Заслуживающая внимания большая психологическая информация о труде и трудящемся представлена в разного рода литературных памятниках. При этом речь идет не только об описательном материале, но и о продуктивных идеях. Вот текст 16 века, в котором содержится, в частности, идея сообразовывать выбор направления трудового обучения с личными качествами подрастающего человека: «...учити рукоделию матери дщери, а отцу сынове, кто чево достоин, каков кому просуг...» (просуг — древнерусск.— способность, возможность) (цит. по 7; 273). В одной из деловых грамот 17 века, отражавших производственные взаимоотношения крестьян Восточной Сибири, находим набор требований к крестьянину, выбираемому на годичный срок в качестве мирского старосты: полагается выбирать «человека добра, душею пряма... и не вора, и не бражника, и не миропродавца, кому бы мочно в...делах и денежных сборах верити» (1). Выражаясь современным языком, здесь представлено не что иное, как личностный, характерологический подход к подбору кадров (в данном случае — руководителей).
В книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (18 век) в главе «Любани» мы находим ценный, по сей день поучительный пример определенным образом структурированной беседы как метода выявления мотивов
труда. А именно, имеются следующие фазы беседы: установления первоначального контакта; вопросов, провоцирующих собеседника на свободное высказывание; фаза углубления контакта за счет сообщения «интервьюером» сведений о себе, располагающих к дальнейшему общению; фаза свободного высказывания, уточняющих вопросов и соответствующих реакций и, наконец, фаза сообщения собеседнику сведений, которые могли бы ему помочь (6; 27-
29).
В одной из глав этой же книги акцентирована идея уважительного отношения ко всякому труду (6; 113-117), описан феномен социогенной непригодности человека к профессии (человек должен был оставить службу, так как, будучи честным, не мог совместиться с сослуживцами, практиковавшими «беззаконное очищение злодейства» и «обвинение невинности» (6; 89-101).
В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» <19 век) четко выражена, в частности, идея проектирования рабочего места в целях оптимизации гуманизации труда. А именно, в главе «Четвертый сон Веры Павловны» следующим образом описаны люди, работавшие на поле: «...день зноен, но им, конечно, ничего: над тою частью нивы, где они работают, раскинут огромный полог; как продвигается их работа, продвигается и он — как они устроили себе прохладу! Еще бы им не быстро и не весело работать, еще бы им не петь!» (9; 281). Автор не раз подчеркивает, что трудящиеся сами себе создали удобства.'Этот акцент полезно помнить и сейчас, поскольку известная односторонность современного подхода к рационализации условий труда состоит в предполагаемом разделении функций «рационализатора» и «пользователя» вплоть до того, что первый может ориентироваться просто на усредненные справочные данные о втором.
Значительное место занимают психологические понятия в юридических, государственных документах о труде и трудящемся. Обратимся сразу к современным источникам. В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» <5) органичное место занимают понятия честной и добросовестной работы, сознательного отношения к труду, понятия нужд, запросов, интересов работников. Но самое главное состоит в том, что многие положения этого документа строятся на некоторой предполагаемой
психологической модели трудящегося. А именно, например, система поощрений и взысканий предполагает определенную модель мотивации, определенную структуру ценностных представлений, потребностей трудящегося, в соответствии с чем и введены, скажем, такие категории поощрений, как объявление благодарности, выдача премии и т.п.
Многие понятия, традиционно и бесспорно являющиеся вместе с тем и теоретическими объектами психологии, нашли органичное место в тексте Конституции СССР: воля и интересы трудящихся, инициатива, творческая активность, ответственность за порученное дело, творческое отношение к работе, соблюдение трудовой дисциплины, материальные и духовные потребности и др. Эти понятия четко распределяются между такими исконно психологическими «темами», как направленность личности, характер, способности.
* * *
Охарактеризованную выше реальность, сводящуюся к множеству порождаемых и используемых в обществе психологических знаний о труде и трудящемся (включая и специально-научные знания, о коих речь впереди), мы обозначаем как область психологического трудоведения, психологии труда. Она включает как истинные знания, так и ошибочные; как понятийные, так и частные (на уровне представлений); как зафиксированные в традиционных носителях социального опыта, так и составляющие оперативное достояние индивидуального сознания; как теоретически «отрефлексированные» (т.е. иной раз отнятые у подлинных творцов и обозначенные «гелертерскими словечками»), так и существующие в виде неформулируе-мых допущений. Общий признак этого рода знаний — их включенность в контекст практических задач. Поясним это на примере, казалось бы, наиболее неявной разновидности таких знаний (а именно, тех, которые относятся к категории личного опыта, не зафиксированного внешне). Оказывается, мастера производственного обучения профтехучилищ (по данным нашей сотрудницы Т.С. Черной) строят для себя определенные психологические клас-сификации учащихся и руководствуются ими в повседневной работе. Так, например, они выделяют разно-
видности учащихся по нескольким признакам направленности личности, характера, способностей: «целенаправленные», пришедшие в училище для получения профессии, «нецеленаправленные», оказавшиеся в училище по случайным причинам; далее, среди «случайных» выделяются «старательные» и «не приученные к труду, ленивые»; среди старательных оказываются «легко усваивающие» и «тяжело, с трудом усваивающие» учебный материал. Кроме того, выделяются мастерами «замкнутые», «торопливые», «невнимательные», «медлительные», «медлительные, но выполняющие работы на очень высоком уровне качества», «плохо воспитанные», «слабо развитые умственно», «способные» и т.д. Что делать мастеру как педагогу профессиональной школы, если он не находит полезной для себя классификации личностей учащихся в психологической научной литературе? Он строит свою и пользуется ею, дифференцируя соответствующим образом подход к учащимся.
Факт существования области психологического знания о труде и трудящемся явился и является существенной предпосылкой возникновения и развития психологии труда как отрасли науки. Разумеется, здесь речь идет не о появлении людей, именующих себя «психологами труда» или «психотехниками», а о развитии научного потенциала, составляющими которого являются, как известно (2), запас идей, кадры, материально-техническое, информационное и организационное обеспечение исследований и разработок.
Некоторый запас идей, как мы имели возможность убедиться, складывается задолго до того, как появляются основания говорить о каких-то зафиксированных в обществе трудовых постах специалистов, сосредоточенных на психологических вопросах труда. Первоначально эти специалисты могут быть вовсе не психологами и даже не работниками науки как таковой, а должностными лицами, человекове-дами-практиками, обязанными логикой своих служебных обязанностей разбираться в особенностях психики человека. Например, в дореволюционной России такими должностными лицами с функциями психологов труда могли быть и были врачи, педагоги профтехнической школы, фабричные и сельскохозяйственные инспекторы и даже полицейские чины, ответственные за организацию труда в арестантских ротах. Так, в частности, имеются сведения о
своеобразном производственном эксперименте, преследовавшем цель изменения отношения к труду арестантов за счет изменения системы материального и морального стимулирования; опыт проводился в 70-х гг. прошлого века и показал, в частности, что изменение системы поощрений может втрое повысить производительность труда; при этом результаты опыта обсуждались с применением психологических понятий: принятые меры «приучают к бережливости», «благодетельно действуют на нравственность», «чернорабочие стали трудолюбивее» и т.п. <1; 5-11),
Отрасль формируется, таким образом, за счет появления своеобразных «сгустков» области, выражающихся в том, что функции психологического анализа труда все больше берут на себя должностные лица, ответственные за работу с людьми. Следствием этого процесса становится со временем появление потока целенаправленных публикаций, посвященных определенному предмету, кругу вопросов; появление специализированных групп, общностей людей, сосредоточивающихся на соответствующей проблематике; появление специализированного языка для компактного обозначения рассматриваемых явлений и зависимостей (хотя следует признать, что особый язык — это не есть нечто специфичное для научной профессии; в профессиях практического труда имеется изумительно точная и детализированная лексика: «отволока», «малка», «заболонь», «крень» у столяров; «батан», «бердо», «уток», «близна» у ткачей; в профессиональном языке парикмахеров имеется не менее трех десятков одних только прилагательных для обозначения существенных для профессионалов особенностей волос — «пушковые», «пористые», «стеклистые» и т.п.).
Следует признать, что переплетенность психологических знаний о труде со знаниями смежных наук и практики, психологическая «нестерильность» обсуждаемой отрасли науки свойственны не только начальным, донаучным, но и современным стадиям ее развития, с той лишь разницей, что эта особенность обозначается как «интегрированность», «синтетичность» и т.п. Так, например, инженерная психология в нашей стране представляет собой в значительной степени синтез некоторых разделов собственно психологии труда, общей психологии и теоретико-информационных подходов к пониманию труда человека-оператора. «Эрго-
номика», как общепризнано, тоже синтетическая отрасль науки, включающая, в частности, и некоторые психологические аспекты. Отмеченные особенности психологии труда как отрасли науки закономерно определяются рядом обстоятельств. Структура данной отрасли в целом и составляющих ее научных направлений, течений, «движений» отнюдь не задается только логикой науки о психике. Здесь с «чистой» научной логикой соперничают интересы, пристрастия и реальные экономические возможности социальных групп, отраслей производства, ведомств. Кроме того, поскольку исследователь должен быть ориентирован в изучаемой профессиональной области, кадры ученых-психологов формируются часто за счет притока в психологию инженеров, математиков, работников искусства и других профессионалов. Это обогащает рассматриваемую отрасль науки, но работает против ее однородности.
Наряду с отмеченной выше особенностью психологии труда необходимо отметить и ее своеобразную дезинтегри-рованность, разобщенность. Например, многие работы, выполненные «от имени» психологии труда, посвящены именно вопросам промышленного труда и именно труда рабочих, в то время как исследования человека, занятого в области управления или в области искусства, осмысливаются как входящие в другие отрасли («психологию управления», «психологию искусства»), хотя теоретически во всех случаях может изучаться не что иное, как ведущая деятельность взрослого человека — профессиональный труд, работа. Наряду с отмеченным обстоятельством можно указать и на тенденции интеграции. Так, некоторые авторы, исследующие вопросы, традиционно не относимые к психологии труда, уже в заглавиях своих сочинений акцентируют соответствующую связь — «Писатель и его работа» <Г. Ленобль), «Работа пианиста» (Г. Коган) и др.
Реальное существование психологии труда как отрасли науки — это и есть множество взаимодействующих, возникающих и «сходящих на нет», дифференцирующихся и интегрирующихся течений, подходов, научных направлений, школ. И важнейшая задача здесь не взывать к абстрактной логике, а реально строить глубоко эшелонированную систему, включающую, как минимум, четыре звена: теоретический поиск, целенаправленные фундаментальные исследования, прикладные исследования и пригодные для
для непосредственного практического внедрения разработки (то есть научные продукты, характеризующиеся высшим уровнем полезности).
Имея в виду сказанное выше, можно следующим образом определить ядро психологии труда как науки: это отрасль знания, изучающая условия, пути и методы психологически обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.
В случае, если отрасль науки настолько выражена, что и практически нужна обществу, что возникает необходимость в систематическом воспроизводстве профессиональной культуры специалистов — психологов трудаг организуется подготовка соответствующих кадров и возникает вопрос об адекватной учебной дисциплине в профессиональной школе.
Учебная дисциплина должна быть, очевидно, изоморфна профессиональной культуре и, следовательно, отрасли, которая, вевоюочередь, выступает как часть области знания, системообразующим фактором которой оказывается реальная сфера практических задач, требующих ориентировки в психике человека, сфера практического приложения сил специалиста — психолога труда. Соответственно этому и основной частью профессиональной общности психологов труда должны полагаться именно психологи-практики, работающие непосредственно на производстве, на предприятиях, в разных отраслях народного хозяйства (понимаемого в широком смысле). Остальные профессионалы, входящие в эту общность (работники науки, преподаватели) призваны так или иначе обслуживать основной состав профессии (хранить, систематизировать традиции профессиональной культуры, вести поиск по актуальной проблематике, «передавать» профессиональную культуру студентам и т.п.).
Мы исходим из того, что не все психические явления, характеризующие трудовую деятельность и трудящегося человека, могут рассматриваться как единицы анализа психологии труда. Они могут быть предметом интереса психологии труда в той степени, в какой имеют отношение к специальным психическим образованиям, которые мы будем обозначать далее словом «деяние». Деяние — это единица труда в контексте психологии, включающая следующие составляющие: 1) сознательное предвосхище-
ние социально-ценного результата деятельности в виде замысла (принятого или самостоятельно построенного), 2) исполнение замысла, 3) оценка сделанного. Таким образом, деяние — это единство замысла, исполнения и оценки (причем замысел имеется в виду в оговоренном выше смысле: если нет, например, признака социальной ценности предвосхищаемого результата, то нет речи и о труде в психологическом смысле, даже если человек проявляет некую активность на социально фиксированном трудовом посту). Одна и та же внешняя и притом рабочая (на трудовом посту) активность человека может означать разные деяния и даже отсутствие их (таким образом, мы ведем речь о субъективной категории). Например, в цехе установлен станок «с высшим образованием» (с числовым программным управлением) или робототехнологический комплекс. Программу составили инженеры-программисты, все системы отладили также соответствующие работники — электронщики, электрики, механики, гидравлики. Техническая система почти все делает «сама». Даже рукоятки управления сняли (на случай, чтобы рабочий-оператор не надумал что-нибудь сделать сам). Что же остается на долю рабочего? Посмотреть и, если возникнут определенного рода сбои, вызвать соответствующего специалиста. Сама по себе внешняя ситуация еще ничего не говорит о том, имеет ли активность рабочего психологические признаки труда. Возможно и имеет: сознание важности продукции, производимой с меньшими, чем прежде, трудозатратами, в больших количествах и с большей степенью точности (в результате, в частности, осуществляемого оператором бдительного наблюдения и т.п.),— все это может означать, что труд в данном случае имеет полную психологическую структуру. Но возможна и другая ситуация, связанная с психической деструкцией труда. Если рабочий имеет высокую квалификацию, если он станочник-умелец и прежде привык сам анализировать чертежи, выбирать заготовки и режимы резания и т.п., а в описываемой ситуации всего этого уже не нужно, то возможно и распадение деяний. Субъективно это обнаруживается в неудовлетворенности содержанием труда и других, быть может, более острых симптомах. Анализ элементов деяний и их взаимосвязей, типология деяний, их «ремонт», их проектирование и построение в сознании работающих людей или тех, кто готовится вступить в мир
труда,— важный предмет психологии труда (говоря о построении деяний «в сознании», мы имеем в виду и представления о них, и их субъективные, внутренние компоненты). Деяние, по-видимому, менее, чем какие-либо другие структуры в психологии, может быть «ничьим», поскольку и в замысле, и в исполнении, и в оценке содеянного принимаются в расчет, учитываются или обнаруживаются устойчивые личные качества человека. Из сказанного ясно, что наличие действий не означает наличия деяний.
Какие же структурные подразделения психологии труда как области приложения сил специалистов определяются очерченной выше единицей труда? Ответ на этот вопрос важен для правильного определения содержания психологии труда и как отрасли науки, и как учебной дисциплины. Основные подразделения представляются нам следующими:
1. Анализ предмета труда как психического ориентирующего образа. Предмет труда в этом смысле является отражением социально-исторически выделенной и фиксированной системы признаков внешней, предметной (объектной) действительности. '
2. Анализ объективно задаваемых и субъективно представляемых (принятых или самостоятельно построенных) целей труда, замыслов.
3. Анализ орудийного оснащения деятельности и ее операционального состава.
4. Анализ объективных (предметных и социальных) и субъективных 1это тоже реальность ] условий труда (включая устойчивые личные качества человека как субъекта труда).
5. Анализ субъекта труда, понимаемого как сложное единство когнитивных (включаярефлексию), мотивацион-ных и операторных составляющих.
6. Анализ и классификация областей приложения физических и духовных сил человека (психология профессий и психология профессиональной пригодности; предполагается, что профпригодность не свойство собственно человека, а некая характеристика ситуации «субъект — объект», а именно, характеристика взаимного соответствия «вот этого» человека и определенного трудового поста).
7. Анализ явлений развития человека как субъекта труда.
8. Анализ развития психологии труда (как области знания, отрасли науки, учебной дисциплины и практической профессии).
9. Разработка психологически обоснованных рекомендаций для практики организации труда, трудового воспитания, обучения, профориентации и профконсультации.
10. Практическая (гностическая и коррекционная) деятельность специалистов-психологов в непосредственном контакте с людьми, занятыми трудом или готовящимися к вступлению в трудовую жизнь.
11. Теоретическое упорядочение, интегрирование психологических знаний о труде.
Высшей целью, «сверхзадачей» во всех перечисленных случаях должно быть проектирование, построение, реконструкция, «реставрация» трудовой активности человека как системы, цепи деяний; борьба с деструкцией охарактеризованного выше единства замыслов, исполнения и оценки. В этом состоит пафос профессии психолога труда-практика и призванных его информационно обслуживать работников науки. Разумеется, не все в этой сфере зависит от психолога. Но высокопроизводительным и способным активно [положительно J влиять на ход формирования личности может быть только труд, имеющий полную психологическую структуру.
Из сказанного, в частности, следует, что в контексте психологии труда должны культивироваться не только исследовательские, но и преобразующие методы.
Обучение языку, математике и другим школьным предметам является, строго говрря, ничуть не менее трудовым, чем собственно трудовое обучение (элементам слесарного дела или кройки, шитья и т.п). И вовсе не потому, что учиться трудно. Дело в том, что каждая школьная учебная дисциплина предлагает ученику такие ситуации, которые являются как бы модельными по отношению к тем или иным видам профессиональной деятельности взрослых людей.
Обучение чтению, письму знаменует уже самые первые шаги ребенка в школе, но ведь есть и профессии, специальности (в том числе и рабочие), в которых, например, чтение составляет основное звено трудовой деятельности. Что делают изо дня в день на своих трудовых постах корректор типографии, сортировщик письменной корреспонденции, стенографистка-машинистка, библиограф? Конечно, не
просто «читают» или «читают и пишут», а, скажем, сличают текст с некоторыми эталонами, классификационными схемами, правилами, нормами и т.п. В этом смысле обучение грамоте — это далеко еще не обучение специальности, например, корректора. Но все же деятельность ученика здесь соотносима с профессионально-трудовой. Аналогичным образом обстоит дело по отношению к другим учебным дисциплинам, в частности и к трудовому обучению (ибо то, что делают дети в учебной мастерской, например, за слесарным верстаком, так же далеко от уровня, характеризующего мастерство высококвалифицированного слесаря, как работа над школьным сочинением от работы профессионала-журналиста и т.п.). Можно надеяться, что ориентированность в вопросах психологии труда поможет педагогу найти новые ресурсы, в частности: в деле повышения уровня собственно учебной активности учащихся, руководителю — новые возможности совершенствования процесса труда и производства.
Литература
1. Архив истории труда в России. Кн. 6-7. Пг., 1923.
2. Доброе ГМш Потенциал науки. Киев, 1969.
3. Крылова Н.М. Формирование системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста (6-й год жизни). Канд. дис. Л., 1982.
4. Литературное наследие Г.В. Плеханова. Сб. 7. М., 1939.
5. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. М.» 1970.
6. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Л., 1974.
7. Хрестоматия по древней русской литературе 11-17 веков. Сост. Н.К. Гудзий. М., 1962.
8. Частотный словарь русского языка. Под ред. Л.Н. Засори-ной. М., 1977.
9. Чернышевский И.Г. Что делать? М.. 1957.
2.2.2. Психологическое знание о труде в сочинениях М.В. Ломоносова
[1986]29
Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, перенося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность соединить тех, которых натура долготою времени разделила (т.6, с. 171)*
Достаточным общим основанием для попытки реконструировать представления М.В. Ломоносова о психологических составляющих и факторах труда является уже то, что перед нами признанный основатель и представитель многих отечественных «наук и художеств»**, начиная от «рудных дел», «первых оснований металлургии» и кончая грамматикой и поэзией. Если культура есть совокупность достижений в материальном и духовном производстве, умственном, нравственном развитии и общественном устройстве и если труд, таким образом, не может не быть ее существенным условием и звеном, то характеристика места и значения М.В. Ломоносова в отечественной культуре была бы неполной, если бы мы не приняли во внимание его идеи и разработки, относящиеся к вопросам психической регуляции труда как важнейшей стороны человеческой активности.. Но кроме отмеченного общего есть и существенное специфическое основание для рассмотрения затронутого вопроса, состоящее в своеобразном складе личности самого Ломоносова, что ставит его на особое место среди людей, мнение которых о труде и его психологических особенностях может представлять историко-культурную, а следовательно и актуальную ценность.
* Все ссылки на высказывания М.В. Ломоносова будут даны по: Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. М.—Л., Изд-во АН СССР. Первый том вышел в 1 950 г., десятый — в 1957 (с указанием в тексте в скобках только тома и страницы).
** Словом «художества» (от старославянского «худог»— умелый, искусный, рукодельный) во времена Ломоносова обозначали отнюдь не только и даже не в первую очередь, например, «живописное искусство», но самые разные практические «мастерства», области практики: механику, оптику, архитектурное дело, переплетное и т.д. Первейшим «художеством» Ломоносов считает, например, металлургию <т.2, с.359)
Реконструируя склад личности Ломоносова, выделим следующие его особенности, существенные в контексте задачи уразумения его взглядов на психологические составляющие и факторы труда:
1. Широкое понимание Ломоносовым труда вообще как созидательной деятельности в любой области науки и практики. Слова «труд», «труждаться» он применяет и к рудокопу, и к полководцу, и к живописцу, и члену императорской Академии Наук, и к мореплавателю, и т.д. И это отнюдь не от бедности словаря. Лексикон Ломоносова, как известно, богат и разнообразен. Слово его метко и точно и, если нужно, хлестко, и с этими качествами его языка мы далее невольно столкнемся. Вместе с тем он очень последовательно применяет понятие труда именно к разнотипным процессам и результатам продуктивной, полезной деятельности человека — будь то материальное или духовное производство, обучение людей или упорядочение социальных процессов. Так, характеризуя сложность задачи подбора («прибирания») оттенков цветов «по произволению художника», он отмечает, что делается это «с великим трудом» (т.2, с.364). В свою очередь, когда мы созерцаем картину,^ то «услаждаемся видением зеленеющих лесов, текущих источников, пасущихся стад и труждающихся земледельцев» (т.2, с.363-364). Характеризуя научный и практический вклад людей в изготовление больших «зажигательных зеркал и линз», он говорит: «Многочисленные ученые, а равно опытные и искусные мастера положили огромный труд на их изготовление» <т.1,с.87). Говоря о членах Академии Наук, он отмечает, что «кроме обыкновенных трудов, которые от них полагаются на изыскание новых приращений в высоких науках, должны трудиться в наставлении молодых людей» (т.1, с.535).
2. Уважительное отношение к человеку как субъекту труда, доверие к его инициативе и интеллекту. Наряду с тем, что Ломоносов в необходимых случаях разрабатывает подробные предписания о выполнении каких-либо работ, он сознательно оставляет те или иные стороны труда «на произволение» людей, занятых им. Например: «После обы-скания руд при копании непосредственно требуется ям и рудников укрепление и махины для облегчения внутренних работ и для отвращения препятствий..., которые исправить может без предписания всякий смышленый плотник» (т.5,
351
с.395). Вот что он говорит в связи с инструментами «горных людей» (такими, как «лотки и коробы для подъему из неглубоких ям горной выбитой или размытой материи»): их «всяк по своему изволению и по рассмотрению места сделать и употреблять может» (т.5, с.446). Завершая речь об укреплении «штольн», он добавляет: «Для прочих малых обстоятельств, при укреплении рудников случающихся, всяк может по состоянию места и твердости горы рассудив, сам средствия выдумать и произвесть в дело» (т.5, с.451).
Такого рода утверждения отнюдь не случайность. Они встречаются в текстах, относящихся к самым разным видам деятельности. Например, обсуждая вопросы металлургии и оговорившись, что существует очень много особенностей смешений минералов и что для каждого случая «правил особливых» предусмотреть «отнюдь нельзя», он сообщает: «Искусные плавильщики сперва сыскав руду разными образы с разными материями через плавление пробуют и который способ больше металла подастбез лишней траты, тот и употребляют» (т.5, с.500). Аналогичного рода замечания есть и по отношению, например, к работникам науки и их труду (речь идет о членах Академии Наук): «...однако ж как не всяк одарован систематическим смыслом, хотя в частных изобретениях удачлив..., то отдается каждому на произволение, чтоб испытав свои силы, принялся за труд с успехом» (т. 10, с. 144) — и это сказано не где-нибудь и не походя, а в разработанном Ломоносовым проекте «Регламента» Российской Академии Наук, то есть в документе определяющем, в частности, обязанности работников этого учреждения. В том же «Регламенте» сказано, что астроном должен доверять инструменты и мдадшим работникам, «ибо и они могут быть счастны в наблюдениях», поскольку могут обнаружить «острое зрение» и «постоянное внимание» (т.10, с. 145). Обращаясь к слушателям на публичном собрании Академии Наук, он говорит: «... ежели слово мое где недовольно будет, собственною ума вашего остротою наградите» (т.2, с.351). Давая подробнейшие рекомендации к снаряжению экспедиции по освоению «Сибирского океана» (Северного морского пути), Ломоносов считает нужным в заключительном разделе отметить: «Сии предписанные для показанного морского путешествия пункты наблюдать господам командирам со всякою йсгТр?№ностию; однако, смотря по обстоятельствам, имеют позволение де-
лать отмены, служащие к лучшему успеху, что полагается на их благорассуждение и общее согласие, которое им паче всего рекомендуется, чтобы единодушным рачением и якобы единым сердцем и душою внимали, прилежали и усердствовали...» (т.6, с.535).
Излишне говорить, что приведенные высказывания характеризуют не только стабильное отношение Ломоносова к людям, занятым делом, но и вполне определенные взгляды на вопросы управления людьми — психологии управления, как бы мы сказали.