Биологическое бытие человека

Как биологический феномен человек существует, подчиняясь, зову своей телесности, в недрах которой формируется комплекс естественных потребностей, побуждающих человека к действиям, направленным на их немедленное удовлетворение.

Естественные потребности – питание и выделение, половое влечение, деторождение, борьба за жизнь в экстремальных условиях, экспансия за пределы жизненного пространства. Все это свойственно человеку как всему роду животного мира. С первых дней своего возникновения основные усилия человека были направлены на преодоление своей животности. Первый волевой акт выходящего из лона природы был направлен на обуздание своих животных страстей (культура, нормы и правила поведения). Но этот акт исходил не от отдельного индивида, а от первобытного коллектива и широко известен как табу (запрет иметь гарем). Так сексуальный эгоизм человека был преодолен коллективом. Хотя современное общество показывает, что это не совсем так (хотя здесь тоже много точек зрения), человек имеет несколько видов деятельности: умственный и физический труд, духовная. Если они совмещены, то все хорошо, но если убрать физический труд – секс выходит на первое место как фактор, устанавливающий физическое равновесие, гармонию. Сейчас в некоторых странах опять легализованы гаремы.

Современная генная инженерия и др. проникают в святая святых биологического бытия. Становятся обыденностью структурные изменения человеческого тела – пластические операции, изменение пола. При этом возникает этический вопрос: стоит ли выполнять потребность одного индивида, не рискуя потерять биологическую неповторимость и свое – «Я». На сколько клонирование морально? Но нельзя соглашаться и с теми представителями философской антропологии, которые утверждают, что биологическое не выделяет человека из мира животных.

Биологический ресурс человека – его физическая сила, здоровье, жизнестойкость организма, сексуальная энергия и способность к деторождению – это тот природный потенциал, который определяет перспективу и долговечность общественного бытия человека, его профессиональную и общественную пригодность, продолжительность его активной жизни как субъекта социальной деятельности. Сохранять этот ресурс – задача жизни человека.

Все биологическое бытие человека – способы принятия жизни, половой акт, течение болезни, взросление и старость - отмечены печатью человеческой сущности, т.е. осознанны. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер. Наличие человеческого феномена в биологическом бытии человека вряд ли кто может подвергнуть сомнениям, но нельзя его определять как биологическую сущность человека.

Биологическое бытие человека – это субстрат, носитель и предпосылка сущности человека, но не сама эта сущность, т.к. в этой форме бытие человека идентично со всеми другими формами существования животного мира. Появление человеческого в биологическом бытии человека выражает форму инобытия человека, его стремление преодолеть экспансию жизни, начать новый ряд бытия. Для этого необходима высокая духовность и высокий уровень культуры. Иначе, уже был фашизм, исключительность одной расы, избранность нордического характера, особое устройство черепа, цвет волос. Фашизм трактует сущность человека как биологическую, это выгодно. Но отсутствие волос, преобразование под влиянием труда конечности, устройство нервной системы, особый характер удовлетворения сексуальных потребностей, устройство мозга- эти и другие антропологические особенности человека – доказательства преодоления животности. Хотя эти изменения ничтожны по сравнению с изменениями ландшафта Земли и условий человеческого бытия, которые произошли в результате преобразующей деятельности человека.

Прогресс человеческого общества – результат социально-деятельной сущности человека, а не проявление его биологического бытия. В процессе эволюции природы на Земле появлялись и исчезали многие виды растений и животных, и лишь человек, не претерпев заметных изменений в своей биологической сущности, продолжает, численно расти, совершенствуя свою социальную организацию. Говоря о человеческом бытии, мы не можем не коснуться «природы человека».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: