«Правильно! Я так делала, а сама не думала. Верно, стараешься сделать все у одного станка. Сделаешь смену, зарядку, посмотришь заодно на полотно, основу, если все станки идут. Если чувствуешь, что все у этого станка сделано, уходишь ко второму сменить челнок...» и т.д.
В целом, однако, сопоставляя отчеты испытуемых о своей работе, следует отметить, что у П. уровень осознания своей деятельности ниже, чем у С. <
Высказывания испытуемой П. по поводу картинки отличаются описательностью, она не стремится проникнуть в общий смысл воспринимаемого. Между тем у С. высказывание по поводу воспринимаемого имеет рассуждающий характер. С. стремится выявить смысл воспринимаемого. Строго ограниченный размер статьи не позволяет проиллюстрировать сказанное.
Далее для изучения интеллектуальной сферы испытуемых в одной из экспериментальных серий им предлагались для запоминания цветные кружки [картонные диски диаметром порядка 5 сантиметров] и пары их. В следующей
серии в аналогичных условиях предлагались кружки с написанными на них словами (названиями цветов] и пары таких кружков/
|
|
Честно говоря, в годы проведения этого исследования (1954-56) я пребывал в заблуждении, полагая, что эмпирическое исследование должно «подтверждать» теорию. Иначе вроде бы будет «не как у людей». Лишь после я понял (внутренне принял), что предположения надо не подтверждать, а проверять. И радоваться надо не только подтверждению, но и опровержению своих гипотез,— установлению истинного положения вещей. Так что эту публикацию я привожу отчасти и как «памятник моей глупости» (фраза Робинзона Крузо) — в назидание научной
молодежи. Примеч. автора ]. При этом из словесного отчета выясняется, что цветной материал П.запоминаетнепосред-ственно. Это видно из того, что на вопрос о способах запоминания П. отвечает лишь, что она «представляла» цвета и приводит примеры запечатленных пар цветов. Между тем у С. в этих условиях наблюдаются элементы вербализации. С. иногда пришептывает названия цветов, оценивает их как «хорошие» или «плохие», опираясь на эти оценки при запоминании. Словесно-словесные связи (в количестве 12) у П. образуются после девяти предъявлений материала, тогда как у С. в аналогичных условиях они образуются после трех предъявлений материала. При запоминании словесного материала П. начинает, главным образом, руководствоваться его расположением [расположением кружков на планшете ], хотя при запоминании цветного материала в аналогичных условиях этого не наблюдалось. В то же время у испытуемой С. топографическая схема материала играет при запоминании второстепенную роль, изменение ее в словесной серии не влияет заметным образом на качество запоминания, как это имеет место у П. Кроме того, испытуемые различаются не только по характеру запоминания непосредственного и словесного материала, но также и по прочности его сохранения. Когда испытуемым было предложено через месяц воспроизвести связи по обеим сериям (цветной и затем словесной), то исп. П. из 24 связей пра-
|
|
* [Для воспроизведения предлагались специальные планшеты, где.испы-туемые должны были располагать кружки. Эта методика позднее была использована и несколько полнее описана в работе Г.В. Быстровой (1966).
вильно воспроизвела 11 связей, относящихся к 1-й серии [цветной] и семь связей, относящихся ко 2-й серии (словесной). В то же время С. правильно воспроизвела из тех же 24 связей пять связей, относящихся к 1-й (цветной) серии и 10 связей, относящихся ко 2-й серии. По цветной серии П. ошибочно воспроизвела две связи, а по словесной — 4. С. по цветной серии ошибочно воспроизвела пять связей, по словесной — четыре.
Для изучения особенностей интеллектуальной сферы испытуемых нами был проведен и словесный ассоциативный эксперимент. Ответы наших испытуемых в словесном эксперименте мы распределили по группам, использовав классификацию, предложенную П.Г. Попеску/ Эту классификацию нам пришлось несколько дополнить в соответствии с нашим материалом. Результаты экспериментов приведены в таблице [6 1.
Таблица [6J.
Группы ответов | Испытуемая С. | Испытуемая П. | |||
(приводятся лишь те группы классификации, по которым имеются ответы наших испытуемых) | кол-во ответов | -среднее время реакции в сек. | кол-во ответов | среднее время реакции в сек. | |
I 2 | Отказ от ответа («Ничего в голову не приходит» и т.п.) | — | — | 10,7" | |
Реакции эхолалического типа | — | — | 0/Г | ||
3 | Ответы, очень далекие по смыслу от слова-раздражителя («овца-портрет*)... | 4,6" | 5,1" | ||
4 | Род — вид («овощ — капуста») | 2,5' | 2,7" | ||
5 | Иллюстрация («материал-пальто») | 1.5" | 2,6" | ||
6 | Конкретное целое — часть предмета («окно — стекло») | 2,1" | 1,5" | ||
7 | Конкретная часть-целое («цветок — букет») | 2,5" | *— | -^ | |
8 | Предмет — конкретный фон («пароход — волны») | ~ | 4,5" |
* 11.Г. Попеску. Уч. зап. ЛГУ, №203, сер. философских наук, вып. 8. Психология, 1955.
Конкретный вид — конкретный вид («овца — собака*, «поле — огород») | 2" | Т | |||
JO | Вид — отдаленный род («шутка — слова»,«билет — бумага», «посуда — глина») | от 2" до 9,5' | — | — | |
Среднее | • | 3,2 | 3.8 |
Мы видим, что у П. есть значительное количество реакций довольно низкого уровня (отказ от ответа, эхолалии, ответы, не связанные по смыслу со словом-раздражителем). У С. по сравнению с П. преобладают реакции более высокого уровня. Слово-реакция часто относится к одной категории со словом-раздражителем, кроме того, в трех случаях имеют место абстрагирующие ответы, чего у П. вообще не наблюдается. Различия в категориальности словесных реакций между С. и П. еще ярче выступают в серии
экспериментов, где испытуемым предлагалось говорить в течение целой минуты после произнесения экспериментатором слова-раздражителя. При этом обнаружилось, что у П. из 94 слов-реакций объединены общей категорией (родом) только 30 соседних реакций [одна треть]... Из них в девяти случаях к одной категории относятся два рядом произносимые слова и лишь в четырех случаях три рядом произносимые слова («дуб — клен — вяз» и т.п.). Остальные ответы связаны по смежности или вообще мало связаны («корни — лошадь — электричество»...и т.п.). У испытуемой С. из 243 слов-реакций объединены общей категорией (родом) 155 ответов (64%). Из них два слова 10 случаев («ум — мысль», «трава — цветы»), по три слова — 12 случаев («лето — осень — весна»), аналогичным образом по четыре-шесть слов 13 случаев, по семь-десять слов — четыре случая.
|
|
Следует также отметить, что в разбираемой серии словесные реакции С. обильнее, чем у П. В ответ на слово-раздражитель она произносит в среднем 22,5 слова, тогда как П. только 8,5 слова, С. говорит в среднем 0,9 минуты, П.— 0,7 минуты, дальше заявляя, что ничего в голову не приходит и т.п. Интересно и то, что... П. в ходе эксперимента Забывает слово-раздражитель (по крайней мере в некотог рых случаях). В то же время С. им руководствуется. Это видно из того, что она иногда в середине опыта пришепты-
■
вает слово-раздражитель. Средняя продолжительность интервалов между словами-ответами в данной серии у П. равна 4,4 сек., у С.— 2,3 сек.
Данные анамнеза согласуются с изложенными выше
фактами... в общеобразовательной школе, П. плохо справлялась с математикой, физикой, не любила учить грамматические правила; при изучении иностранного языка плохо справлялась с переводом, хотя читала (произносила) хорошо. [Она, кстати, музыкальна — на эксперименте, который записывался на магнитофон, она по своей инициативе неплохо спела перед микрофоном одну оперную арию, выученную со слуха ]. С. училась хррошо также по математике и физике, школу ФЗО окончила с похвальным листом.
Учитывая недостаточную разработанность учения о специальных типах высшей нервной деятельности, мы не намерены относить наших испытуемых к какому-либо типу. Будутлиэторазныетипыили вариации одного типа, однако все вышеизложенные данные позволяют предполагать значительно меньшую активность и менее высокий уровень деятельности второй сигнальной системы у П. по сравнению с С.
Особенности планирования работы П. и С.
У испытуемой П. отсутствует систематический план наблюдений за работой станков. Ориентировочные реакции
П., направленные на необслуживаемые в данный момент станки, иногда очень обильны, появляясь, в среднем, через каждые" 14 сек. (в течение 10-20 мин.), иногда же эти реакции относительно редки. Таким образом, в среднем в течение часа они появляются каждые 22 сек. П. оглядывает станки, легко прерывая начатую работу. При этом она почти одинаково часто отвлекается как от срочных работ (48 % случаев), так и от несрочных работ (52% случаев). Характерно, что П. не только оглядывает станки, но часто, прервав срочную работу, обходит их с целью осмотра. Это отрицательно сказывается на продуктивности труда. П. осматривает, главным образом, полотна [нарабатываемую ткань]. Для этой цели она относительно часто совершает переходы от станка к станку, не выполняя при этом каких-либо других работ (цифровые данные приводятся несколько ниже).
|
|
Испытуемая С. систематически наблюдает за станками.
If
Ориентировочные реакции |акты зрительного внимания ], направленные на необслуживаемые в данный момент станки, значительно более равномерно распределены во времени и появляются в среднем каждые 14 сек. При этом в отличие от П. основная масса [количество] ориентировочных реакций совпадает с выполнением несрочных работ (75% случаев) и относительно малый процент их (25%) связан с выполнением срочных работ. С. очень редко совершает переходы только для осмотра полотен, подолгу оставаясь у какого-либо одного станка и выполняя работы предупредительного характера. Тот или иной станок покидает, как правило, в том случае, когда приближается необходимость выполнить неотложные работы на другом станке. 71 % переходов от одной пары станков к другой паре связано у С. с выполнением важных, неотложных работ, 11 % переходов связано с зарядкой челноков и 18% переходов совершается для осмотра полотен, основ и для лриго-товления початков. Между тем у П. с важными, неотложными работами связано только 22% переходов, с зарядкой челноков 5% переходов, а с осмотром полотен 73% переходов. При этом надо заметить, что основы П. осматривает очень редко и главным образом с переднего плана станков, початки готовит на грудницах станков не заблаговременно, а только непосредственно перед зарядкой челноков, и то не всегда. П. много ходит (155 переходов в час) и смотрит, не случилось ли уже обрывов [нитей основы ], брака и т.д. С. ходит сравнительно мало (83 перехода в час), но много выполняет работ, предупреждающих обрывы и брак. Разница в количестве работ, выполняемых в течение часа каждой из испытуемых (П.— 151 работа, С.— 225 работ) получается главным образом за счет выполнения ткачихой С. предупредительных работ/
С. заблаговременно подходит к станку для смены челнока. Наблюдение показывает, что к моменту смены челнока С. в 70% случаев оказывается около нужного станка. Между тем П. находится около нужного станка к моменту смены челнока лишь в 27% случаев. Если учесть, что П. обслуживает четыре станка, то случайный характер таких совпаде-
* Щозднее обнаружилась статистическая связь преобладания предупредительных работ с относительной инертностью нервных процессов. Прим. авт-J.
ний очевиден. Сигналом подхода к станку для П. является остановка его. Нередко П. уходит от станка как раз перед тем моментом, когда на нем должен кончиться уток. Это говорит о том, что П. не только не помнит, когда сменялся челнок на данном станке и в каком состоянии находится початок в нем, но даже не наблюдает за сходом утка (челноки открытые). Между тем, С. сознательно учитывает состояние початков в челноках и, как выясняется в беседе, помнит, где должен кончиться уток, и сообразует с этим свой маршрут. Кроме того, С. и наблюдает за сходом утка.
Прервав какую-либо работу, С. возвращается затем к ней. Как правило, к моменту смены челнока все челноки у нее оказываются заряженными.
Маршрут С. по рабочему месту отличается продуманностью, тогда как маршрут П. имеет реактивный характер.
Когда мы в беседе спросили П., почему она не выполняет некоторых предупредительных работ, в частности, почему не выходит на задний план станков и не поправляет основ, П. отвечает, что у нее не хватает для этого времени. Между тем наблюдение показывает, что свое время П. в основном вынуждена тратить на ликвидацию обрывов и разработку брака, которые у нее главным образом происходят из-за невнимания к предупредительным работам. Хотя подлинной причиной нехватки времени является недостаток предупредительных работ, ca&ia ткачиха предпочитает иметь дело с наличными последствиями своего недосмотра. Обстановка данного момента доминирует и отвлекает ткачиху от работы впрок. Так как П. почти не производит предупредительных работ, то у нее Никогда нет уверенности в том, что в каждый момент не возникнут случайности в условиях работы. Недостаток предупредительных работ компенсируется частотой переходов по рабочему месту. Между тем С, уходя от станка, уверена (это она говорит в беседе), что никаких случайностей у нее на рабочем месте не произойдет, так как у каждого станка.«все сделано», т.е. выполнены необходимые предупредительные работы. Характерно и то, что С, заметив начинающуюся разладку станка, сейчас же зовет поммастера [наладчика] и требует ее устранения, если этого не может сделать сама. В то же время П., даже заметив разладку, зовет поммастера только тогда, когда разладка приведет к серьезным последствиям или когда работа на станке станет невозможной.
Сопоставление описанных особенностей планирования работы с результатами исследования интеллектуальной сферы испытуемых показывает, что наиболее вероятной является их обусловленность соотношением первой и второй сигнальных систем. Специально планированию работы на четырех станках испытуемых раньше не обучали, им было известно только правило о том, что в случае совпадения работ на простаивающих станках надо подходить к тому станку, который ближе к ткачихе и ликвидация простоя на котором требует меньше времени. Общеобразовательный уровень испытуемых одинаков (7 классов). Разница в стаже сама по себе также не может служить главной причиной подобных различий, так как некоторые выпускники школ ФЗО очень быстро начинают справляться с работой на четырех станках, в то время как достаточно стажированные ткачихи иногда все еще неудовлетворительно планируют работу. Кроме того, планирование по самой своей природе требует активного участия второй сигнальной системы.
Индивидуальные особенности овладения
ткачихой П. некоторыми правилами
планирования своей работы
Как не вполне справляющуюся с работой на четырех станках, ткачиху П. мастер перевел на два станка. С целью обучения ткачихи П. планированию своей работы она, по нашей просьбе, была вновь переведена на четыре станка. В беседе П. сообщает, что она очень хотела бы хорошо работать на «четверке», но у нее это не получается. Мастер смены также сообщает, что П. просила, чтобы ее поставили на четыре станка. Когда П. сказали, что она вновь будет работать на четырех станках, она очень обрадовалась, что достаточно ярко проявилось в мимике. Таким образом, в положительном отношении к обучению работе на четырех станках сомневаться не приходится. С целью обучения ткачихи П. планированию работы на четырех станках, ей даны* были соответствующие словесные инструкции, выполнение которых затем контролировалось. По мере надобности давались дополнительные указания. В результате проводившегося обучения П. относительно легко усвоила такие приемы планирования, которые характеризуются сравнительной шаблонностью (регулярный обход основ, систематическое приготовление початков). Наоборот, приемы
планирования» требующие инициативы и гибкости (своевременный поход к станку для смены челнока), были усвоены значительно труднее и лишь после неоднократных напоминаний.
Однако наиболее существенно и характерно то, что даже после правильного выполнения всех указанных рациональных приемов планирования и связанного с этим повышения производительности труда, ткачиха П. выполняла их, главным образом, лишь в присутствии наблюдателя и постепенно возвращалась к прежним приемам при его длительном отсутствии. Проверка показывает, что этого нельзя объяснить забыванием данных ей инструкций. Можно предположить, что этот факт объясняется неустойчивостью доминирующих очагов возбуждения во второй сигнальной системе. Для преодоления этой неустойчивости необходимы особые приемы воспитания.
2.1.2. Индивидуальные различия в трудовой
деятельности ткачих-многостаночниц
в связи с диагностическими испытаниями
подвижности нервных процессов
[1958, 1959]25
Постановка проблемы
Одной из самых общих и существенных задач, неизбежно возникающих при попытке сознательно организовать и усовершенствовать трудовую деятельность, является задача наилучшего активного приспособления работающего человека к объективным требованиям труда.
Естественно, что практическое решение вопроса о соотношении субъективного и объективного факторов трудовой деятельности предполагает решение целого ряда психологических проблем.
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться, что человеческий фактор чрезвычайно не стандартен. Разные люди работают по-разному и, в частности, одни более, другие менее успешно. Между тем, жизнь неизменно выдвигала и выдвигает задачу «Как сделать, чтобы люди работали наилучшим образом?». Чтобы ответить на этот насущный практический вопрос, необходимо знать, какими индивидуальными качествами и свойствами людей определяются
различия в их трудовой деятельности. При этом, с практической точки зрения, наибольшую значимость приобретает вопрос о характере и степени обусловленности трудовой деятельности со сторон ы наиболее консервативных (в смысле воспитуемости) индивидуальных различий между людьми. Это и понятно, так как столь характерный для...современности бурный технический прогресс и необходимость овладения постоянно обновляющимися передовыми методами работы часто ставят задачу более или менее существенной перестройки трудовой деятельности. Большое значение при такой перестройке имеют профессионально-значимые и в то же время наиболее консервативные индивидуальные различия. К числу последних правомерно отнести различия, определяемые свойствами общего типа высшей нервной деятельности. В самом деле, с одной стороны, свойства общего типа, как хорошо известно, проявляются в динамических особенностях деятельности, которые в труде рабочего, труде так называемом «физическом», естественно, должны играть существенную роль. Профессиональная значимость такого общетипологического свойства как, например, инертность вряд ли может вызывать сомнения. С другой стороны, если принятьвовниманиетрактовку академиком И.П. Павловым общего типа как генотипа (7; 334)*, то правомерно рассматривать общетипологические свойства как действительно весьма консервативные, хотя этим отнюдь не исключается возможность перестройки общего типа в известных пределах в течение длительного времени, как это признавал и сам И.П. Павлов.
Если свойства общего типа не оказывают существенного влияния на особенности трудовой деятельности, то, естественно, их можно игнорировать при организации труда и производственного обучения, принимая во внимание лишь относительно легко воспитуемые индивидуальные качества. И тогда наиболее логичной и целесообразной формой активного приспособления человека к требованиям труда неизбежно будет приведение того и другого к единому стандарту, для достижения которого у человека будет достаточно активизировать его мотивы. Игнорирование природной основы индивидуальности приводит к признанию необхо-
* Как принято во многих публикациях по психологии, первая цифра в скобках указывает номер источника в списке литературы в конце статьи; после точки с запятой — указание на страницы. Прим. ред.
а
димости нивелировать индивидуальность путем воспитания у всех людей тождественных положительных качеств и к необходимости совершенно одинаковых приемов и способов деятельности для всех работников. А это исключает творческий, личностный подход к работе...
Исторический опыт становления... науки показал, что игнорирование стойких индивидуальных особенностей человека может выступать под весьма революционным флагом, оставаясь, по существу, порочным направлением... Так, организатор и руководитель Центрального Института Труда А.К. Гастев писал в 1927 году: «Мы переворачиваем современную биологию и говорим: человек полон возможностей; в нем тысячи возможностей для приспособления, тренировки, победы. Вот почему мы жестко противопоставляем себя психотехнике — не сортировка на первом плане, а тренировка» (2; 13). Ультрареволюционно отрицая стойкие индивидуальные различия людей А.К. Гастев понимал особенности трудовой деятельности как пассивный продукт объективной обстановки.
Данное определенное «бытие», т.е. определенная организационно-техническая установка автоматически вызывает «определенное сознание» (2; 95. Сравн. также с. 18). Отвергнув индивидуальное своеобразие работника, А.К. Гастев вполне логично заявляет, что «качественной разницы, которая предопределяла бы совершенно другой организационный подход к человеку, а не такой, какой мы делаем к машине-орудию — нет и она нами, конечно, совершенно исключается» (2; 24). Заслуживает внимания отмечаемый А.К. Гастевым факт сильнейшего «органического сопротивления» (2; 83—89) рабочих, которым была встречена практика «рационализации» труда по методу ЦИТ. Однако в этом несомненном проявлении активности личности, индивидуальности разбираемый автор видит нечто рутинное, отсталое. «Несмотря на наш социализм [!?], мы до того "интимны», до того "ремесленны» в своей работе, что видим посягательство на "личность» в каждом шаге режима, регламента, браковки, нормы» (2; 86).
Если же эти консервативные свойства общего типа существенно влияют на особенности деятельности, то с ними неизбежно надо считаться, причем здесь возможны два принципиально различных пути решения вопроса,
1. Если природные предпосылки личности понимаются как нечто непластичное, принуждающее прибегать всегда к одним и тем же способам действия, проявлять в данной трудовой ситуации одни и те же психические'особенности, то следует признать логичными меры по отбору и сортировке людей опять-таки в соответствии свыдвигаемым профессией стандартом. Таким образом, предполагаемое уравновешивание субъективного и объективного факторов будет достигнуто за счет отбрасывания нестандартных работников. Именно такое понимание природы индивидуальных особенностей характерно для буржуазной психотехники.
Выполняя утилитарные заказы капиталистической промышленности, транспорта, связи, армии,...психотехника пошла прежде всего (сравн. 5) по пути отбора наиболее дееспособного человеческого материала из массы претендентов (главным образом, из резервной армии безработных). Таков был первый и основной способ решения психотехникой проблемы приспособления человека к требованиям труда («профотбор»).
Взяв за основу тот очевидный факт, что разные люди с разной степенью успешности справляются с одной и той же работой, психотехники осмыслили этот факт с ложных позиций, введя понятие изначальной «профессиональной пригодности». Таким образом, постулировалось, что одни люди, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, более, другие— менее пригодны к данной профессии.
На основе этой позиции возникли некоторые производные задачи, в большей или меньшей степени стимулируемые практическими потребностями, например, задача
подобрать данному человеку наиболее подходящую для его индивидуальности работу («профконсультация», «профориентация»). Это был также один из способов уравновешивания человека и требований труда.
При этом молчаливо предполагалось, что в каждой профессии, в каждой работе возможен лишь единственный наиболее удачный вариант приспособления человека к объективным требованиям работы. Чтобы человек был признан пригодным к данной работе, профессий, он должен был обладать определенной суммой, определенным стандартом «психофизических» качеств, требуемых профессией. Тре-
бования профессии к человеку устанавливались после некоторого изучения в виде определенных типовых образцов («профессиограмм»). Последнее с неизбежностью вытекало из понимания индивидуальности, как чего-то неизменного, непластичного.
Исходные общие предпосылки психотехнических работ определялись прежде всего направлением заказов, исходивших от капиталистических предпринимателей, заинтересованных в «промышленной эвгенике», селекции людей. Это обстоятельство обусловило деляческий, узко-утилитарный характер психотехники, которой, как известно, была чужда разработка принципиальных теоретических проблем...учение Вильяма Штерна (14) о врожденности и неизменности индивидуальных особенностей человека, в основе которых лежат неизменные наследственные «диспозиции» — учение, признававшееся «евангелием всякого психотехника» — было, не столько исходным теоретическим основанием, сколько идейным оправданием и благо-словлением стихийно складывающейся в капиталистических условиях практики психотехнической работы.
Опыт буржуазной психотехники следует признать весьма поучительным для нас прежде всего в том отношении, что он говорит о необходимости осознания и тщательной разработки исходных теоретических предпосылок, на которых должно строиться изучение трудовой деятельности...
2. Если же личность в целом понимается как гибкая и пластичная организация, то факт наличия профессионально-значимых консервативных психологических особенностей делает логичной следующую постановку вопроса. По-видимому, благодаря пластичности личности и разного рода компенсаторным механизмам разные люди в одной и той же трудовой ситуации могут прибегнуть к различным способам действия в зависимости от индивидуальных особенностей, и наоборот, в различных трудовых ситуациях одни и те же люди могут прибегнуть к разным способам действия.
При такой постановке вопроса следует отказаться от предпосылки, что всем работать хорошо — это значит всем работать одинаковыми способами, стандартно/ Чтобы всем
* Отсюда вытекают определенные методологические требования к про-фсссиографической и профкопсультациониой работе. Нельзя думать,
■
работать хорошо, нужно работать по-разному, в зависимости от индивидуальности работника, в частности, в зависимости от тех ее особенностей, которые обусловлены общетипологическими свойствами.
Между тем, практика распространения передового опыта на производстве обычно такова, что исключает возможность работы по разному, навязывая всем рабочим так называемые единые приемы работы. Последнее обстоятельство с особенной остротой побуждает заняться изучением природы индивидуальных особенностей трудовой деятельности-
Задача настоящей работы — выяснить роль подвижности нервных процессов в деятельности ткачих-многостаночниц.
То, что нами принято во внимание лишь одно типологическое свойство, а не сочетание их, характеризующее тип, мотивировано желанием получить наиболее сопоставимые и однозначные диагностические данные, дополнительно не осложненные бесконечным разнообразием качественных и количественных сочетаний разных типологических свойств. С другой стороны, выбор именно параметра «инертность — подвижность» обусловлен тем, что, как показал опыт, в деятельности многостаночниц, требующей частого переключения с одной деятельности на другую, наиболее высокие требования предъявляются к таким особенностям работника, связь которых с подвижностью является наиболее вероятной. В то же время следует учесть, что из всех показателей трудовой деятельности многостаночниц нами были, в свою очередь, также отобраны для сопоставления с диагнозом подвижности лишь те, которые наиболее вероятным образом зависят от этого типологического свойства.
Организация и методика исследования
Исследование проводилось на Казанском льнокомбинате, где в качестве типового (нормального) уплотнения принято обслуживание 2-х тяжелых станков. Многостаночное уплотнение (то есть обслуживание 3-х и, максимум, 4-х станков) является так называемым «сверхтиповым» (т.е. не обязательным, а п редполагающим инициативу самой ра-