double arrow

Полифункциональность искусства

1. Понятие искусства. Основные концепции искусства. Вопрос: «Что такое искусство?», вынесенный Львом Толстым в название собственной статьи, – далеко не праздный. Не праздный он для науки эстетики, рефлектирующей над собственной предметной областью, ее спецификой и сущностью. Причем, эта рефлексивная «работа» начата еще в античности, продолжена и доведена до условно положительного результата гораздо позже. На сегодняшний день создано множество определений искусства, некогда удовлетворявших и исследователей, и соотносившихся с предметной деятельностью людей. В современных теоретических изысках: либо вообще отказываются от прежних определений; либо оставляют в качестве «рабочих» те, что обеспечивают понимание современного – постмодернистского искусства; либо вообще формулируют новые.

Прежде чем познакомиться с основными концепциями искусства, помогающими раскрыть его содержание и смысл, вспомним о наиболее раннем его толковании. Словом tecnh древние греки маркировали умение создать (смастерить) какую-либо вещь (одежду и посуду, корабль и статую, и т.д.), или умение адекватно распоряжаться вещью (измерить поле, выиграть сражение или создать хороший закон). Причем эти умения опирались на знание правил, т.е. алгоритмию обращения с реальными вещами. По мере изменения характера труда, дифференциации способов культурной деятельности, мировой эстетической мыслью длительное время вырабатывались иные взгляды на искусство, удачно систематизированные и описанные польским исследователем В.Татаркевичем[158]. В его схеме нашли отражение те понятия искусства, в которых наиболее выпукло проявляются те или иные отличительные черты данного феномена. Приведем самые известные из них:

- искусство есть то, что воспроизводит прекрасное (Платон, Альберти);

- искусство есть то, что воспроизводит действительность (Леонардо да Винчи);

- искусство – это деятельность по приданию вещам формы (Аристотель);

- искусство есть экспрессия (Б.Кроче, В.Кандинский);

- искусство есть то, что порождает эстетические переживания, прежде всего, переживание прекрасного;

- искусство – это то, что порождает шоковое состояние, «удар» у зрителя (А.Бергсон);

- искусство есть творчество символических форм (Э.Кассирер);

- искусство – это творение иллюзий или вещей нереальных;

- искусство – суть творчество вообще (М.Цветаева).

Как видим, хотя бы этот малый перечень дает предварительное представление о многообразии подходов к феномену искусства. Все существующие подходы, ради цели упорядочивания, можно разбить на такие группы: а) подходы, где фиксируется аспект предназначения искусства (либо это поиск оптимальной формы, либо экспрессия, либо воспроизведение действительности); б) подходы, в которых сделано ударение на воздействии искусства на людей (от чувства удовольствия – до «шока»); в) подходы, связанные с уяснением характера взаимоотношения искусства и действительности (воспроизведение реальных объектов, конструирование новой реальности или симбиоз); г) подходы, где заявлено об искусстве как носителе тех или иных эстетических ценностей (прекрасного, гармонии, утонченности, возвышенности и т.д.). Таким образом, в теоретической эстетике имеет место ситуация многозначного толкования феномена искусства, которая отражает вполне реальную его фактуру. Причем, вплоть до полного отказа дефинировать этот феномен.

Однако названные подходы не исчерпывают всей сложности природы искусства. В частности, ряд авторов пытались понять искусство из его истока, т.е. зафиксировав сам генезис этого феномена. Так, Аристотель предложил видеть начало процесса художественного творчества в подражании (mimhsiz) естественным процессам, вещам и их свойствам. Люди, в отличие от животных, с самого рождения способны к воспроизведению действительности, в частности, таких способностей самого человека как членораздельной речи, внешнего образа, походки и осанки. Что касается искусств и поэзии, то причина их появления также кроется в мимезисе: «Сочинения эпоса, трагедий, а также комедий и дифирамбов, равно как и большая часть авлетики с кефаристикой, – все это в целом ничто иное, как подражания (mimhsiz)»[159]. Тот же принцип распространяется на изобразительное искусство. Таким образом, мимезис – это форма и способ воспроизведения субъектом, – чувственно воспринимаемого объекта в виде некоторого средства (краски и формы, ритма, слова и гармонии). В целом эта теория имеет гносеологический характер. Иной взгляд, принадлежащий К.Марксу и Ф.Энгельсу, основывается на практической стороне дела. Эти мыслители предложили т.н. трудовую теорию происхождения искусства. Только благодаря труду, писал Ф.Энгельс «человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини»[160]. В рамках трудовой деятельности формируется сама универсальная эстетичесая потребность и способы ее удовлетворения: развиваются чувственность и вкусовые реакции, кристаллизуется творчество как активное отношение человека к действительности и к самому себе. Возникнув из труда, – в виде синтеза форм социальной деятельности и сознания, – искусство обращено к миру, к существующим в нем противоречиям. Его социальная природа обусловлена тем, что искусство – это форма социальной идеологии, приоткрывающая или затушевывающая добродетели и пороки конкретного общества. Наконец, среди современных концепций, обращавшихся к проблеме происхождения искусства, нужно назвать концепцию немецкого философа М.Хайдеггера. В ряде своих работ[161] он высказал идею о том, что искусство – это один из способов, которым вершиться история. Данный тезис нужно понимать в том смысле, что искусство – всегда «прорыв» в раскрытии целостности всего сущего или «бытия сущего». Поэтому искусство (как предмет эстетики) интерпретируется им в онтологическом ключе. «Исток» художественного творения или искусства он видит в «споре» «земли» и «мира», двух предельных бытийных категорий, объединяющих различные формы, материю и субъекта в единый процесс раскрытия истины бытия. Средоточие «земли» (сокрытости) и «мира» (открытости), охватываемое искусством, ведет к простой цельности и полноте сущего, к прекрасному как таковому. Причем, проявленного в самых обычных вещах, которые изображает художник (напр., хайдеггеровская медитация по поводу полотен В. Ван Гога).

Как видим, знакомство с решением проблемы генезиса искусства дает иные ракурсы его рассмотрения: познавательный, практический, онтологический. И все же, в качестве рабочего, мы предложим определение, которое сконструировано на основе стандартных аспектов его рассмотрения, но главный акцент ставит на ценностном измерении искусства. Искусство – это универсальные форма и способ презентации духовно-значимого содержания бытия людей-в-мире, осуществляемый при помощи системы художественных принципов, методов и категорий. Его мы будем придерживаться и в дальнейшем, при конкретизации структуры и динамики искусства. Эта динамика прослеживается на уровне выделения конкретных видов искусства: а) либо с последующими вариантами синтеза в некоторое системное единство; б) либо окончательной автономизации с сохранения видового суверенитета.

2. Виды искусства. Ныне признано, что искусство в качестве универсального феномена (=родового понятия), существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов. Виды искусства – звенья единого социокультурного космоса, «гибкие» варианты преломления предмета искусства. Чаще всего, виды искусства определяют как исторически обусловленные и устоявшиеся формы креативной деятельности, отличающиеся разнящимися фокусировками предмета искусства, а также способами (средствами) репрезентации «схваченного» содержания. Действительно, вид – это опорный элемент всей системы художественной практики, который «задается»: 1) наличным эстетическим богатством действительности; 2) духовным богатством субъекта творчества (художника); 3) ценностной иерархией той или иной культурной традиции, состоянием (качеством) художественно-выразительных средств и технических возможностей.

Наиболее ранняя эпоха, – эпоха культурного синкретизма, характеризовалась нерасчлененностью художественного мышления, неотрефлектированностью предмета и простотой средств организации творческого процесса. Тем не менее, в древности начался процесс отпочкования от единого древа праискусства, – танца и пения, музыки и театра, поэзии и изобразительного искусства. В дальнейшем, происходит обособление архитектуры и скульптуры, усложнение литературы (создание ее жанров), зарождение декоративно-прикладного вида искусства. Однако этот процесс, – при том, что каждый из выделившихся видов «давал» собственное прочтение реальности, - вывел искусство на дорогу синтеза искусств, на путь создания целостной художественной картины мира. Так возникает искусство кино, а архитектура вступает в тесное взаимодействие с монументальной живописью и скульптурой, «порождает» новое качество. В ХХ веке заметно усложняется театральное искусство, во многом, из-за включения в свой состав ферментов других искусств. При этом считается, что «для развития художественной культуры равно плодотворны и вычлененные специфики каждого из искусств, и их взаимодействие»[162]. Но для понимания тенденции синтеза искусств, тенденции, характерной для современной культурной ситуации, необходимо вкратце рассмотреть каждый из видов по отдельности.

К наиболее известным видам искусства относится изобразительное искусство. С момента своего зарождения, оно решает задачу отражения эстетического предмета при помощи пластических форм, композиции и цвета (колорита). Живопись осваивает мир, привлекая для этого цветовую гамму, варианты комбинаций цветов, динамику светотени, а также экспериментируя с формой вещей и отношений между ними. Графика стремится к передаче линейных соотношений, к реальной или символической фиксации форм предметов, их свето-теневых аспектов. Скульптура, являясь пространственно-изобразительным искусством, дает возможность запечатлеть мир (и многообразие его вещей), - в пластических образах. При этом, простой, на первый взгляд замысел (напр., портрет Бальзака скульптора О.Родена), драматично воплощается в «мертвый» материал (то ли глину, то ли мрамор, то ли бронзу), «оживая» в руках мастера[163]. Архитектура и декоративное искусство нацелены на: воспроизведение пространственно-объемных конструкций (от культовых сооружений – до небосребов и подземки), – в первом случае, и на введение в обиход вещей с повышенными эстетическими параметрами, - во втором. И в том, и в другом случае, утилитарный момент находится в привязке к художественно-эстетической модели вещи. Музыкальное искусство лишено предметной наглядности (тех же скульптуры и живописи), определенности понятий литературы, зато в нем сконцентрированы звуковые образы, ритм, гармония и интонации. Музыка по своей природе двусоставна: она включает в себя выражение состояний внутреннего мира человека без обязательного изображения их внешних проявлений; она включает в себя динамику чувств и переживаний, взятых в во всем субъективно-выразительном богатстве их оттенков и взаимопереходов[164]. Музыка имеет множество форм, в которых закрепляется (как правило, социально и культурно обусловленное) содержание. От пифагорейцев и платоников – до Шостаковича и Шенберга, – вплоть до наших дней, идет процесс созидания музыкальной формы, объединяющей в себе мелодико-интонационную и идейно-художественную специфику. Литература как один из старейших видов искусства, предлагает вербально-образную модель мира, событий, человеческих судеб. Литературно-художественное слово имеет массу функций, главная из которых, – быть «пластическим материалом» (Г.Гегель) для более совершенной и целостной реальности, для художественной «лепки» более совершенного человека и гармоничных человеческих отношений. Для этого в ней разрабатывается конкретная тема, пролог, сюжетно-фабульная структура и эпилог. Внутри себя литература распадается на: эпическую (романы, повести и рассказы), лирическую (все стихотворные жанры) и драматическую (собственно драма, трагедия, комедия, трагикомедия и т.д.). Мировой литературный процесс – это не только грандиозное зрелище становления художественной формы, но реализации идейно-образного содержания и смыслового экстракта жизни. Литература и жизнь – два спутника, которых связывает творчество писателя и сотворчество читателя.

Существует мнение, что тайна литературного творчества – в самом художнике, в глубинах его души, способной вовремя и искренне откликаться на происходящее, давать его художественно-правдивую модель, представлять конфигурацию таких смыслов, которые не видны ни ученому, ни обывателю. Б.Л.Пастернак считал, что писатель или поэт, должен «суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас», т.е. его произведение – это всегда «кусок горячей, дымящейся совести»[165]. Литература тесно связана с театром, воплощающем в себе драматическое (в широком смысле) действие, помещенное в специальное художественное пространство, и развертывающееся на глазах у зрительской аудитории в соответствии с законами драмы. При этом, само действие вершится актерами, мастерство и настрой которых, обязаны обеспечить трансляцию исходного (авторского) смысла – к зрителю (его рецепиенту). На сегодняшний день, театральное искусство – это сплав различных видов искусств, постоянно находящийся в движении по поиску новой формы, смысловой выразительности (даже если это «театр абсурда»), жизненности и правдивости.

Итак, перечисленные выше виды в той или иной (генетической, сенсорно-рецептивной, образно-семантической, художественно-мыслительной, творческой, идеал-эстетической) степени связаны друг с другом. Границы видов искусства подвижны: кроме того, что они соприкасаются друг с другом, они связаны с другими сферами общественного сознания, – политикой и философией, наукой и моралью. Кроме того, виды искусства могут развиваться более или менее интенсивно в том случае, если они сопряжены с материальным и духовным производством, т.е. производством потребностей. Отсюда – неоднородность в развитии видов искусства, в различные эпохи.

Способ имманентной связи видов, если он происходит на уровне средств, содержания и «продукта» художественного творчества – синтеза эстетико-художественного разнообразия в органическое единство, – всегда продуктивен. Речь не идет о механическом соединении (наложении) отдельных видов, а о том процессе, который реально соединяет и сами средства художественной выразительности, и «уклад духовной вселенной» (Б.Пастернак). Последний образуется не внешним путем, а соединением видов в целостность на почве творческих замыслов (задач) и их решений. Так возникают искусства цирка, эстрады, кино и телевидения. Сама художественная культура последних полутора столетий усиливает тенденцию к синтезу искусств, в котором выделяют моменты: синкретизма, подчинения, симбиоза, «снятия», концентрации, трансляционного сообщения[166]. Синтетический характер этих видов становится более понятен, если прибегнуть к процедуре классификации всех видов по определенному основанию.

Ею занимается такое направление теоретической эстетики как морфология искусства. Наиболее известный вариант дифференциации видов искусства основывается на способе восприятия (репрезентации) субъектом эстетического предмета. Это восприятие осуществляется: либо при помощи зрения, либо при помощи слуха, либо при согласовании обоих «умных чувств». В таком случае говорят о пространственной или статической (архитектура и изобразительные искусства), временной или динамической (литература и музыка), и пространственно-временной группах искусства. Однако эта классификация не учитывает конкретного облика тех явлений, которые художественно презентирует художник. В этом случае, развивая метод классификации, требуется учитывать различные способы формообразования, особенности художественных языков. Так появляется классификация, подразделяющая искусства, в основе которых лежит изобразительный принцип (словесный, пластический, жестомимический), неизобразительный принцип (орнаментально-ритмический) и смешанный[167].

Кроме того, все искусства могут быть дифференцированы в зависимости от доминирования в процессе эстетического восприятия и деятельности, - конкретной познавательной способности субъекта. В таком случае можно говорить: об искусствах с содержательной эмоциональной доминантой (танец, музыка, живопись); об искусствах, в которых проявлено равновесие эмоционального и рационального подходов (словесно-музыкальный и актерско-танцевальный синтез); об искусствах с подчеркнутым рациональным началом (литература и актерское искусство)[168]. Наконец, любопытной представляется классификация, построенная на выделении качества образа как внутренней формы художественного произведения, – с последующей дифференциацией самих искусств. В этой связи принято выделять: искусства с репродуктивными образными структурами (напр., архитектура); искусства с образами интонационного типа (напр., музыка) и искусства со смешанной структурой (напр., балет).

Несмотря на разнообразную морфологию и внутреннюю организацию, искусство должно восприниматься как целостный феномен, в том числе через систему своих функций.

3. Полифункциональность искусства. Бытие искусства всегда разворачивается в социально неоднородной и культурно разнообразной обстановке. Освоенность его предмета, развитость эстетического (художественного) сознания той или иной эпохи, наконец, совершенство применяемых методов и средств, определяют характер, степень и направление воздействия на социум. С другой стороны, (более или менее) тесная взаимосвязь искусства с другими подсистемами общества – экономикой и политикой, религией и моралью, позволяет говорить о художественном формообразовании как о процессе, которой зависит от социально-значимых факторов, и, прежде всего, – духовно-эстетических запросов времени. Последние удовлетворяются развивающейся художественной культурой, как совокупностью художественных ценностей (поданных в конкретно-чувственной форме). Будучи произведенными искусством (его видами), эти ценности обращены ко всем членам общества, и к каждому из нас; они распределяются, воспринимаются и осваиваются людьми в реальном времени и пространстве, следуя по определенным каналам трансляции.

Поскольку искусство существует в виде системной целостности, его функционирование предстает в виде системы взаимосвязанных векторов. Часть из них, как считает ЮВ.Борев[169], повторяет функции общественной деятельности (других отраслей духовного производства), и лишь эстетическая, гедонистическая и компенсаторная функции, задают «собственную практику» искусства, выражая его природу. Тем не менее, вначале необходимо остановиться на социальных функциях искусства, т.е. тех, которые реализуются им внутри социальной системы, а затем, охарактеризовать его аутентичные функции.

Общественно-преобразующая функция (поскольку искусство – это деятельность) проявляет себя через идейно-эстетическое влияние на общество, группы людей или конкретного человека. Идейный арсенал искусства, - это духовно преобразующее оружие, пользуясь которым художник стремится к облагораживанию общественного бытия, обличению реальных несовершенств и пороков (напр., искусство Н.Гоголя, М.Зощенко). С другой стороны, искусство – это камертон, способный настраивать людей на искомое совершенство, возводя их нравы на более высокую качественную ступень. Например, поиск литературой и другими видами искусства гармоничного и совершенного человека (А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.А.Врубель, М.А.Булгаков, Т.Манн, Дж.Д.Сэлинджер, А.А.Тарковский, В.С.Высоцкий), «запускал» ситуацию внутреннего поиска ответа на этот фундаментальный вопрос смысле жизни (и ее оправдании) у людей многих поколений.

Познавательно-эвристическая функция (в силу того, что искусство - это тип знания и просвещения) проявляется в том, что искусство «срывает» покровы с казалось бы, знакомых объектов, высвечивает глубинные связи жизненного процесса, дает им художественное обрамление и оценку. Считается, что опыт искусства нужен жизни, поскольку факты жизни не столь просты и очевидны, а искусство способно вносить в жизнь людей духовно-образующие импульсы, служить квинтэссенцией чувственного и нравственного аспектов бытия. Так, Поль Валери считал, что конечная цель искусства – «вызвать в ком-либо бесконечные превращения», породить в людях «мир чувственного резонанса»[170].

Функция предвосхищения (искусство в модусе предсказания будущего) актуализирует намерение художника «заглянуть» за социальный горизонт эпохи, угадывая судьбы людские и что немаловажно, собственную судьбу. Эта функция свойственна искусству со времен античности (в древнегреческом мифе образ Кассандры-предсказательницы), – вплоть до современных утопий и антиутопий («1984» Дж.Оруэлла и «Дивного нового мира» О.Хаксли, где даны развернутые образы тоталитарного и гармоничного миров).

Суть информационной функции искусства сводится к трансляции определенных (закодированных языком искусства) сообщений, содержащих поверхностные и глубинные смыслы (напр., авангардистские проекты М.Дюшана или Ф.Леже). Последние нуждаются в дешифровке и интерпретации, поскольку не только бросают вызов общественному мнению, но и ставят под сомнение саму реальность. Так, М.Дюшан подготовил к выставке в Музее искусств в Филадельфии в 1966 году инсталляцию под названием «Etant Donnes». Она рассматривается как диверсия против культуры, хотя сам художник так не считал[171].

Помимо информационной функции искусство с очевидностью коммуникативно, т.е. подчеркнуто диалогично, ибо обращено своей смысловой нагруженностью к актуальному и потенциальному слушателю, зрителю, читателю… В этой же связи вспомним мысль М.М.Бахтина о полифоничном характере литературы и искусства, об особой смысловой вселенной, где автор, герой и рецепиент образуют общую бытийно-логосную среду. Поэтому, художественное произведение это: акт коммуникации автора (находящегося в поисках смыслов, их первичной генерации) и героя (репрезентирующего драматические поиски автора); автора и читателя (заинтересованного в раскрытии этих смыслов применительно к себе); акт автокоммуникации (внутренний диалог автора, который, вместе с тем и читатель текста культуры), разворачивающих разнообразие культурных и личностных смыслов, и предлагающих рецепиентам варианты эмоционально-ценностного выбора.

Воспитательно-суггестивная функция нацелена на человеческое сознание и его скрытые возможности, причем как позитивные, так и негативные. Чаще всего человеческая психика и психология реагирует на художественные образы катарсически, т.е. очищая собственные чувства и возводя их на более высокий уровень восприятия мира. В этом состоит социальное значение искусства, раздвигающего границы личного опыта человека, - за счет вовлечения чувств в активную и последовательную рецепцию произведений художественного творчества. Кроме того, искусство может воздействовать на зрителя, привлекая для этого «механизм» внушения. Известна сила внушения не только выдающихся произведений искусства (главным образом музыки, поэзии), но и произведений современной эрзац-культуры (напр., продукции американского массового кинопроката). Наконец, искусство выполняет художественно-концептуальнуцю функцию, в своих наиболее совершенных образцах, давая обобщенную модель реальности, т.н. «художественную картину мира». Вспомним построение таковой у Гомера, Данте, Дж. Свифта, Ф.Тютчева, Фр.Кафки, П.Филонова. Разумеется, каждая эпоха вызывала к жизни близкий внутриэпохальным идеалам, художественно-синтетический образ мира. Этот образ, что пожалуй, самое важное, нес в себе нравственное оправдание или осуждение бытия, закреплял иерархию ценностей и идеалов.

Названные выше специфические функции искусства, – эстетическая (искусство как творчество духовных ценностей), гедонистическая (искусство как удовольствие) и компенсаторная (искусство как утешение), «направлены» в сторону человека, точнее, на утверждение самоценности человеческой личности, ее творческого духа, идеала красоты и гармонии (внутренней и внешней). Предстающие в свете эстетического идеала человек и мир человека, служат путеводной нитью жизни «искусства без искуса» (М.Цветаева), т.е. искусства без самообольщения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Что такое искусство?

Какие концепции искусства Вам известны?

Каков предмет искусства?

Какие теории происхождения искусства были выработаны эстетикой?

Что такое виды искусства?

Перечислите и охарактеризуйте виды искусства.

Что Вы знаете о тенденциях в развитии видов искусства?

Какие функции выполняет искусство?

Должно ли искусство быть одним из учителей человечества?

Согласны ли Вы с мыслью украинской художницы Т.Н.Яблонской о том, что без красоты и искусства жизнь была бы невыносима?

Литература

1. Гете И.-В. Об искусстве / И.-В. Гете. – М.: Искусство, 1975.

2. Зись А.Я. Виды искусства / А.Я.Зись. – М.: Знание, 1979.

3. Каган М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. – СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. – С. 336 - 350, 433 - 445.

4. Левчук Л.Т. та ін. Естетика: Підручник / Л.Т. Левчук. – К.: Вища школа, 2000. – С. 108 - 137, 182 - 191, 201 - 232.

5. Татаркевич В. Історія шести понять. Мистетство. Прекрасне. Форма. Творчість. Відтворництво. Естетичне переживання / В. Татаркевич. – К.: Юніверс, 2001. – С. 17 - 69.

6. Эстетика: Учеб. пособ. для вузов/ Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 2002. – С. 170 - 172, 184 - 197

7. Бычков В.В. Эстетика: Учебник / В.В. Бычков. – М.: Гардарики, 2002. – С. 266 – 278, 281 – 287.

8. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. 2-е изд., доп. / О.А. Кривцун. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 155 – 352.

9. Естетика: Навч. посібн./ За ред. В.О.Лозового. – К.: Юрінком Інтер, 2004. – С. 120 - 122, 136 - 138.

10. Этика и эстетика: Учебное пособие для самостоятельного изучения дисциплины/ Сост. Пальм Н.Д., Гетало Т.Е. и др. – Харьков: ИД “Инжек”, 2004. – С. 143 - 154.

11. Борев Ю.В. Эстетика / Ю.В. Борев. – М.: Русь-Олимп; АСТ; Астрель, 2005. – С. 199 - 300.

12. Киященко Н.И. Эстетика как философская наука / Н.И. Киященко. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. – С. 407 - 454.

13. Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов вузов / А.Д. Золкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 319 - 375.

14. Бачинин В.А. Искусство / В.А. Бачинин // Бачинин В.А. Эстетика. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – С. 135 - 137.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: