Наука как объект полидисциплинарного изучения

Существует группа философских дисциплин, название которой часто употребляют как единый термин: «философия, логика и методология

1 Койре А. Очерки по истории философской мысли. М., 1985. С, 16-17.


науки». Это комплексное философское направление, занимающееся мно­госторонним анализом научно-познавательной деятельности: проблема­ми ее структуры и динамики, изучением социально-культурных предпо­сылок и условий научной деятельности.

Само понятие науки многозначно. Так, принято различать следующие разновидности:

1) наука как система знаний;

2) наука как деятельность;

3) наука как социальный институт;

4) наука как культурно-исторический феномен.

Поэтому столь сложный предмет, каким является наука, изучают во многих плоскостях. Но можно выделить два наиболее общих контекста, к которым с известной долей условности можно свести изучение научной деятельности. Это когнитивный и социально-культурный контексты науч­ного познания.

К когнитивной плоскости (от лат. cognitio — «познание») относят круг тем, охватывающих внутренние концептуальные вопросы науки. Сюда тра­диционно включают теоретико-познавательные (или эпистемологические, от греч. episteme — «знание, познание»), методологические и логические аспекты. Однако анализ научной деятельности не исчерпывается только изучением его когнитивно-концептуального содержания. Ведь для науч­ной деятельности характерны также сложные взаимосвязи с социальными, историческими и культурными факторами. Эти взаимосвязи относят к социально-культурному контексту анализа научного познания.

Следует отметить также, что наука изучается не только на обобщённо-философском уровне. Она является предметом и специальных дисциплин: социологии, экономики, психологии, истории и других, где формируются соответствующие разделы (социология науки, экономика науки и т.п.). Сегодня существует обширное комплексное направление, объединяющее различные дисциплины вокруг многостороннего изучения науки — науковедение. Ведущую роль в нем играют наиболее общие, т.е. философ­ские, дисциплины. Однако непроходимой пропасти между философией науки и специальными науковедческими направлениями нет. Философия науки активно использует материал конкретных исследований, и, соот­ветственно, специальные дисциплины существенно связаны с исходными установками и концепциями философии науки.

Точно так же не существует резкой границы между когнитивным и со­циально-культурным контекстами анализа научного познания. Важной тен­денцией последних десятилетий является как раз их неуклонное сближение. Когнитивный и социально-культурный контексты переплетаются сложным образом как в самой науке, так и в описывающих ее философско-науковед-


ческих концепциях. В настоящем курсе в дидактических целях материал будет излагаться раздельно: в первой части курса будут обсуждаться вопро­сы, относящиеся преимущественно к науке как системе знаний и когнитив­ной деятельности, во второй — вопросы, относящиеся преимущественно к науке как социальному институту и культурно-историческому феномену. Однако изолировать указанные два контекста невозможно; мы увидим в по­следующем изложении, как они будут в некоторой степени переплетаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: