Раздел I. Логико-методологические аспекты наук

Ушаков, Е.В.

У93 Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В. Ушаков. —

М: Издательство «Экзамен», 2005. — 528 с. (Серия «Учебник для вузов»)

ISBN 5-472-01114-0

Данная работа представляет собой базовый вводный курс, содержащий такие темы со­временной философии и методологии науки, как логико-методологический анализ науки, спе­цифика гуманитарного познания, научное творчество, наука и глобально-цивилизованные процессы, этика науки, наука как социальный институт и взаимоотношения науки с другими сферами общественной жизни, генезис и история науки, наука и культура. Отражаются глав­ные результаты, тенденции и темы дискуссий в философии и методологии науки вплоть до но­вейшего периода. Рассматривается сложный образ современной науки, обсуждаются основные мировоззренческие предпосылки научного познания, анализируются философские проблемы, возникающие перед учёными в ходе их научных исследований.

Курс рассчитан на самую широкую аудиторию учащихся как естественно-научных, так и гуманитарных специальностей. Может использоваться для подготовки студентов по программе общественных дисциплин, для аспирантов, сдающих кандидатские экзамены по философии, а также будет полезен философам, учёным и всем, кто интересуется проблема­ми науки и её ролью в современной жизни.

УДК 16(075.8) ББК 87в

Подписано в печать с диапозитивов 08.06.2005. Формат 60x90/16.

Гарнитура «Тайме». Бумага типографская. Уч.-изд. л. 32,95.

Усл. печ. л. 33,00. Тираж 5 000 экз. Заказ № 1410.

Отпечатано в полном соответствии с качеством

предоставленных диапозитивов в ОАО "Тульская типография",

300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.


ISBN 5-472-01114-0


© Ушаков Е.В., 2005

© Издательство «ЭКЗАМЕН», 2005


Содержание

Предисловие............................................................................................................... 6

Вводный раздел. Наука в философском ракурсе........................................9

0.1. Философия и наука............................................................................................. 9

0.2. Философские дисциплины, изучающие науку....................................... 19

0.3. Элементы теории познания.......................................................................... 27

0.4. Наука как система знания............................................................................ 32

0.5. Наука как деятельность................................................................................ 37

0 6. Проблема истины............................................................................................ 46

0.7. Проблема научного метода......................................................................... 56

Раздел I. Логико-методологические аспекты наук

Глава 1. Основные структуры научного знания...................................... 61

1.1. Научное понятие........................................................................................... 61

1.2. Научный закон.............................................................................................. 65

1.3. Научное объяснение..................................................................................... 71

1.4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания............ 82

Глава 2. Методы..................................................................................................... 95

2.1. Методологический арсенал науки........................................................... 95

2.2. Описание, сравнение, измерение............................................................. 102

2.3. Наблюдение................................................................................................... 113

2.4. Эксперимент.................................................................................................. 124

2.5. Моделирование........................................................................................... 142

2.6. Обобщение и обработка эмпирических данных................................ 157

2.7. Методология теоретического уровня: логические действия.......... 162

2.8. Методология теоретического уровня: подходы и методы.............. 167

Глава 3. Формы научного познания как единицы
логико-методологического анализа..
...................................................;.... 187

3.1. Проблема....................................................................................................... 187

3.2. Факт................................................................................................................. 198

3.3. Гипотеза......................................................................................................... 208


3.4. Теория............................................................................................................... 224

3.5. Научно-исследовательская программа................................................ 238

Глава 4. Проблемы динамики научного познания............................... 247

4.1. Становление и развитие научной теории............................................. 247

4.2. Проверка и принятие научной теории................................................... 254

4.3. Социологическое и историческое измерения научного

познания.................................................................................................................. 262

4.4. Рост научного знания: разрывы и преемственность.......................... 274

4.5. Проблема рациональности научного познания................................. 288

4.6. Крупные и малые изменения в науке..................................................... 309

4.7. Вопросы научного творчества................................................................ 316

Глава 5. Проблемы гуманитарных наук.................................................... 330

5.1. Специфика гуманитарных наук.............................................................. 330

5.2. Общий методологический проект: понимание и объяснение......... 337

5.3. Специальные методы................................................................................. 350

5.4. Сложности, тенденции, перспективы...................... s............................ 360


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: