Аспектов общей программы) 8 страница

Вместе с тем, хотя идея уникальности каждого противо­стоит идеологии обезличивающего подхода к человеку как крупице некоей «массы», сама по себе она, будучи исклю­чительно культивируема, ведет к некоему абсурду, о чем несколько ниже.

Нельзя сказать,.чтобы идея «каждого» была незнакома философии диалектического материализма и cooteeTCTBy-ющей социологии (вспомним формулировки основных со­циальных принципов: «От каждого по способностям, каждому по труду», «От каждого по способностям, каждому по потребностям»). Но надо признать, что часто внимание и теоретиков и практиков, по крайней мере в прошлом стоявших под флагом этой философии, центрировалось в основном не на «каждом», а на «всех», что само по себе не следует обесценивать, если бы знание о «всех» было доста­точно дифференцированным и содержательным. Но оно не­редко было огульным по принципу: «Лес по дереву не плачет».

Если культивируется идея уникальности человека и его жизненного пути (экзистенциализм, персонализм), здесь тоже не все безупречно в том смысле, что односторонний акцент на неповторимости человека может уживаться с

недооценкой «общезначимого», «общественно значимого»; а как-никак в качестве единицы выживания на планете можно помыслить только сообщество, общество, а отнюдь не отдельную сколь угодно уникальную персону.

Итак, надо, по-видимому, находить и удерживать в те­ории и практике какое-то явно неравновесное и в то же время устойчивое положение (т.е. положение, постоянно требующее от нас бдительности) между двумя абсурдами: абсурдом уникальности каждого человека и абсурдом все­общей одинаковости людей. К счастью; практически ни тот, ни другой варианты невозможны, но приближения к ним то и дело возникают (тоталитаризм или анархизм в политике;

9. Е.А. Климов ост


борьба то за единую педагогическую школу, то против нее и за «личность» в педагогике, «гуманистические» или «сци­ентистские» подходы в психологии).

Существенным (хотя и не единственным, конечно) ус­ловием практического достижения оптимума положения между двумя охарактеризованными выше абсурдами явля­ется детализированное знание об индивидуальных, группо­вых, типовых, общих, в частности, профессиональных особенностях человека.

Нельзя ведь отрицать, что «делатели» чего-то полезного для существования и развития общества это — не только функционально самая важная, но и в чисто количественном отношении самая большая его часть. Это миллионы и мил­лионы людей. И психологические знания о профессионалах должны рассматриваться как необходимая составляющая культуры современного человека, а тем более специалиста, занятого работой с людьми.

Если существуют закономерно воспроизводящиеся фак­ты профессиональных особенностей в представлениях об окружающем мире, о субъекте (о других людях и о себе), важно их описать и учитывать в связи с проблемой оптими­зации межлюдских отношений, анализа и разумного пре­одоления конфликтов в сфере труда.

Имеются в виду следующие пять типов профессий, вы­деляемые по признакам предметной области деятельности:

1. «Человек — живая природа». Профессионалы здесь заняты прежде всего биотическими системами (растения, животные, микроорганизмы и среды их обитания). Услов­ное обозначение этого типа профессий далее для краткости «П».

2. «Человек — техника». Предметная область труда — системы техники (внешние средства и условия труда, быта) и неживой природы. Условно — «Т».

3. «Человек — человек». Предметная область-—соци­альные системы, люди, их группы. Условно — «Ч».

4. «Человек — знаковая система». Предметная область — мир знаково-символических явлений (естественные и искусственные языки, условные знаки, как, например, в работе программиста, библиографа, наборщика, бухгалте­ра). Условно — «3».


5. «Человек — художественный образ». Предметная об­ласть — мир художественных, эстетических объектов. Ус­ловно — «X»/

Разумеется, все множество профессий нельзя строго рас­пределить по указанным пяти типам, тем не менее данная типология даст некоторую ориентировку в разнообразии профессий, и далее мы будем из нее исходить без дополни­тельных оговорок.

Сама по себе мысль о том, что разные люди по-разному воспринимают, представляют и понимают одни и те же вещи или других людей, банальна. Но следует признать и то, что практически каждый человек может оказаться в пределах некоторой иллюзии: окружающий мир, универ­сум (включая и его субъективную составляющую), полага­ет он, и есть то, что он сам воспринимает, представляет, знает, а другие люди почему-то часто делают это «непра­вильно», «неполно» и пр. (хорошо сказано у Н.В. Гоголя: «...и все, чего он не видит сам, то для него ложь»).

Меня далее будет интересовать профессиональная спе­цифика соответствующих представлений.

Человек как субъект — часть окружающего мира, поэ­тому принимались во внимание особенности представлений профессионалов как об объектной, так и о субъектной со­ставляющих мира (универсума).

Были взяты по 25 примерно одинаковых по объему и по структуре описаний профессий (профессиограмм) каждого типа. Описания были предназначены не для специалистов, а для юношества. Но поскольку авторы описаний — специ­алисты и привержены к тому или иному типу профессий, их письменная продукция, по всей видимости, отображает черты профессионального менталитета.**

Из профессиограмм были выделены смысловые едини­цы, характеризующие представления о субъектном и объ- ектном факторах о кружающего мира. Сразу же отмечу, что

* О классификации профессий подробнее см. на с.115-143 данной кни­ги].

** См. Мир профессий в шести томах. М.. 1985-1988 (т. 1. «Человек — природа». Сост. С.Н. Левиева, 1985; т.2. «Человек — техника». Сост. В.Е. Гаврилоп, 1987; т.З. «Человек —техника». Сост. Р.Д. Каверина. 1988; 1.4. «Человек — человек». Сост. Р.Д. Каверина, 1986; т.5. «Чело­век — знаковая система». Сост. С.Н. Левиева, 1988; т.6. «Человек — художественный образ». Сост. Л.И. Смирнов, 1987).

9* 259


словарь описания субъекта профессионалами-непсихоло­гами существенно отличается оттого, что мы видим в учеб­никах и словарях по психологии, но это особый вопрос.

Из 3194 смысловых единиц, так или иначе описывающих субъекта, 48+/-0,9% характеризуют его черты (например, «особая осторожность», «техническая смекалка», «добро­желательность», «внутренняя организованность», «смелый полет фантазии» и пр.); остальные смысловые единицы ак-центируютотнесенность чертсубъекта к предметному миру (например, «он любит все живое», «любит могучие маши­ны», «ему по настоящему интересно с детьми», «предпочи­тает порядок и четкость», «любит малые формы в искусстве» и пр.) — 37% и те или иные градации их выра­женности (такие «житейские» шкалы как «самозабвенно предан избранному делу», «предельно внимателен», «рабо­та физически не тяжелая», то есть «ему не тяжело» и т.п.) — 15 процентов.

Характеристики черт субъекта неравномерно распреде­лены по отмеченным выше типам профессий: наибольшее их количество (16 +/- 0,6% из 48 +/- 0,9%) приходятся на профессии типа Ч, наименьшее (7+/-0,5) — на тип Т. Если принять во внимание, что профессии типа Т, по-видимому, наиболее многочисленны по составу занятых в них людей, это делает вопрос о профессиональной специфике восприя­тия другого человека достаточно острым.

На основании 863 случаев распределения предметных реальностей, которые мыслятся в профессиограммах при­оритеты (частоты) располагаются так: «хозяйство, произ­водство» — 11% Т и 2% Ч; «человечество, население» — 5% Т и 10% Ч; «сознание и деятельность общества» — 2% Т и 1% Ч; «космос, планета»— 1% Т и 0% Ч; «живая природа» —0% Ти0% Ч,но4% П, 2% - X и т.д.

Далее, чтобы не затруднять восприятие предлагаемого здесь материала, я приведу для сравнения краткие описа­тельные (неколичественные) характеристики разных ти­пов профессионалов.

1. Если перед нами работник, занятый явлениями живой природы, мир видится, усматривается им и волнует его прежде всего состороны имеющих место биотических (свя­занных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области.


Земля в его сознании — носитель биосферы, всего живого и условий его существования. Более детальные представле­ния здесь: площади, занятые лесами, посевами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса и т.д.), круговорот ве­ществ; леса — это защита полей, они же синтезаторы зна­чительной биомассы. Профессионалы этого типа выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, живо­тные, а также [удерживают в сознании 1 многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях динамики, «судьбы» чего-либо живого.

Цивилизация, культура человечества — это, с их точки зрения, прежде всего культура сельскохозяйственного про­изводства, земледелия, животноводства, пчеловодства, ко­неводства и т.п. Люди— потребители «даров» природы и производители продукции, истоки которой находятся в природе же. Международные отношения — прежде всего то, что делается в человеческом мире в связи охраной при­роды или с использованием ее «даров» и профессиональных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии. Условия существования и развития чело­века — то, что связано с пищей, питанием, обеспечением и соблюдением научно обоснованных норм питания, с обес­печением человека одеждой; истоки всего перечисленного надо видеть в недрах сельскохозяйственного производства. Деятельность человечества, людей — все связанное с ис­пользованием ресурсов природы [и что влияет на нее и ее судьбу на планете ].

2. Если перед нами работник, занятый техническими системами, мир видится, усматривается им и волнует его прежде всего с точки зрения того, как наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована тех­никой. Космос видится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеться как нечто, что неплохо бы оснастить вертикаль­ным транспортом — лифтом. Планета Земля рассматривав ется как источник тепла, энергии. Более детальные представления здесь: поверхность Земли — это места для прокладки кабелей, возведения сооружений, это площади, занятые производственными и жилыми корпусами, где есть-тепло и электросети, внутренний транспорт, оборудование.


Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные [по­лезные вещественные ] придумки, усиливающие возможно­сти человека в деятельности, освобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реали­зации многих его функций (в приложении физических уси­лий, в быстроте, точности, ловкости, неутомимости не только физических, но и умственных действий).

Цивилизация, культура, история человечества — преж­де всего достижения научно-технической революции: элек­тродвигатели, радио, ЭВМ. Страны и континенты, местности на Земле — как 6ц, недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают ясно представляемые линии связи и электропередач, «нитки» газопроводов, теп­лотрассы и т.п. Зато сами технические объекты детализи­рованы. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на кон­тактах и незначительные повреждения изоляции, которые важно замечать и пр. Условия существования и развития человека — это здания, сооружения, транспортные средст­ва, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией. Деятельность человечества, людей —... прежде всего научно-технические расчеты, автоматизация технологий производства, создание грандиозных сооруже­ний и миниатюризация оборудования, ориентация на мир­ное применение новейших достижений техники.

3. Если перед нами работник, занятый социальными системами, людьми (сих сознанием, поведением, духовной сферой), мир видится этим работником и волнует его преж­де всего со стороны наполненности окружающей среды раз­нообразными, разномыслящими, разнокачественными и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. «Кос­мическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного отображения на первых планах сознания. Это какой-то далекий смутный фон.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка в слож­ную жизнь человека и общества.


Цивилизация, культура, история человечества в пред­ставлении таких специалистов — это прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. А международные отношения — политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами. Ус­ловия существования и развития человека — это памятни­ки культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Ос­тальное — некий само собой разумеющийся и кем-то обес­печиваемый фон.

Деятельность человечества, людей — не что иное, как приобщение широких слоев населения к освоению культур­ных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение граждан­ских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (и дети, и взрослые, и обезличенные «лица», и инди­видуально отличаемые люди, например, «склонные к туне­ядству» и пр.).

4. В профессиях типа 3 мир волнует работника прежде всего с точки зрения упорядоченности, развитости, изучен­ности, учтенности и подсчитанности разнообразных его со­ставляющих: Вселенная — это лаборатория для изучения процессов, не воспроизводимых в земных условиях; Приро­да — то, что выверило веками оптимальные размеры пред­метов; дерево — цилиндр, диаметр которого уменьшается с высотой, а переплетения корней — надежный фундамент, обеспечивающий такую устойчивость, что даже не всякий ураган его свалит. Приятно, что уже известен диаметр ви­руса; поверхность планет изучается с помощью фотогра­фии; моря, пустыни —то, где можно сориентироваться с помощью астрономии — вот типичные представления, от­ношения к миру, ходы мысли.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании це­лостности, «гештальты» такого рода: система документаль­ного и информационного обеспечения управления сложными объектами; печатные источники; цифровой ма­териал; контроль за качеством печатной продукции; созда­ние проекта документа; следование строгим правилам;


тематика издательства; иностранные алфавиты; построе­ние математических и химических формул; администра­тивно-территориальное деление страны; схемы движения транспорта; маршруты почтовых вагонов; названия и рас­положение предприятий, названия многочисленных улиц, переулков, площадей; законодательство страны.

Цивилизация, культура, история человечества — для специалиста по знаковым системам прежде всего письмен­ность, почтовая и иная информационная связь вплоть до современной «опутанности» всего земного шара информа­ционными сетями; формулировки правовых норм. Страны и континенты — пункты, где были приняты первые радио­сигналы или где производится то или иное количество пе­чатной продукций, где работают специалисты по

научно-технической информации. Международные отно­шения — прежде всего информационно-технические связи

(доставка письма в любой «уголок» земного шара, телефон­ная связь, возможность поиска «за рубежом» полезной ин­формации и.т.п.)

Условия существования и развития человека — это уве­личение количества производимой информации в геомет­рической прогрессии; телефон как привычный атрибут быта; книги (именно«тиражи книг»), газеты и журналы (не сами по себе, а большое количество их названий как достиг­нутое благо), количество (сотни) языков, на которых выхо­дит печатная продукция в стране, социальные преобразования (как нечто, создающее условия для разви­тия языка общения), чертежи (как фактор ускорения про­гресса) и т.п. Деятельность человечества, людей — не что иное, как автоматизация связи, документопроизводства; обеспечение законности и правопорядка (документальны­ми средствами); совершенствование измерений, систем единиц измерения величин; совершенствование средств фиксации фактов (как, например, фотография), информа­ционного обеспечения жизни общества.

5. В профессиях типа X мир видится, усматривается ра­ботником и волнует его и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как об­ласть, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, совершенную [волнующую человека] форму какого-то содержания. Космос — то,.где людям при-


ходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерь­ере космического корабля. Земля — то, на что можно мыс­ленно взглянуть с большой высоты из [точки ]-космоса, чтобы, например, лучше упорядочить проектируемый на­селенный пункт. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли", стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) — то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа — источник не только впечатлений, но и средств художест­венной выразительности, таких, как красители, а также и некоторых трудностей...(в природе нет вечных художест­венных материалов, время и микробы превращают холсты в прах...).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании та­кие целостности, как: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, «пульедня», сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концеп­ция, музыкальное оформление театрального представле­ния, фразировка (музыкального материала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр.

Цивилизация, культура, история человечества —это множество достижений художественного творчества, при­чем часто вполне конкретных (в смысле авторства, време­ни, места), например, образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах, кони Клодта на мосту через Фонтанку, лаковые миниатюры мастеров Палеха и т.п. Международные отношения как таковые не акцентиро­ваны: мир людей, стран, народов предстает в широких со­поставительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и пер­вобытного человека, и мастеров Италии, России, или Гол­ландии и т.д.

Условия существования и развития человека — это сис­тема расселения людей, жилые кварталы, парадные площа­ди города, места [пространство] для отдыха в проектируемом жилом помещении, плодородные места, ко­торые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень. Деятельность людей, человечества в це-

в


лом составляет некий фон, главное же — необходимо обес­печить, преодолевая существующие недостатки, нормы со­временного быта, обслуживания жителям села (неперенося в деревню огульно, скажем, нелепую идею многоэтажной

застройки)...

Таким образом, разнотипные профессионалы скорее всего неодинаково «квантуют» окрестный мир на различи­мые существенные целостности, события, явления. И если при этом они недостаточно рефлексируют, например, субъ­ектный, природный, технический, эстетический, или, на­конец, метрический и т.п. аспекты окружающей обстановки, возникает задача их компенсаторной инфор­мационной поддержки, взаимообогащения специалистов информацией об окружающем (последнее — ради взаимо­понимания, профилактики непродуктивных конфликтов).

Краткий вариант. психоэкологической гипотезы

Мое предположение состоит в следующем: психологиче­ское знание о разнотипных профессиях является условием не только правильного выбора каждым подрастающим че­ловеком своего трудового пути, виденья его возможных пер­спектив, диверсификаций, но и хорошего взаимопонима­ния, взаимоуважения и делового объединения людей-«де-лателей». А это, в свою очередь, есть важное условие бла­гополучного общественного настроения и, следовательно, психического здоровья всех и каждого.

Можно предполагать, что если в обществе будет после­довательно культивироваться дифференцированное, де­тальное знание о менталитете разнотипных профессиона­лов, это существенно минимизирует недоразумения, пере­живания напряженности, конфликты в сфере взаимодейст­вия руководителей и подчиненных, политиков и народа, представителей организационных структур и включенных в них «делателей».

Чтобы такое благоприятное состояние общественного со­знания стало реальностью, необходимо культивировать (в системах образования, воспитания разных типов и уровней, начиная от семьи и кончая высшими формами профессио­нальной подготовки) уважительное отношение к своеобра­зию психики другого человека, преодолеть стихийно


возникающую иллюзию, будто окружающие должны ви­деть и понимать реальность именно «как я».

Сложность реализации обсуждаемой задачи в том, что психика другого человека — реальность, в сущности, не­зримая; ясные, четкие представления о состояниях и осо­бенностях внутреннего мира сторонних людей отнюдь не легко строить и удерживать в сознаниии. В связи с душевед-ческим невежеством возможно и совершенно искреннее, «честное» варварство, «дожимание» других по своему обра­зу и подобию, представляющемуся единственно возмож­ным и правомерным.

Дело здесь обстоит не проще, чем, скажем, в отношении таких незримых факторов среды, как радиационная или микробиологическая опасность. Всем известно, какой доро­гой ценой мы платим за отсутствие гигиенической и ради-ационно-экологической культуры в обществе. Не следует думать, что удовлетворительный уровень психологической культуры может возникнуть сам собой. Здесь требуются огромные специальные просветительские усилия, которым должны систематически предшествовать и усилия исследо­вательские в области научного психологического професси-оведения.

Значимость психоэкологических проблем начинает ясно осознаваться специалистами. Об этом свидетельствует, на­пример, название «круглого стола», организованного в мае 1995 года Отделением психологии Международной акаде­мии информатизации совместно с Комиссией по здравоох­ранению Исполкома Российского земского движения: «Психоэкологическая катастрофа в России». Полагаю, что систематическая работа по распространению дифференци-ально-профессиоведческих знаний внесет необходимую лепту в преодоление неблагоприятной психоэкологической ситуации,Ч^иксируемой специалистами (медиками и пси­хологами).


Часть 2

РАБОТЫ, ОБРАЩЕННЫЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ

СООБЩЕСТВУ

2.1. НА ПОДСТУПАХ К

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМ

ОСОБЕННОСТЯМ ПРОФЕССИОНАЛА

2.1.1. К вопросу о роли индивидуальных

особенностей интеллектуальной сферы

в производственном труде

[1957]24

Постановка вопроса. Организация и методика исследования

Мысленное предвосхищение внешнего действия, плани­рование действий является общим и в то же время специ­фическим признаком трудовой деятельности.

В наши дни в связи с непрерывным усложнением техни­ки и широкой автоматизацией производства интеллекту­альная сторона физического труда, проявляющаяся, в частности, в планировании рабочим своих действий, начи­нает играть ведущую роль в достижении высокой продук­тивности труда рабочего на производстве. С другой стороны, в творческом труде...особое значение приобрета­ют индивидуальные особенности личности и, учитывая ска­занное выше, прежде всего индивидуальные особенности интеллектуальной сферы рабочего. Мы исходим из того, что наиболее существенные особенности интеллектуальной сферы определяются характером взаимодействия 1-й и 2-й сигнальных систем (по И.П. Павлову).

Имея в виду изложенное, мы поставили в качестве пер­вой задачи исследования выяснить зависимость некоторых индивидуальных особенностей в планировании работы тка-чих-четырехстаночниц от различий в интеллектуальной


сфере, определяемой взаимодействием 1-й и 2-й сигналь­ных систем. Установление отмеченной зависимости вы-двигает вопрос и о соответствующей индивидуализации обучения планированию. Поэтому вторая задача исследо­вания состояла в том, чтобы установить некоторые индиви­дуальные особенности в обучении ткачих планированию работы в зависимости от тех же различий в интеллектуаль­ной сфере.

Мы исходили из предположения, что уровень деятельно­сти 2-й сигнальной системы при прочих равных условиях определяет характер словесного отчета испытуемого о не­посредственно воспринимаемых им объектах, о характере выполняемых им трудовых действий со стороны существен­ности, адекватности и полноты этого отчета. Мы исходили, далее, из предположения, что уровень деятельности 2-й сигнальной системы и характер взаимодействия обеих сиг­нальных систем проявляется в особенностях запоминания, сохранения, воспроизведения словесного и непосредствен­ного материала, в характере реакций в ассоциативном сло-весном эксперименте. Несомненное значение для диагностики отмеченных особенностей интеллектуальной сферы имеют и некоторые сведения об учебной деятельно­сти испытуемых в общеобразовательной школе. Поэтому, руководствуясь изложенным, мы использовали для изуче­ния интеллектуальной сферы испытуемых следующие при­емы: 1) словесное описание репродукций с картин, 2) отчет испытуемых о приемах"и способах своей работы, 3) ассоци­ативный эксперимент со словесными и непосредственными раздражителями, 4) анамнез.

Суждения об особенностях планирования основываются на анализе сплошных записей...— «фотографий».** Прак­тиковались и избирательные наблюдения.

В качестве испытуемых были отобраны на основе пред­варительного изучения две ткачихи-многостаночницы, до­статочно резко отличающиеся по уровню деятельности 2-й сигнальной системы. Некоторые отдельные факты проверя­лись путем наблюдения и изучения других ткачих.

Обучение планированию работы относилось к одной ис- пытуемой и осуще ствлялось экспериментатором.

* Базой исследования служил Казанский льнокомбинат...

** Нами использовалась методика наблюдений, предложенная в брошюре Я.А. Дохмана «Планирование работы — важнейший элемент стаханов­ского труда». Гизлегпром. I 949.




Особенности интеллектуальной сферы

испытуемых

...В индивидуальных беседах испытуемым предлагалось ответить на вопрос, как они добиваются того, чтобы станки меньше простаивали, чтобы все они по возможности «шли».

Высказывание П. о своей работе имеет сравнительно примитивный характер. В ответ на наш вопрос П. сообщает, что нужно быстро выполнять рабочие приемы. Несколько недоумевает, когда ее спрашивают о способах, приемах, методах ее работы, и отвечает: «Если все станки идут, то хожу и наблюдаю». После дополнительных вопросов выяс­няется, что П. известно правило о том, что нужно подходить прежде всего к тому станку, который расположен ближе и работа на котором требует для своего выполнения меньше времени, чем на других станках. Больше ничего о своей работе сказать не может.

Объективное наблюдение показывает, что П. чаще об­служивает те станки, на которых заправлена основа более низкого качества. Так накануне 56,4% случаев обслужива­ния станков приходится на первый и четвертый станки («плохая» основа) и 43,6% случаев приходится на второй и третий («хорошая основа»).

Однако в словесном отчете П. это не отражается. Далее, наблюдение показывает, что прерывая какую-либо работу, с тем, чтобы осмотреть станки, П. часто не возвращается к этой прерванной работе. Так, прервав зарядку челнока, она очень часто не заряжает его до тех пор, пока не возникнет надобность в смене челнока. Тогда у простаивающего стан­ка приходится дозаряжать челнок, а затем производить смену. Между тем, если судить по беседе, то П. считает, что она не забывает заряжать челноки.

На вопрос, старается ли она выполнить максимум работ у'одного станка прежде, чем итти к другому, или этого не нужно делать, П. затрудняется дать какой-либо ответ. Между тем, наблюдение показывает, что П. совершает мно­го переходов (в среднем 155 переходов в час), выполняя сравнительно небольшое количество работ* (в среднем 151 в час).

* Термином «работа» в этом случае мы обозначаем трудовые one рации — зарядку челнока, поправку основы, чистку полотна, ликвидацию обры­вов и т.д. Исследование проводилось до массового внедрения автоматов лля зарядки челноков.


Отчет другой испытуемой (С.) о своей работе свидетель­ствует о том, что у ней есть довольно дифференцированная и осознанная система «правил поведения» во время работы, говоря о которых, С. всегда стремится привести конкретный пример. Выясняется, что С. также известно правило о том, что нужно подходить к тому станку, для выполнения работы на котором требуется меньше времени, чем на других стан­ках. Кроме того, С. сообщает, что нужна «скорость» в рабо­те. Нужно быть внимательным; говорит, что «держится» ближе к тому станку, где должен скоро сойти уток, чтобы своевременно произвести смену челнока. Далее, С. сообща­ет, что уделяет больше внимания тому станку, который идет хуже остальных, на котором сравнительно плохая ос­нова и т.д. Сказанное С. соответствует данным объективно­го наблюдения. Вместе с тем выясняется, что и С. не отдает себе отчета по крайней мере в одной весьма типичной для нее особенности стиля работы. Наблюдения показывают, что С. выполняет максимум работ у одного станка, прежде чем итти к другим станкам. В результате при сравнительно небольшом количестве переходов [отстанка к станку] (83 перехода в час) С. выполняет значительное количество ра­бот (260 работ в час). Когда мы сообщили С. об этой особен-ности ее работы, она, оживившись, подтверждает:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: