогда другое дело — неравенства такого не было бы. Можно подумать, что «социальное», «социум» — это источник или область сплошного или легко достигаемого равенства!
Природное не нуждается в такой защите; его роль, место, отношение к «социальному» вытекает совсем из других оснований, а индивидуальные различия, в том числе и стойкие, порождаются, в частности, и явно социальными факторами. Например, будут ли давать ребенку раннего возраста осматривать, а позднее ощупывать разные (по цвету, форме, величине, твердости, упругости и т.п.) предметы или у него будут однотипные (пусть сколько угодно дорогие) игрушки, дадут ли ему самому возможность дотянуться до выпавшей из рук игрушки или будут «заботливо» лишать его такой возможности развивать моторику, все это неисчислимое разнообразие таких и подобных условий в течение 10-15 и более лет не может не привести к необратимым индивидуальным различиям, особенностям любого уровня.
К тому же природное вовсе не обязательно конкурирует с социальным, так же как «деревянное» и «мебельное» не конкурируют в столе, за которым мы сидим. Речь идет о разных уровнях или планах системной организации объектов. Поэтому «природное» совсем не надо «преодолевать» без остатка, не нужно от него «эмансипироваться», чтобы получить «социальное».
Думается также, что сознательный или безотчетный антропоцентризм менее всего полезен при решении вопроса о соотношении «биологического» и «социального» в развитии человека. И нужно последовательно признать, что человек — это все же частный случай организма, приятно нам это помнить или нет, а его сложнейшая среда — частный случай среды. Если мы привыкли считать организмом нечто частное (связанное с дочеловеческим, «до-духовным»), то
методологически и просто логически правильнее будет пересмотреть этот взгляд на организм и найти более общий, чем пытаться найти нечто достойное человека «над» организмом или «вне» его. «Человек с большой буквы» это есть функция человеческого организма в соответствующей среде. Одним из проявлений понятного, но нежелательного здесь антропоцентризма является использование термина «биологическое» в недостаточно общем смысле, а именно, употребляют термин «биологическое», подразумевая фактически «специфичное для животных»; ясно, что с отягощением таким признаком трудно спокойно применять этот термин вообще к человеку.
Итак, если под биологическим понимать нечто не общее для всей жизни, но частное, а именно нечто до-человеческое, специфическое для животных, то вопрос о соотношении биологического и социального не имеет смысла. Если биологическое понимать в широком смысле как относящееся ко всему живому, то у человека есть и пока он жив должно быть полностью все общебиологическое плюс то, что отличает его, в том числе и социальное. Взаимодействие
же более косного и более изменчивого, наследственного и приобретаемого это не есть обязательно взаимодействие социального и биологического, а взаимодействие разных структур человеческого организма, находящегося в его специфической среде.
Никто не спорит, что на том уровне эволюции живого, на котором стоит человек, биологическое и социальное находятся в некотором единстве. Но вопрос не решить уловкой в роде термина «биосоциальное». В этом единстве надо сначала разобраться и прежде всего не только уточнить содержание основных понятий, но и попытаться последовательно придерживаться принятого их значения. Хотя мы часто употребляем туманную форму в среднем роде («социальное»), нужно признать с развиваемой здесь точки зрения, которую для краткости назовем структурно-функциональной, что это или социальная структура или соответствующая ей (и потому социальная) функция. «Социальное» — это, далее, то, что: а) с необходимостью возникает в ходе взаимоотношений людей или (и) б) с необходимостью меняет взаимоотношения их.
Азбучное положение состоит в том, что элементы одного целого могут повторяться в другом целом, имеющем иную
их структуру и, следовательно, иные функции. «Социальное» отличается не тем, что не содержит ничего того, чем характеризуется «биологическое», оно отличается новой системной организацией, может быть, тех же элементов.
С высказанной точки зрения спорить далее ©.«доминировании», «вкладе», «взаимодействии» «социального» и «биологического» в человеке столь же уместно и логично, как спорить о «доминировании» машинного и металлического в пишущей машинке или книжного и бумажного в книге. Именно поэтому неправильной является постановка вопроса о том, где же «точка» или «точки» конфронтирова-ния «биологического» с «социальным»; такая простая геометрическая модель здесь просто не годится.
* * *
Что нужно было, чтобы последний наш животный предок, ударив* камнем о камень, придал ему форму орудия, необходимого для раскалывания ореха, обороны от врага, вырубания шеста, палки? И чего не было у того «предка», который так и не изготовил первого [вещественного]* орудия труда и... не выдержал «конкурс» на вступление в фазу исторического развития? Ведь был же у него здоровый организм, опорно-двигательный аппарат (кости, мышцы, связки, подвижные пальцы), мозг и способность видеть и различать окружающие предметы, хватать пищу, удерживать ее, ударять собратьев или врагов, бросать остатки пищи; была память, которая удерживала на некоторое время разные впечатления, в том числе и от случайно падающего предмета, разбивающегося о другой или разбивающего его. Итак «от природы» было почти все, что нужно. Чего же недоставало? — Нового синтеза возможностей, предоставляемых данной биологической структурой «организм— среда».
Изготовление орудия нашим удачливым предком с необходимостью меняет и взаимоотношения его с себе подобными; значит, возникает уже не просто новая, но социальная
структура; с использованием орудия резко изменяется область возможностей в сторону их возрастания, снимаются многие прежние ограничения.
В ходе раскалывания орехов (пусть будет эта модель), которым теперь занят наш предок, должны происходить следующие явления:
* См. первое подстрочное примечание на с.225
24]
1. Использование, «проигрывание» имеющихся к данному моменту возможностей в системе «организм — среда» (многочисленные варианты ударов, различающиеся по силе, направлению, амплитуде, скорости, частоте, соотношению активных сил и инерции; варианты анализа и синтеза признаков объекта и орудий деятельности; варианты соотнесения механических свойств орудий и предметов деятельности).
2. Преодоление тех имеющихся ограничений, которые мешают достижению результатов деятельности (отстройка от противодействующих мотивов, сигналов, подавление состояния утомления, компенсация неразвитых возможностей, например, многократные слабые удары вместо одного сильного и точного, поиск наиболее слабого места в скорлупе ореха вместо бездумного применения сильных ударов и т.д.).
3. Развитие параметров функций на основе совершенствующихся структур (возрастание точности различения многообразных качеств объектов, орудий, условий деятельности, возрастание ориентированности, точности ударов, развитие памяти на оперативные свойства среды и субъекта деятельности и т.д.).
4. Накопление опыта.
Развитие функций приводит к новым синтезам возможностей. Твердая рука, точно наносящая удары, подвижность, ловкость плюс бесстрашие, агрессивность или отчаяние дают новый синтез — и перед нами первобытный «специалист» — воин, защитник. Точное различение, хорошее удержание в памяти элементов формы плюс развитая изысканность движений и, может быть, неудовлетворенное желание привычной практической деятельности в связи с временным отсутствием реального «сырья» — и перед нами автор первого наскального рисунка, первого знака, ведущего к письменности. Точное различение не только явных свойств предметов, но и скрытых (пусть вначале распознавание вкуса ядра ореха по признакам цвета скорлупы, места произрастания и т.д.), хорошее удержание в памяти этих свойств и оперирование ими — и перед нами первобытный исследователь.
Тот, кто по тем или иным причинам лучше делает одно, чем другое, рано или поздно оказывается на соответствую-
щем относительно фиксированном трудовом посту. Пригодность к таким постам создается всякий раз за счет нового качественного синтеза возможностей, сложившихся к данному времени, этапу развития, хотя в этом новом целостном синтезе почти все элементы, если каждый из них рассматривать изолированно, могут быть старыми.
Трудовые посты уместно классифицировать прежде всего по важнейшей детерминанте деятельности — по особенностям предметов труда. Можно выделить пять типов предметов труда:
1. Живые системы, исключая человека как личность (им
соответствуют биономические профессии, специальности;
к ним относятся прежде всего растениеводческие, животно
водческие, микробиологические, некоторые медицинские
специальности и их дериваты).