Изложение вопроса о структуре профпригодности и ее «житейских» градациях печатается по несколько обновленному тексту из второго издания книги автора «Как выбирать профессию» (М.. Просвещение. 1990).
10. Материал построен с учетом того, что у потенциальных
читателей (работников профтехобразования) предполагалось.
инженерно-техническое виденье педагогических ситуаций («ог
раничить», «направить», «сломать», «переделать») и недооцен
ка собственно субъективной реальности; автор пытался как бы
встроиться во внутренний диалог технически мыслящего чита
теля (посредством «машинных» или «житейских» примеров и
соответствующей лексики) и вызвать уважительное отношение
к системе психических регуляторов активности формирующе
гося профессионала.
Печатается выборочно в основном по тексту отдельного выпуска: Использование психологических знаний в педагогической деятельности. М., Всесоюзный научно-методический центр профессионально-технического обучения молодежи. 1984. Несколько ранее соответствующие материалы публикова: лись в серии статей в журнале «Профессионально-техническое образование» под рубрикой «Заочный семинар по психологии» (1979, 1980), а позднее вошли в книгу автора: Введение в психологию. Пособие для самообразования работников службы занятости. М.. изд-во МГУ,. 1992 (см. с.9 — 20). Некоторые фрагменты текста печатаются по этому изданию. Работники службы занятости по сути дела тоже выполняют профессионально-педагогические функции: работают с профессионалами, оказавшимися в ситуации вынужденной перемены труда.
1 1. Печатается (с сокращениями) по тексту брошюры автора: «Развивающийся человек в мире профессий». Обнинск. 1993. Публикация обращена к так называемому широкому читателю прежде всего э связи с двумя поставленными жизнью вопросами
— необходимостью вынужденной перемены труда (явления безработицы) и сложившимися в некоторых городах явлениями преимущественной ориентации общественного сознания на узкий круг престижных профессий, своего рода «моноориентации» («атомная энергетика», «авиация»,.«радиоэлектроника» и т.д.). В связи с вынужденной переменой труда, необходимостью профессиональной реориентации (скажем, под влиянием экономических, семейных факторов) возникают (не только перед выпускниками школ, но и перед взрослым их окружением и перед уже «стартовавшими» профессионалами) проблемы большего или меньшего переосмысления профессиональных жизненных перспектив. За внешне беллетристичной формой изложения автор старался затронуть вполне серьезные и острые вопросы информационной (психологической и педагогической)' помощи людям в ситуациях больших или меньших кризисов профессионального развития. Стимулирование и информационная поддержка процессов самопознания и самоопределения формирующегося субъекта труда — это тоже предмет интереса и забот профессиональной педагогики. *
12. Отрывок из брошюры автора «Психологические особен
ности подростка и вопросы семейного воспитания. В помощь
лектору». Казань, Татарское отделение общества по распрост
ранению политических к научных знаний РСФСР. 1957.
Приводится в качестве иллюстрации того, как вопросы трудо
вого воспитания в семье были представлены в общественном и
профессиональном (педагогическом, психологическом) созна
нии и в умонастроении автора- в 50-е годы.
¥
13. Вневедомственный размах излагаемых ниже вопросов и,
избранный автором, быть может, несколько жесткий и неожи
данный для соисполнителей (пребывавших уже на третьем году
плановых сроков) метод координации pa6oi (ее.гевое планиро
вание) объясняется следующими обстоятельствами.
Это — материалы, представленные участникам координационного совещании по теме 41.511 (раздел 2) «Разработка и использование рекомендаций для профессионального отбора и профессиональной ориентации», тема была предусмотрена «Планом научно исследовательских работ по естественным и общественным наукам на 1966—1970 гг.», утвержденным Госпланом СССР и Академией наук СССР. В качестве головной исследовательской организации по данной проблеме был утвержден Всесоюзный научно-исследовательский институт профтехобразования (Ленинград), обязанности по разработке общей программы исследований и их координации были возложены на отдел психологии труда института, которым заведовал с 1968 по 1975 гг. автор; ему и было поручено подготовить и доложить эту программу (хотя в штате института автор стал функционировать с 1968 г., но фактически работа над программой был.-v начата в 1967 г. и была сопряжена с его поездками из Казани в Ленинград).
В качестве основных соисполнителей указанной темы значились Институт философии АН СССР, ряд НИИ Академии
педагогических паук СССР, НИИ психологии Украинской ССР. НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, ряд вузов Минпроса Союза, высшего м среднего специального образования Союза, отраслевые НИИ ряда министерств и ведомств. Директивный срок завершения работ — конец 1970 г. Ожидаемые результаты — совокупность документов и материалов, содержащих необходимую информацию для принятия государственных постановлений по вопросам профориентации.
И текст, розданный участникам совещания, и стенограмма устного выступления опубликованы в сборнике: Материалы научного совещания по комплексной проблеме «Профориентация». 15—16 апреля 1968 г. (стенографический отчет). Л., ВНИИ профтехобразования, 1969. с.5-19. 22-43). Печатается (с сокращениями) но данному изданию.
В решении Координационного совещания, опубликованном в указанном сборнике (с. 173-174), отмечено, что общая программа исследований может быть принята за основу при разработке соисполнителями конкретных планов исследований проблемы «П рофориентация».
Несколько позднее основные положения упомянутого доклада (в редуцированном или доработанных вариантах) нашли отображение в статье автора: «Общая сетевая модель разработки и некоторые условия решения комплексной проблемы. Профориентация». Научно-методический сборник ВНИИ профтехобразования. Выпуск 19. Л., 1970. с.5—10, а также в некоторых других публикациях.
•
14. Вводный раздел коллективной публикации «Памятка профконсультанту». Л., ВНИИ профтехобразования, 1969 (авторские вклады указаны в ней на с.З и 4). Публикация предназначалась для тех, кому по роду своей работы приходится оказывать молодежи содействие в выборе жизненного пути и овладении основами профессионального мастерства в области практической деятельности, а именно для учителей, школьных врачей, инженеров—методистов, специалистов-практиков по научной организации труда, мастеров производственного обучения, а также и психологов (профконсультантов).
Первые же наблюдения за складывающейся практикой проф-консультации (в организуемых районных, школьных, городских «центрах», «пунктах» и т.п.) показали, что возможны разного рода нежелательные подходы к делу — облегченные, излишне авторитарные и пр. Скажем, в целях увеличения «пропускной способности» таких центров, пунктов руководители, организаторы, «шефы» их иногда задавали своего рода «нормы времени» для профкопсультатов — расходовать, скажем, «пять минут на человека» и пр.
«Памятка» мыслилась как средство упорядочить и более или менее детально операционализировать, быть может, даже алгоритмизировать «технологии» профконсультации, показав, что педагогически обеспечить разумный, сознательный и самостоятельный выбор профессии — это дело отнюдь не простое и не «скоростное» (как-никак — это проектирование и строительство профессиональной судьбы человека).
Варианты алгоритмизированных схем профконсультации были позднее приведены также в статье автора «Личность, профессия и научно-практическая профконсультация» в сб. «Молодежь и труд» под ред. В. А Ядова. М., Молодая гвардия. 1970, СЛ01-116.
В данном издании эти публикации редакционно частично объединены (алгоритмические схемы печатаются в более компактном варианте, представленном во второй из упомянутых работ).
15. Сокращенный вариант обзорного доклада автора (по
названной теме) на пленарном заседании Первого Всесоюзного
совещания по профориентации и профконсультации, состояв
шегося в Ленинграде (декабрь 1969 г.). Печатается по тексту
малотиражной публикации: Проспект коллективного отчета
соисполнителей темы 41.511 (раздел 2) «Разработка и исполь
зование рекомендаций для профотбора и профориентации» за
1966-1970 гг. Л., Государственный комитет Совета Министров
СССР по профтехобразованию. Министерство Просвещения
СССР, Министерство здравоохранения СССР, ВЦСПС. 1970.
(339 с, 150 экз. Отпечатано на ротаторе в ЦУМКе 3/IX-70
г.). Позднее на основе этого доклада была опубликована статья
автора под тем же названием в сборнике: Вопросы теории и
практики профориентации. М., изд-во «Педагогика», 1972,
с.34-40.
Что касается секционных докладов участников совещания, то содержание их было опубликовано в специальном сборнике: Проблемы профориентации и профконсультации в школе. М. изд-во «Просвещение», 1969 (351 с, тираж 2000 экз.).
В настоящем издании публикуется последняя — четвертая — часть указанного доклада автора («Организационно—практические вопросы»), а обсуждение общетеоретических вопросов и структуры проблемы в целом опущено.
Не исключено, что приводимый материал может быть поучителен при планировании и осуществлении комплексных многоаспектных научных программ.
16. Это — несколько небольших отрывков из брошюры «Шко
ла...а дальше? (Старшекласснику о выборе профессии)». Л.,
Лениздат. 1971. На ее основе позднее были подготовлены и
опубликованы «Путь в профессию. Пособие- для старших
классов общеобразовательной школы.» (Лениздат, 1974) и «Как
выбирать профессию. Книга для учащихся» (М., Просвещение,
1984 и — второе издание— 1990).
Здесь приведены фрагменты книжки, ориентирующие учащегося в мире занятий, профессий и обосновывающие некоторую относительно легко обозримую антропоцентрическую группировку специальностей, а также фрагменты, акцентирующие возможную самочинность подрастающего человека в деле обдумывания и построения своего будущего профессионального пути.
Что касается предлагаемой группировки, классификации профессий, то автору представлялось важным, чтобы юный
читатель видел не только существенно различные типы профессий, но и их родство и необходимость дружественного взаимодействия и взаимодополнения разнотипных профессионалов на основе обмена производимыми ценностями.
17. Отрывки из предисловия к первому выпуску серии
профессиографических сборников «Человек и профессия»,
которую начал выпускать (под редакцией Е.А. Климова и С.Н.
Левиевой) Лениздат с 1975 года. (Второй выпуск вышел в 1977
г.; всего вышло с некоторыми годичными перерывами 9
выпусков; последний опубликован в 1986 г.; годичные перерывы
были обусловлены тем, что издание данной серии перемежалось
публикацией профессиографических же сборников под ред.
Е.А. Климова с некоторой особой целевой направленностью:
«100 профессий для Ленинграда и Ленинградской области» —
в 1983 г., «Сельскохозяйственные профессии Нечерноземья.
Агропромышленный комплекс.»—в 1985 г.). Все указанные
профессиографические сборники были обращены прежде всего
к юношам и девушкам, оканчивающим среднюю школу, а также
предполагалось, что указанный цикл изданий будет полезным
для родителей старшеклассников и всех, тех, кто озабочен
вопросами профориентации молодежи.
Что касается затронутого в приводимом материале вопроса о раннем (дошкольном) онтогенезе человека как субъекта труда, то он был впоследствии основательно разработан в кандидатской (1989) и докторской (1994) диссертациях В.И. Тютюнника.
18. Содержание доклада на Всесоюзной конференции прак
тических и научных работников, ориентированных на развитие
системы профтехобразования, в сборнике: «Методологические
основы исследований в области педагогики и психологии
профессионально—технического образования. Материалы Всесо
юзной конференции». М.% АПН СССР, 1975.
19. Отдельные выдержки из брошюры «Психологическое содержание труда и вопросы воспитания». М., «Знание», 1986.
20. Печатается по. тексту брошюры, указанной в предшествующем примечании (с.71-78).
21. Печатается по тексту одноименной публикации в кн.: Соотношение биологического и социального в человеке (Материалы к симпозиуму в г.Москве — сентябрь 1975г.). М., Всероссийское научное общество невропатологов и психиатров. 1975, с.210-220. Замеченные смыслоискажающие опечатки, вкравшиеся в это издание, исправлены.
22. Печатается по тексту статьи (содержания доклада) в сборнике: Логика, методология, философия науки. XI Международная конференция. Москва — Обнинск. 1995, вып. 4 (секция 11 — «Основания психологии»), с.) 66-170.
23. Печатается по тексту статьи в журн. «Общественные науки и современность», 1995, №6, с. 140-149.
24. Публикация приводится как свидетельство того, что в 50-е годы замышлялись и велись работы, основанные на
следующей неформулируемой предпосылке: в так называемом «физическом» труде не просто «должны быть», но именно «обязательно существуют» своеобразные интеллектуальные компоненты; и дело не в том, чтобы просто «насытить» такой труд якобы отсутствующим там и привнесенным в него интеллектуальным содержанием, но в том, чтобы, прежде всего, не пройти мимо имеющегося в нем содержания, не узнав его «в лицо» (поскольку интеллект здесь проявляется не в «читании-писа-нии» или «салонных разговорах», а в умной практической работе с технологическим оборудованием).
Печатается по тексту одноименной статьи в кн.: Ученые записки Казанского гос. университета им. В.И. Ульянова—Ленина. Т. 117, кн. 2. Общеуниверситетский сборник. Казань. 1957, с,147-153.
25. Печатается по тексту одноименной статьи в кн.: Проблемы
психологии личности в связи с типами высшей нервной
деятельности. Ученые записки Пермского гос. пединститута.
Вып. 23. Отв. ред. B.C. Мерлин. Пермь. 1958. с.187-216. В
сокращенном варианте этот магериал нашел затем отражение
в статье «Индивидуальные особенности трудовой деятельности
ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов»; ж. «Вопросы психологии», 1959, №2.
26. Печатается по тексту одноименной статьи в ж. Вопросы психологии, 1960, №3, с.89-97. Несколько более пространный вариант этого материала см. в сб. Проблемы психологии личности и психологии груда. Пермский пединститут. Пермь. I 960. с.59-78. Работа выполнена в Казанском университете.
27. Фрагмент из книги: Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы (К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта). Казань, изд-во Казанского университета. 1969, с.219-229. Вопрос об индивидуальном стиле учителя был разработан в кандид. дисс. "Н.Й. Петровой (1970)
28. Печатается с небольшими сокращениями по тексту статьи в ж. «Вопросы психологии», 1983, №1, с. 1 02-108.
29. Печатается по тексту одноименной статьи в Вестнике Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986, №3, с.8-20.
30. Печатается по одноименной статье в Вестнике Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1992, №3, с.3-12..
31. Извлечение из книги автора «Образ мира в разнотипных
профессиях». М. 1995, с.7—11.
Оглавление
Предисловие автора.................................................................................................................................................... 5
Часть /. Работы, обращенные к непсихологам
1.1. Психология для профессиональной педагогики...............; 7
1.1.1. Индивидуальный подход при обучении рабочих ня производстве новым приемам труда 7
1.1.2. Матч между передовым опытом и индивидуальным стилем работы 22
1.1.3. Опознавательной составляющей
в практическом труде............................................................................................................................................. 25
1.1.4. Алгоритмизация обучения профессионально-трудовым
действиям и индивидуальные особенности человека...29
•
1.1.5. Основные проблемы психологии в связи с задачами профтехобразования 45
1.1.6. О структуре среды субъекта деятельности 63
1.2. К информационно-психологической поддержке начинающего профессионала.68
1.2.1. О профессиональном самосознании.................................................................................................................................................... 68
1.2.2.* О профессиональной пригодности.................................................................................................................................................... 15
1.2.3. Психика как реальность.
Психические регуляторы поведения............................................................................................................................................ ..85
1.2.4 Развивающийся человек в мире профессий 102
1.3. Допрофессиональное развитие субъекта- труда и руководство профессиональным самоопределением 150
1.3.1. Психологические особенности подростка и некоторые вопросы трудового воспитания в семье 150
1.3.2. Общая сетевая модель разработки комплексной проблемы «Профориентация» ~............................................................................................................... 152
1.3.3. Правильный выбор профессии и методика профессиональной консультации.... 173
1.3.4. Общая характеристика состояния и задач научных исследований по комплексной проблеме «Профориентация» 183
1.3.5 Старшекласснику-о выборе профессии 192
1.3.6. Человек и его профессия..................................................................... '.............................................................................................................................. *... 200
• ■
■
1.3.7. Эксперимент и психолого-педагогическая
профкомсультация............................................................................................................................................. 205
1.3 8 Психологическое содержание труда и вопросы
воспитания. 214
1.3.9. О принципах подготовки молодежи к труду
и выбору профессии............................................................................................................................................. 230
1.4 Некоторые общие вопросы.... 235
1.4.1. Социальное и биологическое в контексте проблемы
• формирования профессиональной пригодности 235
1.4.2. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания 246
1.4.3. Профессиональный менталитет
и психоэкологическая гипотеза............................................................................................................................................. 250
-
Часть 2.