Экзамен по литературоведению
Вопрос 1. Состав литературоведения. Вспомогательные литературоведческие дисциплины. Теоретическая, функциональная, историческая поэтика. Нормативная поэтика.
Литературоведение – это филологическая наука, которая изучает худ. Словесность как вид искусства.
Литературоведение- это наука о сущности худ. Литературы, ее происхождении и развитии.
В состав литературоведения входят 3 цикла дисциплин:
· История национальных литератур(это изучение вопросов творческой эволюции писателя, а так же духовно-исторических вопросов лит. процесса)
· Теория литературы (исследование общих законов литературы):
А) изучение особенностей образа
Б) изучение худ.целого с точки зрения худ. Содержания и худ. формы.
В) изучение природы, структуры ф-ии
Г) изучение тенденций и закономерностей лит. ист. процесса.
Д) изучение объек. Науч. Методологий.
1. Текстология(изучение текстов, датировка, редакции)
2. Комментирование текста (это сопровождение текста справочными материалами)
3. Палеография (это изучение памятников древней Греции)
4. Библиотековедение.
Литературоведение взаимодействует с лингвистикой, искусствоведением, эстетикой, культурологией, семиотикой, риторикой, историей народов, психологией, философией, социологией.
Поэтика-это мастерство создания текста, искусство творчества.
Поэтика-это изучение принципов худ. произведения.
Существует поэтика содержания, в первую очередь это строение худ. формы(сюжет, композиция, язык).
Поэтика – это центральное звено теоретического литературоведения.
Теоретическая поэтика – это изучение образной специфики искусства в том числе литературы и проблемного статуса произведения.
Функциональная поэтика – это рассмотрение взаимодействия элементов худ.целого.
Историческая поэтика- это исследование развит. Худ. поэтических систем.
Нормативная поэтика- это описание поэтики определенной худ. системы. С очень жесткими правилами.
Ведущими принципами литературоведения являются историзм и системность. В теории литературы следует выделять три цикла:
1. Учение об образной специфики искусства
2. учение о лит. произведении
3. учение о лит. процессе.
Вопрос 2. Наука и искусства в познании человека (цели, специфика). Функции искусства. Виды искусства и их специфика.
Искусство –это мастерство в какой-либо сфере человеческой деятельности.
Искусство – это как вершины мастерства в сфере эстетического освоения мира
Искусство- это творчество в сфере художественного пересоздания действительности.
Искусство познает действительность и в свою очередь оказывает на нее обратное влияние. Красота является конечным продуктом искусства.
Антропоцентризм и гуманизм являются ведущими и неоспоримыми характеристиками искусства: вне человеческого нет искусства. Искусство отражает общественную жизнь.
Основные функции искусства:
1. познавательная
2. коммуникативная
3. воспитательная
4. прогностическая
5. эстетическая
6. гедонистическая (проблема наслаждения)
«Специфика» искусства заключается в том, что оно формирует и организует сферу чувственного восприятия человеком окружающего мира. Огромная роль искусства в совокупном развитии человеческой культуры связана как раз с тем обстоятельством, что специфически человеческая «чувственность».
Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на 4 группы.
Виды искусства:
· пространственные – архитектура, скульптура, живопись.
· Временные – музыка, литература
· Пространственно0временные – танец, пантомима
· Синтетические – опера, балет, кинематограф.
| Наука | Искусство. |
| Достижения науки стареют | Искусство не стареет |
| Все науки специализированы | Искусство обобщает |
| Точность и однозначность | Искусство обладает полисемичностью. Понимание худ. идеи имеет свои границы, непонимание границ не имеет |
| Достижения науки имеют беспристрастный характер. | Носит субъективный личностный характер. |