3. Отношение ко всякому труду «без гнушания», а точнее уважительное отношение ко всякому труду: «...предостеречь мне должно, дабы кто не подумал... якобы я с некоторыми нерассудными любительми одной своей должности с презрением взирал на прочие искусства. Имеет каждая наука равное участие в блаженстве нашем» (т.2, с.368). Еще одна реплика, характеризующая с этой стороны академика Ломоносова: «Сколь разнообразные и удивительные тела рождает природа в недрах земли, хорошо знают те, кто когда-либо имел удовольствие осмотреть хорошее собрание минералов или не гнушался ползать по темным грязным рудникам» (т. 1, с.391). Судя по многочисленным репликам, «обмолвкам», примерам аналогичного рода, сам Ломоносов как раз не гнушался ни «ползать» по рудникам, ни бить обухом по замерзшей ртути, исследуя ее свойства, ни обследовать солеварню, ни иметь дело с «химическим дымом и пепелом».
Рассуждая о придуманном им оптическом инструменте, Ломоносов среди научных доводов, математических выкладок, аргументов экономического характера вдруг замечает: «Тут не нужно потеть за отливкой огромных стекол и заниматься докучнейшим трудом, полируя их, ибо несколько меньших стекол произведут то же действие» (т.1, с. 101). В этом же роде замечание в «Слове о пользе химии»: «природные камни много поту и терпеливости требуют» (т.2, с.364). Тема «пота» (в контексте работ Ломоносова это своего рода образный синоним нелегкого труда) всплывает в его сочинениях нередко — надо полагать, академик Ломоносов хорошо знал, что это такое. И в этом, по-видимому, состоит одно из психологических объяснений того, почему уважительное отношение М.В. Ломоносова ко всякому труду является не случайным.
|
|
12. Е.А. Климон
4. Глубоко личная (мотивационная и операциональная) включенность в разнообразные виды труда, сопровождающаяся соответствующей умелостью. Идет ли речь об «учи-нении проекта» нового «Регламента» Академии Наук или об изготовлении цветного стекла, о написании трагедии по повелению ее императорского величества или о проведении химических, физических опытов, анализах солей, «пробах» руд по «ордеру» академической канцелярии, Ломоносов обнаруживает и глубокое понимание общественного смысла, перспективного значения творимого и дотошность, настойчивость, изобретательность в исполнении дела.
5. Неуемная любознательность, необычайная широта и активность интересов. Эта сторона личности М.В. Ломоносова многократно отмечена и общепризнана. Здесь мы покажем некоторые процессуальные, «будничные» ее проявления, объясняющие, как нам кажется, его подходы к рассмотрению психологических сторон труда.
|
|
Вот отдельные примеры, характеризующие его ошеломляющую пытливость по отношению к разнородным объектам. Мало кому, вероятно, может (могло) прийти в голову пощупать из любопытства дно только что снятого с огня котла с кицящей водой, а в заметках, сделанных Ломоносовым для себя (для будущих размышлений, работ), читаем: «У котла, полного кипящей воды, дно, по удалении от огня, имеет едва заметную теплоту, но как только вода перестает кипеть, дно нагревается» (т.1, с. 123). «Собаки безошибочно отыскивают хозяина на улицах и на перекрестках среди беспорядочной толпы идущих людей» (т. 1, с. 109). «Так как нам нередко представляются цвета, которые на самом деле не существуют вне нас, как-то: после смотрения на солнце — желтуха и т.д., то, значит, в нас самих есть начала, действующие на глаз» (т. 1, с. 157).— А ведь это идея о внутренних условиях психического отражения, как принято теперь говорить.
Даже при беглом просмотре его «репортов» — отчетов о работе в Академии, видно, насколько разнообразны были виды его занятости: «...делал опыты, коими оказалось, что цветы, а особливо красный, на морозе ярчее, нежели в тепле» (т. 10, с.390) — такие опыты теперь посчитали бы психофизиологическими; «... деланы пробы над присланными из академической канцелярии рудами. Сверх химической моей профессии давал наставления в поэзии студенту Ни-
колаю Павловскому (т. 10, с.388); трудился в делании крашеных стекол и в других химических опытах...» (т. 10, с.382); «начал сочинять трагедию, которую именным е. и. в. указом сочинять повелено» (т.10, с.382); «чинил наблю- ' дения электрической силы на воздухе с великою опасностью» (т.10, с.390); «диктовал студентам первые основания физической химии и читал по ним лекции» (т.10, с.384); «кроме исполнения по канцелярским ордерам, как например сочинения планов и надписей к иллуминациям,... читал я студентам лекции по экспериментальной химии» Хт.10, с.387); «делал разные приуготовления и примечания к сочинению "Российской истории"» (т.10, с.387; «делал физические опыты для определения градусов теплоты и стужи» (т.10, с.387). В иных местах указано, что он писал научные сочинения на латинском языке и т.д.
6. Широкая и детальная осведомленность в мире труда. Обсуждая вопросы физики, химии, физической химии, Ломоносов очень часто делает экскурсы в соответствующие области практического труда, обнаруживая дотошное знание подробностей. Говоря о свойствах воды, он отмечает, что «красильщики, пивовары и другие ремесленники жалуются, что в их искусстве нельзя достигнуть одинаковой степени совершенства, пользуясь любой водою» (т.2, с.519). Говоря о том, как можно «сломить упорство» самых твердых камней (обжигом и последующим «гашением» водой), ссылается на ювелиров, «которые описанным выше способом готовят наждак для полировки камней» (т.2, с.529). Рассматривая различные химические «операции», называет кондитеров, работу в солеварнях, в «заведениях», изготовляющих селитру, вспоминает оружейников, стеклоделов, «пробирных мастеров», гончаров, «кирпичников», «мастеров фарфоровых изделий», прачек, ремесленников, делающих из свинца сурик и др.
Описание области труда, даваемое Ломоносовым, оказывается подчас изумительно скрупулезным и многоохватным. Он принимает в расчет и внутреннюю — психологическую сторону труда, и внешние средства, инструменты, производственные условия. Можно подумать, что он читал современные нам работы по эргономике, в которых провозглашается комплексный подход анализа систем «человек — средства труда — производственная среда». Вот фрагменты, характеризующие профессиографичес-
.2*
кий, психографический (как теперь бы сказали) подход Ломоносова к труду: «Рудоискатели прежде, нежели руд и жил искать начинают, смотрят и рассуждают наперед положение и состояние всего места, причем следующие вещи примечают...» (т.5, с.431) — и далее следует подробнейшее описание признаков, дающих возможность предположительной оценки месторождения, дополненное соображениями о том, нет ли неприятеля, наводнений, «ядовитого воздуха» или какого-нибудь иного «противного случая» <тХс.43П.
|
|
Описывая «горных людей», работающих в шахтах, рудниках, он не только указывает специализированные и «обыкновенные» инструменты, но и одежду, и средства обеспечения их отдыха и безопасности: «балахоны, которые для большей способности к работе везде широки сделаны, кроме того, что рукава у. завоев узко застегиваются, дабы мокрота и грязь не проходила. На голове под шапкою носят кукули, чтобы грязь и земля в волосы не вбивались. Назади кожаный задник, на котором иногда в пологие ямы скатываются. По коленам также повязывают кожаные наколенники» (т.5, с.446).— Ломоносов примечает, как мы видим, «эргономичную» по тем временам одежду. Он говорит также о необходимости отделения той части «шахта», где «ле-ствица поставлена», от той, где бадьи с рудами поднимаются и порожние опускаются, «чтобы в яму опускающимся людям и из ней выходящим от бадей вреда не учинилось» (т.5, с.449). Говоря об устройстве «лествиц», отмечает, что примерно через 24 ступени «укрепляют маленькие лавочки, чтобы работник выходящий отдохнуть мог» (т.5, с.450). Наверху шахты «бывает вбита железная скоба, чтобы опускающемуся было сперва за что надежно рукой ухватиться» (т.5, с.450). «На устье верхнего шахта строят небольшие будки для того, чтобы людям и скоту не упасть в толь глубокую яму, чтобы работники, входя в рудник во время ветреной или мокрой погоды, свечу зажечь, а вышед из него, отдохнуть и свои инструменты спрятать и запереть могли» (т.5, с.449).— Отнюдь не забывал отец российской науки о том, что в наши дни принято обозначать «человеческим фактором». Это тем более ценно, что писалось все это в условиях сословно-классового общества.
|
|
Столь же тщательно описывает он, например, труд людей, занятых поиском жемчуга в некоторых реках. И не
упускает отметить наряду с чисто технологическими подробностями также и необходимость бережного отношения
к природе: «... раковины из воды вынимают, и на которых увидят помянутые признаки, то отворяют ножом бережно, чтобы животному...вреда не учинить. И так, выняв жемчужину, раковину снова в воду опускают... А ежели приметят, что животному вред учинился, тогда раковину прочь откладывают» (т.5, с.269-270).
«Труждающиеся» у Ломоносова не только совершают рабочие движения, но «рассуждают», «видят», «примечают», проявляют «осторожность», имеют «надежды», «изволение» или «произволение», печалятся, радуются, проявляют мужество и т.д. Некоторые разделы его сочинения о «рудных делах» изложены (и даже озаглавлены) буквально в таких терминах, как «осторожность горных людей», «надежды рудокопов», «надежды от положения жил», «надежды от жильных материй» и т.д. Иначе говоря, технология часто изложена как бы глазами человека, непосредственно включенного в труд с его муками и радостями, а не с позиции стоящего в стороне (или «надстоящего») наблюдателя—регистратора. Подобного рода психологические «антропоцентрические» интерпретации труда часты и в общих оценочных суждениях Ломоносова, например: «...людей, которые бедственными трудами или паче исполинскою смелостию тайны естественные испытать тщатся, не надлежит почитать предерзкими, но мужественными и великодушными» (т.З, с.23).
7. Гармоничное сочетание теоретического и практического творческого ума. Это утверждение едва ли нуждается в специальном обосновании — весь неподдающийся охвату вклад М.В. Ломоносова в отечественную культуру говорит об этом как нельзя более красноречиво. Ограничимся лишь отдельными штрихами, непосредственно относящимися к сфере труда.
Занимаясь каким-либо практически ориентированным делом (проектированием навигационного инструмента или разработкой организационного проекта учреждения, о чем речь пойдет несколько ниже), Ломоносов подходит к нему научно-теоретически, а строя теоретический материал, он постоянно, как мы отчасти видели выше, соотносит его с областью практических задач. Отметив, например, что в деле мореплавания много трудностей и что здесь «великие
чинятся погрешности и еще чиниться будут», он утверждает, что «от единого ученого мореплавания (от самой уже научной теории навигации — Е.К.) утешения и помощи ожидать должно» (т.4,с.157). Вместе с тем Ломоносову свойственны резко негативные реакции по отношению к таким профессионально-научным крайностям, как «суемыслие». Так, он горячо предостерегает от «пустых и ложных умозрений», «которые навязывают ученому миру без какого-либо предварительного опыта иные теоретики, злоупотребляющие своим досугом» (т.1,с.75). Имея в виду оппонентов такого рода, он пишет в одной из заметок (для себя): «С неудержимой болтливостью они станут предлагать схоластические доводы» (т.1, с. 159),
*
Перейдем от характеристики личности М.В. Ломоносова к рассмотрению его научных представлений, которые можно отнести к области психологии труда.
То обстоятельство, что Ломоносов четко выделяет психологический — субъективный — фактор труда, с достаточной определенностью предстало перед нами уже по мере рассмотрения приведенных выше высказываний. В целом материалы сочинений М.В. Ломоносова, дающие основание реконструировать его научные представления, относящиеся к области, именуемой в наши дни как «психология труда», можно упорядочить прежде всего в виде совокупности следующих тем.
1. Построение эмоционально насыщенных образов целей (и следовательно, «смыслов») труда и вопросы его стимулирования. В научных сочинениях, публичных выступлениях, заметках, «мнениях» и разработках Ломоносов неизменно ярко рисует ценностные представления, которые как бы призваны задать мотивационную основу той или иной полезной деятельности. В результате возникает целая система «смыслов» труда. Это и «умножение счастья человеческого рода», и «слава и польза ("вечное удовольствие") отечества», и преодолениетягостных состояний («умаление скуки»), «облегчение работ», «отвращение препятствий», в том числе благодаря использованию приспособлений, «махин», удобство и безопасность труда, экономическая выгода, удовольствие («увеселение») от нахождения истины,
страсть «насыщать свой дух приятностью самого дела» и многое другое.
Наряду с позитивными ценностями Ломоносов с необходимой долей иронии или сарказма называем своего рода антиценности, в частности, те нежелательные варианты человеческой активности на профессионально-трудовых постах, с которыми надо, по его мнению, бороться или которых следует избегать. Например, говоря о мотивации труда работников науки, Ломоносов считает важным, чтобы они «в науках бы упражнялись больше для приумножения познания, нежели для своего прокормления, и не так, как некоторые, снискав себе хлеб, не продолжают более упражнения в учении с ревностию. Паче же всего не надлежит быть... упрямым самолюбам, готовым стоять на несправедливом мнении и спорить до самых крайностей...» (т. 10, с.141). Говоря о людях, «в науках свой труд полагающих», он считает, что «от слепого прилепления к мнениям славного человека» вреда происходит не меньше, чем от варварских разрушений прошлых времен (т.1,с.423), что от такого «прилепления» отнимается у работников науки «благородное рвение».
Вот пример, характеризующий рассматриваемую здесь смыслотворческую функцию Ломоносова в отношении труда: «Рассуждая о благополучии жития человеческого... не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит. Ничто на земли смертному выше и благороднее дано быть не может, как упражнение, в котором красота и важность, отнимая чувствие тягостного труда, некоторою сладостию ободряет, которое, никого не оскорбляя, увеселяет неповинное сердце и, умножая других удовольствие, благодарностию оных возбуждает совершенную радость»(т.2, с.349).
Смыслы труда тонко дифференцируются. Если речь идет о научной работе в лаборатории, то Ломоносов подчеркивает, что «труды предпринимаются не для получения выгоды, но ради науки» (т.2, с.569). Если речь идет о практической стороне дела, то он акцентирует то, что «меньшим трудом и иждивением (затратами — ЕЖ.) лучшее действие производит» (т.2, с.365). Например, указывая что именно и как нужно рационализировать в солеварном деле, он, произведя экономический расчет, а также проанализировав способ работы, отмечает излишние расходы в связи с тем, что
«...черпание рассола из колодезей в сковороды... мешкотли-вым и трудным образом людскими руками производилось» (т.5, с.246).
Поучительно, что причину необходимости работ по улучшению условий труда Ломоносов усматривает в первую очередь не в выгоде, но в заботе о здоровье людей и их безопасности. Так, говоря об устройствах для очищения воздуха в шахтах, он приводит а качестве основного такой довод — в глубоких рудниках «собирается обыкновенно пар, человеческому здравию вредительный... по штольнам расходится и в них труждающимся людям грудь ядом своим повреждает... дух занимает, свечи гасит», а «особливо сказывается тем, что иногда загорается» (т.5, с.458). Предла-. гая учитывать закономерности «вольного движения воздуха в рудниках», Ломоносов замечает, что расположение шахт и штолен «по выше показанным правилам» приведет к тому, что «работникам легче и хозяевам безубыточнее» (т.1,с.331).— Выгода на втором месте по отношению к мысли о работнике.
Проектируя крупное предприятие (например, освоение «Сибирского океана» или «исправление» Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук), Ломоносов детально разрабатывает систему стимулирования занятых соответствующими делами людей, в частности, способов их «ободрения», «утешения» и т.д. Приведем краткие фрагменты из его разработки проекта северной экспедиции: «Ободрение людей и содержание в порядке есть важное дело в таковых трудных предприятиях. Для того прилежных и бодрых за особливые их выслуги поощрять командирам сказанием удовольствия и обещания награждения или прибавкою порции. Напротив того, с ленивыми, неисправными или ослушными поступать строго по Морскому уставу» (т.6, с.532-533). При условии успеха обещать офицерам «произ-вождение через два ранга, главному командиру флагманст-во... матрозам и другим всем нижним чинам тройное жалование как в сем пути, так и по желаемом совершении оного, до смерти... кто в сем путешествии от тяжких трудов, от несчастия или от болезни, в морском пути бывающей, умрет, того жене и детям давать умершего прежнее рядовое жалование, ей да замужья, или до смерти, а им до возраста...» и т.д. (т.6, с.493).
Особенно интересны с психологической точки зрения рекомендации на случай вынужденного зимовья («Если,
■
боже сохрани, судно повредится...»). Он дает предписания по устройству зимовья, общей организации.поведения («всячески быть в движении»), борьбе с цингой и наряду с этим советует действовать «... ограждаясь великодушием, терпением и взаимным друг друга утешением и ободрением, помогая единодушием и трудами, как брат брату, и всегда представляя, что для пользы отечества все понести должно и что сему их подвигу воспоследует монаршеская щедрота, от всея России благодарность и вечная в свете слава» (т.6, с.532).
Не в меньшей степени заботила Ломоносова необходимость активизации работников науки. Выше отчасти уже шла об этом речь, и вот еще один дополнительный штрих: «Долговременным искусством (здесь в значении: опытом, наблюдением,— Е.К.) примечено, что гг. академики не сходятся в обыкновенные часы в Конференции, и проходит время напрасно... мало вступают в ученые рассуждения, от коих обыкновенно выходят идеи к новым полезным изобретениям. Для того должно сыскать способ, чем бы их к прилежному собранию побудить без принуждения, которое никогда с науками несовместимо... Того ради предлагаю, не соизволит ли Канцелярия для показанной причины... определить, чтобы каждому академику и адъюнкту за порядочное присутствие, считая с 10 до 12 часов, давать вознаграждение...» (т. 10, с.82) и далее следует детальная разработка порядка вознаграждения.— «Кто из упомянутых академиков и адъюнктов придет заблаговременно в собрание и будет присутствовать при рассуждениях, тому дать тисненую нарочно для того медаль... А по прошествии целого года каждый академик и адъюнкт оные медали подать имеет в Канцелярию, откуда платить за каждую академику по полтине, адъюнкту по тридцати копеек сверх его жалования» (т. 10, с. 82-85). «Ежели кто в собрании произнесет слово, подающее повод к ссорам ил и,оскорбительное своему товарищу, тому штраф — молчание, ежели же ослушается, то штраф денежный» (т.10, с.85).
В затронутых материалах существенно вовсе не то, насколько «вечными» являются рекомендации Ломоносова. Важно другое: он располагал исторически конкретным истинным знанием о психике занятого трудом человека и был при этом не просто академическим «держателем» этого знания, но применял его в практике рационализации труда.
_
2. Вопросы волевой саморегуляции труда. Соответствующие идеи Ломоносова закономерно связаны с его представлением о трудящемся как человеке, которому многое доверяется на его «произволение», «рассуждение». Так, он отмечает: «При искании жил не надлежит скоро от дела отставать, когда оно нескоро до руд дойдет, ежели многие признаки их на том месте показывают» (т.5, с.440). Обрисовав сложность задачи изучения причин происхождения света, М.В. Ломоносов, как бы помогая читателю-исследователю мобилизоваться, восклицает: «Что ж нам оставить ли надежду? Отступить ли от труда? Отдаться ли в отчаяние об успехах? Никак! Разве явиться желаем нерадивыми и подвига...в испытании натуры героев недостойными?» (т.З, с.318). Здесь как бы называется и внутреннее средство волевой мобилизации субъекта труда.
3. Вопросы проектирования средств и условий труда с учетом психологических особенностей людей. Сочинения Ломоносова изобилуют предложениями разного рода средств труда, причем очень часто эти предложения обосновываются ссылками на особенности психики человека. Интересен с точки зрения психологии труда как науки проект «особливого самопишущего компаса», который можно рассматривать не только как навигационный прибор, но и как первый известный нам самопишущий прибор (в проекте) для психологических исследований трудовой деятельности — деятельности рулевого («правящего») на судне. Приведем фрагменты соответствующего текста: «Между тем, чтобы все погрешности, которые от оплошностей правящего бывают, знать корабельщику, должен он иметь особливый компас самопишущий, который следующим образом сделать можно...». Далее следует техническое описание, сопровождаемое двумя рисунками. «Присоединенными сим образом часами к компасу станет обращаться вал и с него бумага на другой свиваться; карандаш, легко к ней прикасаясь, начертит линею, которая покажет стоящего у правления прошибки и оплошность, что вообще видеть и весом исчислить можно будет... Сим, как думаю, можно познать и уничтожить все погрешности, кои часто случаются от оплошности того, кто на корме правит» (т.4, с.150-152). Что это, как не идея экспериментально-психологического изучения труда того, «кто на корме правит»? Ведь изучение «оплошностей» — это классическая область приложения сил психологии труда.
Предлагая еще один навигационный инструмент, Ломоносов приводит в пользу его рациональности чисто психо-логический довод: «Для умаления скуки точного разделения целого квадранта и для получения большей исправности сие средство за лучшее почитаю» (т.4, с.135).— С позиций современного психолога, это отнюдь не слабый довод, поскольку вопрос «умаления скуки», переобозначенный в современных терминах, входит в структуру актуальнейшей проблемы коррекции -неблагоприятных функциональных состояний человека в труде.
Предлагая новый способ «находить и наносить полуденную линию», Ломоносов опять-таки опирается на психологические доводы: «Обыкновенный способ требует раздвоения внимания наблюдателя, именно последний должен и следить за движением звезды и отмечать время; а наш не требует часов, не отвлекает внимания и ничем иным не отвлекает зрение, занятое одним делом» (т.4, с.395). Вот превосходный пример использования психологических знаний о свойствах внимания — распределении («раздвоении») его — при проектировании средств труда.
Из ограничений, которые психологические особенности человека накладывают на вещественные условия и средства труда химика-исследователя, исходит Ломоносов и при обсуждении оборудования химической лаборатории: оборудования не должно быть слишком много, так как «химик не может быть в достаточной мере осмотрителен, если поставит опыты в количестве, превышающем то, какое может быть охвачено вниманием его мысли» (т.2, с.569).
Как известно, свойственная нашему времени специализация областей науки и техники давно уже привела к тому, что средства труда проектируют одни люди, а о субъектном — психологическом — «факторе» знают и думают другие, что, в свою очередь, породило множество проблем делового «стыкования», «психологического» и «инженерного» проектирования. В силу исторических обстоятельств и специфических личных качеств Ломоносов сочетал в одном лице и конструктора техники и знатока человеческой психологии, поэтому для него не существовало деление «человек и техника». В своих проектах он умел также учитывать сферу делового взаимодействия людей (социально-психологические явления, как теперь говорят). Так, предлагая соединить все подразделения (департаменты) Академии в один «корпус» (быть может, «городок» в нашем понимании), он
указывает на «затруднения», возникающие из-за того, что «дом университетский», лаборатория, ботанический сад, библиотека «от главного корпуса стоят в разделении». Из-за этого происходит следующее: «1) мастеровые люди ради дальнего расстояния приходить не могут в надлежащее время или, хотя и придут, однако усталые и отдыху требуют, отчего чинится напрасная трата времени». А когда профессора «друг от друга в*опытах взаимной помощи требуют, то для (из-за — Е.К.) разделения по разным в знатном расстоянии квартирам того чинить не могут» (т.10, с.195-196). В основании предложения о «достройке новых зданий» опять-таки доводы душевсдческие.
4. Вопросы проектирования больших систем с учетом психологических особенностей труда. К числу соответствующих проектов М.В. Ломоносова можно отнести документы, касающиеся «исправления» Академии наук (ее, кстати, Ломоносов сам подводит под понятие «система») и освоения Северного морского пути.
В высшей степени интересно то, что первый параграф нового «Регламента» Академии он начинает с оперирования понятиями, которые в современной науке давно и прочно отнесены к разделу психологического профессиоведения, а именно: «1. Прежде установления и распоряжения (расположения по "ряду", порядку,— Е.К,) академических членов (членов Академии, ее работников,— Е.К.) должно определить первейшмх персон сего общества требуемые качества, дабы оных достоинством, знанием и рачением вся академическая система в добром и порядочном движении обращалася» (т.10, с.138-139). Выражаясь штампами современного научного языка, речь идет о определении требований к личным качествам ведущих работников «сего общества».
Вслед за этим Ломоносов приводит серию параграфов, содержащих то, что теперь бы назвали краткими професси-ограммами или профессионально-квалификационными характеристиками. Что за «требуемые качества» «первейших персон» имеет в виду Ломоносов?
Эти качества выводятся из тех функций, которые предписываются проектом работнику. Они, с одной стороны, дифференцируются в зависимости от профессии, от места человека в проектируемой системе, с другой — предполагаются качества, общие для многих или всех работников Академии. Кроме того качества разделяются и по другому
основанию — указано, какие из них обязательны, какие желательны, какие нежелательны. Наконец, показаны как бы зоны целесообразного взаимного пересечения (расширения) профессиональных профилей. Поясним эти положения фрагментами из текстов Ломоносова.
Президент Академии — «не токмо главный правитель и начальник, но и сберегатель оныя от посторонних приключений и наветов, требуется человек именитый и знатный, имеющий свободный доступ до монаршсской особы, чтобы мог представлять академические надобности, коих без высочайшего повеления произвести Академия власти не имеет. Сверх того должен быть знающ нужнейших языков и общевникателен во все науки... Еще ж превосходнее было бы и полезнее, когда б президент был при знатности своей и люблении наук достаточен в разных науках» (т.10, с.139).
Что же касается вице-президента, то «...знаемость его требуется больше по наукам, нежели по другим преимуществам (имеется в виду знатность и пр.,— Е.К.), дабы он удобнее мог видеть все состояние Академии, достоинство членов и других служителей, труды и склонности и прочее и о том изъяснять президенту и с ним дела обще рассматривать. Того ради вице-президент должен быть знающ в разных науках» (т. 10, с,139).
Членов Академии «...достоинство главное состоит в довольном знании своей науки, которыя он профессор, но притом, чтобы такой не совсем чужд был и неискусен в других, сродных с его профессиею науках...» (т,10, с.139-140). Далее идет разработка профессиограмм по профилям с указанием их «стыков», «пересечений»«—»физик должен притом иметь изрядное знание в химии...», «анатомик, будучи притом физиолог, должен давать из физики причины движения животного тела, а поелик"у медик — разуметь химию и в ботанике лекарственные травы» (т. 10, с. 140). «Юрист должен быть притом историк и политик...» (т. 10, с. 140). «Ориентальных языков профессор — искусен в древней греческой истории и восточных народов» (т. 10, с.140).
«Обще от всех академиков неотменно требуется знание хотя элементарных наук математических» (т.10, с.141). «Еще же примечено в академиях, что весьма знающие в своих науках профессоры мало притом искусны в словесных науках, так что их сочинения излишними распространениями, неявственными, сомнительными и ненатуральными
■
■.
выражениями в чтении скучны и невразумительны. Для того академики должны быть достаточны в чистом и порядочном штиле (стиле литературном,— Е.К.), хотя и не требуется, чтобы каждый из них был оратор или стихотворец» (т.10, с. 141). И, наконец, еще одно общее требование к представителям разных профессий: «В прочем во всех должно смотреть, чтобы они были честного поведения, прилежные и любопытные люди» (т. 10, с.141).
Требования профессии к человеку отличаются в работах Ломоносова весьма тонкой нюансировкой в зависимости от специфики деятельности. В проектах, связанных с освоением Северного морского пути, указанное обстоятельство обнаруживается с не меньшей очевидностью, чем в только что цитированных. Так, он пишет: «Приуготовляясь к сему важному предприятию, должно рассуждать четыре главные вещи особливо: 1) суда, 2) людей, 3) запас, 4) инструменты» (т.6, с.483). Что касается людей, то читаем, в частности следующее: «Правление сего мореплавания поручить офицеру от флота искусному, бывалому, особливо в Северном море, у которого есть осторожная смелость и благородное честолюбие» (т.6, с. 484). Затем указано, какими знаниями и каким специфическим опытом должны располагать разные участники похода: «... на всяком судне по два или три человека, знающих брать астрономические наблюдения для длины и ширины, в чем их свидетельствовать в Морском кадетском корпусе и в Академии наук», «...взять на каждое судно около десяти человек лучших торосовщиков из города Архангельского, с Мезени и из других мест поморских, которые для ловли тюленей на торос ходят, употребляя помянутые торосовые карбаски или лодки по воде греблею, а по льду тягою, а особливо которые бывали в зимовьях и в заносах и привыкли терпеть стужу и нужду. Притом и таких иметь, которые мастера ходить на лыжах, бывали на Новой Земле и лавливали зимою белых медведей» (так сказать, «тест» на пригодность к предстоящей работе,— Е.К.). Далее говорит о необходимости знания некоторыми членами экспедиции языков местных народов, особенно чукотского, и добавляет: «Присем всем смотреть сколько можно, чтобы выбирать людей, которые бы мало причины имели назад оглядываться и попечение иметь об оставшихся домашних» <т.6, с.484-485).