Аспектов общей программы) 18 страница

Изложение вопроса о структуре профпригодности и ее «житейских» градациях печатается по несколько обновленному тексту из второго издания книги автора «Как выбирать профессию» (М.. Просвещение. 1990).

10. Материал построен с учетом того, что у потенциальных
читателей (работников профтехобразования) предполагалось.
инженерно-техническое виденье педагогических ситуаций («ог­
раничить», «направить», «сломать», «переделать») и недооцен­
ка собственно субъективной реальности; автор пытался как бы
встроиться во внутренний диалог технически мыслящего чита­
теля (посредством «машинных» или «житейских» примеров и
соответствующей лексики) и вызвать уважительное отношение
к системе психических регуляторов активности формирующе­
гося профессионала.

Печатается выборочно в основном по тексту отдельного выпуска: Использование психологических знаний в педагоги­ческой деятельности. М., Всесоюзный научно-методический центр профессионально-технического обучения молодежи. 1984. Несколько ранее соответствующие материалы публикова: лись в серии статей в журнале «Профессионально-техническое образование» под рубрикой «Заочный семинар по психологии» (1979, 1980), а позднее вошли в книгу автора: Введение в психологию. Пособие для самообразования работников службы занятости. М.. изд-во МГУ,. 1992 (см. с.9 — 20). Некоторые фрагменты текста печатаются по этому изданию. Работники службы занятости по сути дела тоже выполняют профессио­нально-педагогические функции: работают с профессионалами, оказавшимися в ситуации вынужденной перемены труда.

1 1. Печатается (с сокращениями) по тексту брошюры автора: «Развивающийся человек в мире профессий». Обнинск. 1993. Публикация обращена к так называемому широкому читателю прежде всего э связи с двумя поставленными жизнью вопросами


— необходимостью вынужденной перемены труда (явления безработицы) и сложившимися в некоторых городах явлениями преимущественной ориентации общественного сознания на узкий круг престижных профессий, своего рода «моноориен­тации» («атомная энергетика», «авиация»,.«радиоэлектроника» и т.д.). В связи с вынужденной переменой труда, необходимо­стью профессиональной реориентации (скажем, под влиянием экономических, семейных факторов) возникают (не только перед выпускниками школ, но и перед взрослым их окружением и перед уже «стартовавшими» профессионалами) проблемы большего или меньшего переосмысления профессиональных жизненных перспектив. За внешне беллетристичной формой изложения автор старался затронуть вполне серьезные и острые вопросы информационной (психологической и педагогической)' помощи людям в ситуациях больших или меньших кризисов профессионального развития. Стимулирование и информаци­онная поддержка процессов самопознания и самоопределения формирующегося субъекта труда — это тоже предмет интереса и забот профессиональной педагогики. *

12. Отрывок из брошюры автора «Психологические особен­
ности подростка и вопросы семейного воспитания. В помощь
лектору». Казань, Татарское отделение общества по распрост­
ранению политических к научных знаний РСФСР. 1957.
Приводится в качестве иллюстрации того, как вопросы трудо­
вого воспитания в семье были представлены в общественном и
профессиональном (педагогическом, психологическом) созна­
нии и в умонастроении автора- в 50-е годы.

¥

13. Вневедомственный размах излагаемых ниже вопросов и,
избранный автором, быть может, несколько жесткий и неожи­
данный для соисполнителей (пребывавших уже на третьем году
плановых сроков) метод координации pa6oi (ее.гевое планиро­
вание) объясняется следующими обстоятельствами.

Это — материалы, представленные участникам координаци­онного совещании по теме 41.511 (раздел 2) «Разработка и использование рекомендаций для профессионального отбора и профессиональной ориентации», тема была предусмотрена «Планом научно исследовательских работ по естественным и общественным наукам на 1966—1970 гг.», утвержденным Гос­планом СССР и Академией наук СССР. В качестве головной исследовательской организации по данной проблеме был утвер­жден Всесоюзный научно-исследовательский институт профте­хобразования (Ленинград), обязанности по разработке общей программы исследований и их координации были возложены на отдел психологии труда института, которым заведовал с 1968 по 1975 гг. автор; ему и было поручено подготовить и доложить эту программу (хотя в штате института автор стал функционировать с 1968 г., но фактически работа над про­граммой был.-v начата в 1967 г. и была сопряжена с его поездками из Казани в Ленинград).

В качестве основных соисполнителей указанной темы значи­лись Институт философии АН СССР, ряд НИИ Академии


педагогических паук СССР, НИИ психологии Украинской ССР. НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, ряд вузов Минпроса Союза, высшего м среднего специального образования Союза, отраслевые НИИ ряда министерств и ведомств. Дирек­тивный срок завершения работ — конец 1970 г. Ожидаемые результаты — совокупность документов и материалов, содержа­щих необходимую информацию для принятия государственных постановлений по вопросам профориентации.

И текст, розданный участникам совещания, и стенограмма устного выступления опубликованы в сборнике: Материалы научного совещания по комплексной проблеме «Профориента­ция». 15—16 апреля 1968 г. (стенографический отчет). Л., ВНИИ профтехобразования, 1969. с.5-19. 22-43). Печатается (с со­кращениями) но данному изданию.

В решении Координационного совещания, опубликованном в указанном сборнике (с. 173-174), отмечено, что общая програм­ма исследований может быть принята за основу при разработке соисполнителями конкретных планов исследований проблемы «П рофориентация».

Несколько позднее основные положения упомянутого доклада (в редуцированном или доработанных вариантах) нашли ото­бражение в статье автора: «Общая сетевая модель разработки и некоторые условия решения комплексной проблемы. Проф­ориентация». Научно-методический сборник ВНИИ профтехоб­разования. Выпуск 19. Л., 1970. с.5—10, а также в некоторых других публикациях.

14. Вводный раздел коллективной публикации «Памятка профконсультанту». Л., ВНИИ профтехобразования, 1969 (ав­торские вклады указаны в ней на с.З и 4). Публикация предназначалась для тех, кому по роду своей работы приходится оказывать молодежи содействие в выборе жизненного пути и овладении основами профессионального мастерства в области практической деятельности, а именно для учителей, школьных врачей, инженеров—методистов, специалистов-практиков по научной организации труда, мастеров производственного обу­чения, а также и психологов (профконсультантов).

Первые же наблюдения за складывающейся практикой проф-консультации (в организуемых районных, школьных, городских «центрах», «пунктах» и т.п.) показали, что возможны разного рода нежелательные подходы к делу — облегченные, излишне авторитарные и пр. Скажем, в целях увеличения «пропускной способности» таких центров, пунктов руководители, организа­торы, «шефы» их иногда задавали своего рода «нормы времени» для профкопсультатов — расходовать, скажем, «пять минут на человека» и пр.

«Памятка» мыслилась как средство упорядочить и более или менее детально операционализировать, быть может, даже алго­ритмизировать «технологии» профконсультации, показав, что педагогически обеспечить разумный, сознательный и самосто­ятельный выбор профессии — это дело отнюдь не простое и не «скоростное» (как-никак — это проектирование и строительст­во профессиональной судьбы человека).


Варианты алгоритмизированных схем профконсультации бы­ли позднее приведены также в статье автора «Личность, профессия и научно-практическая профконсультация» в сб. «Молодежь и труд» под ред. В. А Ядова. М., Молодая гвардия. 1970, СЛ01-116.

В данном издании эти публикации редакционно частично объединены (алгоритмические схемы печатаются в более ком­пактном варианте, представленном во второй из упомянутых работ).

15. Сокращенный вариант обзорного доклада автора (по
названной теме) на пленарном заседании Первого Всесоюзного
совещания по профориентации и профконсультации, состояв­
шегося в Ленинграде (декабрь 1969 г.). Печатается по тексту
малотиражной публикации: Проспект коллективного отчета
соисполнителей темы 41.511 (раздел 2) «Разработка и исполь­
зование рекомендаций для профотбора и профориентации» за
1966-1970 гг. Л., Государственный комитет Совета Министров
СССР по профтехобразованию. Министерство Просвещения
СССР, Министерство здравоохранения СССР, ВЦСПС. 1970.
(339 с, 150 экз. Отпечатано на ротаторе в ЦУМКе 3/IX-70
г.). Позднее на основе этого доклада была опубликована статья
автора под тем же названием в сборнике: Вопросы теории и
практики профориентации. М., изд-во «Педагогика», 1972,
с.34-40.

Что касается секционных докладов участников совещания, то содержание их было опубликовано в специальном сборнике: Проблемы профориентации и профконсультации в школе. М. изд-во «Просвещение», 1969 (351 с, тираж 2000 экз.).

В настоящем издании публикуется последняя — четвертая — часть указанного доклада автора («Организационно—практиче­ские вопросы»), а обсуждение общетеоретических вопросов и структуры проблемы в целом опущено.

Не исключено, что приводимый материал может быть поу­чителен при планировании и осуществлении комплексных многоаспектных научных программ.

16. Это — несколько небольших отрывков из брошюры «Шко­
ла...а дальше? (Старшекласснику о выборе профессии)». Л.,
Лениздат. 1971. На ее основе позднее были подготовлены и
опубликованы «Путь в профессию. Пособие- для старших
классов общеобразовательной школы.» (Лениздат, 1974) и «Как
выбирать профессию. Книга для учащихся» (М., Просвещение,
1984 и — второе издание— 1990).

Здесь приведены фрагменты книжки, ориентирующие уча­щегося в мире занятий, профессий и обосновывающие некото­рую относительно легко обозримую антропоцентрическую группировку специальностей, а также фрагменты, акцентиру­ющие возможную самочинность подрастающего человека в деле обдумывания и построения своего будущего профессионального пути.

Что касается предлагаемой группировки, классификации профессий, то автору представлялось важным, чтобы юный


читатель видел не только существенно различные типы про­фессий, но и их родство и необходимость дружественного взаимодействия и взаимодополнения разнотипных профессио­налов на основе обмена производимыми ценностями.

17. Отрывки из предисловия к первому выпуску серии
профессиографических сборников «Человек и профессия»,
которую начал выпускать (под редакцией Е.А. Климова и С.Н.
Левиевой) Лениздат с 1975 года. (Второй выпуск вышел в 1977
г.; всего вышло с некоторыми годичными перерывами 9
выпусков; последний опубликован в 1986 г.; годичные перерывы
были обусловлены тем, что издание данной серии перемежалось
публикацией профессиографических же сборников под ред.
Е.А. Климова с некоторой особой целевой направленностью:
«100 профессий для Ленинграда и Ленинградской области» —
в 1983 г., «Сельскохозяйственные профессии Нечерноземья.
Агропромышленный комплекс.»—в 1985 г.). Все указанные
профессиографические сборники были обращены прежде всего
к юношам и девушкам, оканчивающим среднюю школу, а также
предполагалось, что указанный цикл изданий будет полезным
для родителей старшеклассников и всех, тех, кто озабочен
вопросами профориентации молодежи.

Что касается затронутого в приводимом материале вопроса о раннем (дошкольном) онтогенезе человека как субъекта труда, то он был впоследствии основательно разработан в кандидатской (1989) и докторской (1994) диссертациях В.И. Тютюнника.

18. Содержание доклада на Всесоюзной конференции прак­
тических и научных работников, ориентированных на развитие
системы профтехобразования, в сборнике: «Методологические
основы исследований в области педагогики и психологии
профессионально—технического образования. Материалы Всесо­
юзной конференции». М.% АПН СССР, 1975.

19. Отдельные выдержки из брошюры «Психологическое содержание труда и вопросы воспитания». М., «Знание», 1986.

20. Печатается по. тексту брошюры, указанной в предшест­вующем примечании (с.71-78).

21. Печатается по тексту одноименной публикации в кн.: Соотношение биологического и социального в человеке (Мате­риалы к симпозиуму в г.Москве — сентябрь 1975г.). М., Всероссийское научное общество невропатологов и психиатров. 1975, с.210-220. Замеченные смыслоискажающие опечатки, вкравшиеся в это издание, исправлены.

22. Печатается по тексту статьи (содержания доклада) в сборнике: Логика, методология, философия науки. XI Между­народная конференция. Москва — Обнинск. 1995, вып. 4 (секция 11 — «Основания психологии»), с.) 66-170.

23. Печатается по тексту статьи в журн. «Общественные науки и современность», 1995, №6, с. 140-149.

24. Публикация приводится как свидетельство того, что в 50-е годы замышлялись и велись работы, основанные на


следующей неформулируемой предпосылке: в так называемом «физическом» труде не просто «должны быть», но именно «обязательно существуют» своеобразные интеллектуальные ком­поненты; и дело не в том, чтобы просто «насытить» такой труд якобы отсутствующим там и привнесенным в него интеллекту­альным содержанием, но в том, чтобы, прежде всего, не пройти мимо имеющегося в нем содержания, не узнав его «в лицо» (поскольку интеллект здесь проявляется не в «читании-писа-нии» или «салонных разговорах», а в умной практической работе с технологическим оборудованием).

Печатается по тексту одноименной статьи в кн.: Ученые записки Казанского гос. университета им. В.И. Ульянова—Ле­нина. Т. 117, кн. 2. Общеуниверситетский сборник. Казань. 1957, с,147-153.

25. Печатается по тексту одноименной статьи в кн.: Проблемы
психологии личности в связи с типами высшей нервной
деятельности. Ученые записки Пермского гос. пединститута.
Вып. 23. Отв. ред. B.C. Мерлин. Пермь. 1958. с.187-216. В
сокращенном варианте этот магериал нашел затем отражение
в статье «Индивидуальные особенности трудовой деятельности

ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов»; ж. «Вопросы психологии», 1959, №2.

26. Печатается по тексту одноименной статьи в ж. Вопросы психологии, 1960, №3, с.89-97. Несколько более пространный вариант этого материала см. в сб. Проблемы психологии личности и психологии груда. Пермский пединститут. Пермь. I 960. с.59-78. Работа выполнена в Казанском университете.

27. Фрагмент из книги: Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы (К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта). Казань, изд-во Казанского университета. 1969, с.219-229. Вопрос об индивидуальном стиле учителя был разработан в кандид. дисс. "Н.Й. Петровой (1970)

28. Печатается с небольшими сокращениями по тексту статьи в ж. «Вопросы психологии», 1983, №1, с. 1 02-108.

29. Печатается по тексту одноименной статьи в Вестнике Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986, №3, с.8-20.

30. Печатается по одноименной статье в Вестнике Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1992, №3, с.3-12..

31. Извлечение из книги автора «Образ мира в разнотипных
профессиях». М. 1995, с.7—11.


Оглавление

Предисловие автора.................................................................................................................................................... 5

Часть /. Работы, обращенные к непсихологам

1.1. Психология для профессиональной педагогики...............; 7

1.1.1. Индивидуальный подход при обучении рабочих ня производстве новым приемам труда 7

1.1.2. Матч между передовым опытом и индивидуальным стилем работы 22

1.1.3. Опознавательной составляющей

в практическом труде............................................................................................................................................. 25

1.1.4. Алгоритмизация обучения профессионально-трудовым
действиям и индивидуальные особенности человека...29

1.1.5. Основные проблемы психологии в связи с задачами профтехобразования 45

1.1.6. О структуре среды субъекта деятельности 63

1.2. К информационно-психологической поддержке начинающего профессионала.68

1.2.1. О профессиональном самосознании.................................................................................................................................................... 68

1.2.2.* О профессиональной пригодности.................................................................................................................................................... 15

1.2.3. Психика как реальность.

Психические регуляторы поведения............................................................................................................................................ ..85

1.2.4 Развивающийся человек в мире профессий 102

1.3. Допрофессиональное развитие субъекта- труда и руководство профессиональным самоопределением 150

1.3.1. Психологические особенности подростка и некоторые вопросы трудового воспитания в семье 150

1.3.2. Общая сетевая модель разработки комплексной проблемы «Профориентация» ~............................................................................................................... 152

1.3.3. Правильный выбор профессии и методика профессиональной консультации.... 173

1.3.4. Общая характеристика состояния и задач научных исследований по комплексной проблеме «Профориентация» 183

1.3.5 Старшекласснику-о выборе профессии 192

1.3.6. Человек и его профессия..................................................................... '.............................................................................................................................. *... 200

• ■


1.3.7. Эксперимент и психолого-педагогическая

профкомсультация............................................................................................................................................. 205

1.3 8 Психологическое содержание труда и вопросы
воспитания. 214

1.3.9. О принципах подготовки молодежи к труду

и выбору профессии............................................................................................................................................. 230

1.4 Некоторые общие вопросы.... 235

1.4.1. Социальное и биологическое в контексте проблемы

• формирования профессиональной пригодности 235

1.4.2. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания 246

1.4.3. Профессиональный менталитет

и психоэкологическая гипотеза............................................................................................................................................. 250

-

Часть 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: